2011-й: год без правил

Обзор самых значимых архитектурных событий 2011 года с комментариями ведущих архитекторов.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

31 Декабря 2011
mainImg
Едва ли не самой масштабной и громкой градостроительной инициативой не только уходящего года, но и десятилетия, стало решение о расширении административных границ Москвы. Проект «Большая Москва», предусматривающий включение в состав столицы 160 га подмосковных земель (это «треугольник», ограниченный Варшавским и Киевским шоссе и границей Московской области с Калужской), обсуждается с середины лета и до сих пор вызывает массу вопросов и споров, хотя уже утвержден и одобрен Советом Федерации. В частности, так и не ясно, в какие сроки будет скорректирован генплан города, площадь которого увеличится в 2, 5 раза, кто и когда будет проектировать на новых московских землях новые административные и социальные объекты (а затеян весь проект, напомним, под эгидой переселения из исторического центра миллионной армии чиновников), а главное, обеспечивать их транспортной и инженерной инфраструктурой. Большинство опрошенных нами экспертов считают подобную глобальную непроясненность проекта его главным недостатком и залогом неудачи – по мнению ряда спикеров, наихудшим сценарием станет тот, при котором административное объединение с областью действительно состоится, строительство будет начато, а затем остановлено или брошено.

Вообще масштабные градостроительные начинания – одна из ключевых тенденций уходящего года. И речь даже не о конкретных проектах, а о включении урбанистики в круг постоянно обсуждаемых, в том числе и на самом высоком уровне, тем. Одним из доказательств можно считать проведение Московского международного урбанистического форума, в котором приняли участие 17 российских регионов и 19 стран, другим – ориентированность федеральных чиновников на сотрудничество с западными архитекторами. В частности, Госдума уже приняла во втором чтении законопроект, разрешающий повторно использовать в РФ проектную документацию, разработанную и уже примененную в странах ЕС. Архитекторы Дмитрий Александров, Сергей Туманин и Сергей Скуратов считают это событие одним из самых негативных и опасных для профессии из всего того, что успело случиться за 2011-й год.

Уходящий год был ознаменован резко возросшей конкурсной активностью. В Москве и Санкт-Петербурге состоялось сразу несколько громких международных архитектурных состязаний, правда, их итоги экспертов, скорее, озадачили, чем обрадовали. И если победа голландского бюро Mecanoo в конкурсе на разработку концепции мастер-плана кампуса Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» нареканий не вызвала, то итоги конкурсов на проекты реконструкции Новой Голландии и Политехнического музея большинство наших спикеров склонны считать неудачей.
 
Так, победителем конкурса на реконструкцию Новой Голландии стало нью-йоркское архитектурное бюро WORKac. «Этот конкурс показал во всей красе, что внятно прописанного технического задания и скрупулезного следования ему для победы совершенно недостаточно, – комментирует архитектор Никита Явейн. – Наоборот, как правило, побеждает тот, кто все нарушает, и Work AC не исключение. Их проект предусматривает снос и частичный демонтаж внутренних конструкций, строительство нового объема вплотную к старому, нарушение фронта застройки по набережной Адмиралтейского канала и многое другое, что вообще-то категорически запрещено законом. Где логика, где смысл?»

Похожие вопросы чаще всего звучали со страниц профессиональной печати и после объявления победителя конкурса на проект реконструкции Политехнического музея – тандема японских архитекторов Naoko Kawamura&Junya Ishugami (совместно с ARUP), предложившего создать вокруг музея сад, частично врытый в землю. И с точки зрения московского климата, и с точки зрения географии музея (самый центр города, под боком – Лубянка), и особенно с точки зрения инженерно-конструктивной части этот проект казался одновременно и самым романтичным, и самым спорным, однако жюри отдало предпочтение именно ему. «Почему именно этот проект? Каким практическим опытом обладают эти архитекторы? На эти и многие другие вопросы мы ответа так и не получили и потому за Политехнический музей очень тревожно», – считает Сергей Скуратов. «На мой взгляд, в этом году слоган «Архитектура – это политика» в нашей стране оправдался на 146%, и конкурс на Политехнический музей с невнятными перспективами по реализации – лишь одно из подтверждений», – вторит коллеге Александр Купцов.

Одним из главных ньюсмейкеров уходящего года, бесспорно, стал проект Сколково. В самом конце февраля Совет Фонда развития инновационного центра «Сколково» определил победителя конкурса на градостроительную концепцию первого российского иннограда – им стало французское архитектурное бюро AREP. В конце мая Григорий Ревзин, архитектурный критик, куратор и эксперт, входящий в состав градостроительного фонда «Сколково», добился широкого привлечения российских архитекторов к проектированию иннограда (эта новость стала одной из ключевых тем выставки «Арх Москва), а осенью стартовал конкурс на жилые кварталы в районе «Технопарк».

