English version

Треугольник знаний

В Калужской области мастерская «Архитектурный диалог с мегаполисом» спроектировала школу для сообщества «Китеж», объединяющего приемных родителей. Правда, на этот раз в диалог архитекторам пришлось вступить не с плотной застройкой города, а с лирическими холмистыми пейзажами.

mainImg
Мастерская:
ADM http://adm-arch.ru
Проект:
Китежский центр развития семьи и детей
Россия, деревня Китеж

2011 — 6.2011

Заказчик: Некоммерческое партнерство приемных семей «Китеж»,  ООО «Корпус»
«Китеж» существует с 1992 года, и сегодня это целый поселок, в котором дети-сироты обитают вместе со своими приемными родителями, адаптируясь к социуму и получая среднее образование. До самого недавнего времени классами служили те же дома, в которых семьи живут, но количество учеников постоянно растет, программа обучения усложняется, и «Китежу» все нужнее настоящая школа. Место под ее строительство было выделено на прилегающем к поселению поле, а функциональную программу будущего учебного заведения заказчики постарались сделать максимально разнообразной, то есть «на вырост»: в состав школы войдут бассейн, театральный зал, художественные мастерские и небольшая гостиница для педагогов-волонтеров.

Архитектор Андрей Романов вспоминает, что работа над проектом началась с тщательного анализа роли будущей школы в структуре поселка. Сегодня у жителей «Китежа» фактически нет места, где они могли бы собраться все вместе, организовать масштабный праздник, принять гостей (которых в сообщество приезжает очень много), поэтому проектируемый объем изначально задумывался не только как учебное заведение, но и своего рода общественный центр. Причем этот центр авторы проекта стремились трактовать не только как функцию, но и как архитектурно-градостроительный образ, и потому придумывали здание, которое бы самой своей формой символизировало эпицентр социально-культурной активности.

«Одним из прообразов, в частности, для нас служила классическая европейская площадь, вокруг которой организована вся жизнь города, – рассказывает Андрей Романов. – Кроме того, проектируя школу, мы очень хотели уйти от традиционной коридорной системы – бесспорно, функциональной, но очень уж унылой, – и сделать коридор, который бы был раскрыт на какой-нибудь эффектный вид. Думаю, именно эти две задачи сообща и привели к появлению конечной формы нашего здания».

В плане школа имеет форму почти равностороннего треугольника с плавно скругленными углами. Центр этой фигуры вырезан, и на его месте организована площадь с озером и живописным холмом под открытым небом (зимой водоем превращается в каток, а холм – в горку). Именно на это благоустроенное пространство и раскрыт коридор, связывающий все основные помещения школы. Фактически архитекторы трактуют его как галерею, по которой здание можно обойти по внутреннему периметру.

Поскольку вокруг будущей школы преобладают поля и редкие невысокие строения, авторам проекта казалось очень важным максимально вписать здание в существующий ландшафт. Выбранная форма и плавные контуры пологой кровли, а также минимальная этажность визуально скрадывают довольно большую площадь объекта (почти 3 тысяч кв.м.) и словно рифмуют объем с окружающими холмами. Многократно усиливает это ощущение и выбранный материал облицовки – фасады будущей школы предполагается сделать полностью деревянными, а кровлю выполнить из гибкой черепицы.

Сделав центром композиции уютный, но вместительный двор, архитекторы соответствующим образом скомпоновали и все внутренние помещения. Южная сторона треугольника заметно утолщена – здесь расположены столовая, школьный театр и спортивный комплекс с бассейном и балетными классами. Коридор в этой части здания также расширен за счет террасы, которая в теплое время года превратится в игровую площадку на открытом воздухе, а над ней, на втором этаже, спроектирована гостиница для волонтеров. По двум противоположным сторонам треугольного объема расположены учебные классы – это крыло архитекторы сделали одноэтажным, замкнув цепочку кабинетов помещениями, нуждающимися в более высоких потолках (например, кабинет информатики с одной стороны и входной вестибюль с другой), для того, чтобы максимально использовать пространство под постепенно подрастающей кровлей. Идеально треугольную форму двора нарушает лишь небольшая круглая в плане пристройка, в которой разместились художественные мастерские, заменившие собой обычные кабинеты труда.

Скучный норматив о необходимости создания вокруг школы замкнутого контура двора мастерская ADM словно вывернула наизнанку – в учебном заведении «Китежа» двор находится не за унылым железным забором, а внутри самого здания. И хотя за счет этого школа получилась существенно крупнее, чем все остальные постройки в деревне, архитекторы смогли сделать этот объем максимально органичным своему окружению. Мягкая пластика фасадов и кровли, а также насыпной холм во внутреннем дворе продолжают существующий рельеф, а деревянная обшивка фасадов и перфорация множеством квадратных окошек роднят новое здание с уже существующими в поселке, поднимая стихийно сложившуюся здесь архитектурную традицию на качественно новый уровень.

zooming
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
© ADM
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
© ADM
zooming
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
© ADM
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
© ADM
zooming
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
© ADM
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
© ADM
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
© ADM
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
© ADM
Мастерская:
ADM http://adm-arch.ru
Проект:
Китежский центр развития семьи и детей
Россия, деревня Китеж

2011 — 6.2011

Заказчик: Некоммерческое партнерство приемных семей «Китеж»,  ООО «Корпус»

15 Декабря 2011

ADM: другие проекты
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Похожие статьи
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.