Начиналось все очень радужно («Прочитав условия и программу, я увидел в этом адекватный и нормальный процесс возвращения конкурсной культуры в страну», – вспоминает Сергей Туманин), однако затем вскрылись множественные противоречия положений ТЗ реальному положению дел и существующим нормативам, и организаторы стали менять условия конкурса буквально на ходу. Позже и вовсе случился скандал: новосибирское «Архитектурное бюро СП-VI» объявило об отзыве своей заявки на участие, сославшись на то, что градостроительные решения района «Технопарк» находятся в «резком противоречии» с заданными технико-экономическими показателями и не соответствуют российским нормам и правилам. «Вся организация проекта Сколково, с его многочисленными иностранными консультантами и Институтом «Стрелка» в качестве организатора конкурса, на мой взгляд, направлена на дискредитацию отечественной архитектуры», – считает Сергей Скуратов, добавляя, что не имеет ничего против «Стрелки», но не согласен с установившейся монополией института на всевозможные архитектурные конкурсы и градостроительные инициативы (в 2011-м году институт также выступил консультантом уже упомянутого конкурса на проект реконструкции Политеха и разработки концепции развития ЦПКиО им. Горького). Игорь Шварцман, руководитель ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры», также выдвигает происходящее в Сколково в число главных архитектурных событий уходящего года, высказывая сожаление по поводу того, в какое положение в «пресловутых конкурсах» поставлены российские архитекторы. «Бесспорно, вызывают уважение попытки некоторых авторов хоть как-то выразиться в неоднозначных предлагаемых обстоятельствах, – говорит Шварцман, – но в целом надежд на Сколково у профессионального сообщества почти не осталось… Можно попробовать понадеяться на предстоящий конкурс по «Большой Москве». Впрочем, организационная неразбериха отнюдь не помешала этому конкурсу собрать большое количество очень качественных и интересных проектов, чего в отечественной архитектурной практике уже довольно давно не случалось. 

2011-й стал годом завершения двух бесконечно долгих реконструкций – в эксплуатацию сданы Московский планетарий и Большой театр. Первый реконструировался 15 лет, второй – 6. А вот новых реализаций уходящий год принес мало – объекты, построенные или достроенные в этом году, можно пересчитать по пальцам одной руки. Это, в первую очередь, Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии, за который Архитектурная мастерская А.Асадова получила на «Зодчестве-2011» «Хрустального Дедала». Еще одной реализацией, удостоенной профессиональной награды, стал трубный электросварочный цех «Высота 239» Челябинского Трубопрокатного Завода (архитекторы Владимир Юданов и Сергей Ильшев) – лауреат премии «Дом года» в номинации «Выбор профессионалов». В числе других реализаций года – деловой комплекс «Санкт-Петербург Плаза» («Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss, «SPEECH Чобан&Кузнецов») (Берлин) и «Дом на Мосфильмовской» («Сергей Скуратов Architects»), от которого, кстати, именно в этом году удалось окончательно отвести угрозу частичного демонтажа.

В завершение обзора главных архитектурных событий года нельзя не упомянуть такие ключевые для профессионального сообщества мероприятия, как фестивали и премии. К сожалению, и в этом смысле 2011-й никаких выдающихся свершений не принес, что не преминули отметить все наши собеседники. Так, большинство из них оказались разочарованы итогами конкурса «Золотое сечение», на котором награды впервые были вручены не за конкретные проекты и реализации, а по совокупности заслуг. А Сергей Туманин одним из главных отрицательных впечатлений года назвал фестиваль «Зодчество-2011»: «Слишком  тяжелый случай, что-то надо менять, но не понятно, что и как». Александр Купцов был еще более краток: «Этот фестиваль – демонстрация архитектуры без архитекторов». Сергей Скуратов считает фестиваль не более, чем красноречивым отражением ситуации в архитектуре в целом: «Профессиональная занятость в этом году снизилась в разы – мы почти ничего не строим и мало что проектируем, наша основная работа сейчас – это участие в конкурсах, зачастую не имеющих ни четких правил игры, ни каких-либо перспектив на реализацию. Поэтому могу сказать, что основной тенденцией года мне кажется вытеснение профессионального сознания и вообще понятия профессионализма из архитектурно-строительного процесса. Очень хочется, чтобы в следующем году ситуация изменилась к лучшему, но никаких особых предпосылок к этому в нынешних условиях, я, честно говоря, не вижу». 
Фестиваль «Зодчество-2011». Фото Анны Мартовицкой
Большая Москва. Схема присоединяемых территорий
zooming
Градостроительная концепция развития иннограда «Сколково». Арх.: AREP (Франция)
zooming
Финалисты первого тура конкурса на жилые кварталы в районе «Технопарк» иннограда Сколково. Фото Елены Петуховой
zooming
Архитектор Франсин Хубен представляет проект бюро Mecanoo членам жюри
zooming
Концепция реконструкции Новой Голландии. Проект WORCac. Фото Анны Мартовицкой.
zooming
Проект реконструкции Политехнического музея Naoko Kawamura&Junya Ishugami (совместно с ARUP)
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
Дом на Мосфильмовской
zooming
Высота 239. Фото Ильи Иванова
Деловой комплекс «Санкт-Петербург Плаза». Фото Алексея Народицкого


31 Декабря 2011

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Алгоритмы и экономия времени: архитектор Лео Штуккардт...
Лео Штуккардт, руководитель проектов в бюро MVRDV и выпускник программы «Новая норма» Института «Стрелка», приехал в Санкт-Петербург на международную конференцию In The City, где рассказал о своем новом проекте и объяснил, какими должны быть современные методы проектирования.
Пресса: Что хорошего в Москве оставила вполне шизофреническая...
Вчера не стало Юрия Лужкова. Двумя месяцами ранее ушел из жизни архитектор Александр Кузьмин. Он пробыл в должности главного архитектора Москвы с 1996 по 2012 год. Этот промежуток охватывает почти весь срок правления легендарного и противоречивого мэра.
МАРШ: Параметрическое проектирование
Курс «Параметрическое проектирование» призван восстановить связь между абстрактной геометрией, реальными материалами и производством. Представляем итоговые работы студентов, которые разработали фасады для паркинга – сложносочиненные, но не дорогие и удобные в монтаже.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.