English version

Треугольник знаний

В Калужской области мастерская «Архитектурный диалог с мегаполисом» спроектировала школу для сообщества «Китеж», объединяющего приемных родителей. Правда, на этот раз в диалог архитекторам пришлось вступить не с плотной застройкой города, а с лирическими холмистыми пейзажами.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

15 Декабря 2011
mainImg
Мастерская:
ADM
Проект:
Китежский центр развития семьи и детей
Россия, деревня Китеж

2011 — 2011

Некоммерческое партнерство приемных семей «Китеж» ООО «Корпус»
«Китеж» существует с 1992 года, и сегодня это целый поселок, в котором дети-сироты обитают вместе со своими приемными родителями, адаптируясь к социуму и получая среднее образование. До самого недавнего времени классами служили те же дома, в которых семьи живут, но количество учеников постоянно растет, программа обучения усложняется, и «Китежу» все нужнее настоящая школа. Место под ее строительство было выделено на прилегающем к поселению поле, а функциональную программу будущего учебного заведения заказчики постарались сделать максимально разнообразной, то есть «на вырост»: в состав школы войдут бассейн, театральный зал, художественные мастерские и небольшая гостиница для педагогов-волонтеров.

Архитектор Андрей Романов вспоминает, что работа над проектом началась с тщательного анализа роли будущей школы в структуре поселка. Сегодня у жителей «Китежа» фактически нет места, где они могли бы собраться все вместе, организовать масштабный праздник, принять гостей (которых в сообщество приезжает очень много), поэтому проектируемый объем изначально задумывался не только как учебное заведение, но и своего рода общественный центр. Причем этот центр авторы проекта стремились трактовать не только как функцию, но и как архитектурно-градостроительный образ, и потому придумывали здание, которое бы самой своей формой символизировало эпицентр социально-культурной активности.

«Одним из прообразов, в частности, для нас служила классическая европейская площадь, вокруг которой организована вся жизнь города, – рассказывает Андрей Романов. – Кроме того, проектируя школу, мы очень хотели уйти от традиционной коридорной системы – бесспорно, функциональной, но очень уж унылой, – и сделать коридор, который бы был раскрыт на какой-нибудь эффектный вид. Думаю, именно эти две задачи сообща и привели к появлению конечной формы нашего здания».

В плане школа имеет форму почти равностороннего треугольника с плавно скругленными углами. Центр этой фигуры вырезан, и на его месте организована площадь с озером и живописным холмом под открытым небом (зимой водоем превращается в каток, а холм – в горку). Именно на это благоустроенное пространство и раскрыт коридор, связывающий все основные помещения школы. Фактически архитекторы трактуют его как галерею, по которой здание можно обойти по внутреннему периметру.

Поскольку вокруг будущей школы преобладают поля и редкие невысокие строения, авторам проекта казалось очень важным максимально вписать здание в существующий ландшафт. Выбранная форма и плавные контуры пологой кровли, а также минимальная этажность визуально скрадывают довольно большую площадь объекта (почти 3 тысяч кв.м.) и словно рифмуют объем с окружающими холмами. Многократно усиливает это ощущение и выбранный материал облицовки – фасады будущей школы предполагается сделать полностью деревянными, а кровлю выполнить из гибкой черепицы.

Сделав центром композиции уютный, но вместительный двор, архитекторы соответствующим образом скомпоновали и все внутренние помещения. Южная сторона треугольника заметно утолщена – здесь расположены столовая, школьный театр и спортивный комплекс с бассейном и балетными классами. Коридор в этой части здания также расширен за счет террасы, которая в теплое время года превратится в игровую площадку на открытом воздухе, а над ней, на втором этаже, спроектирована гостиница для волонтеров. По двум противоположным сторонам треугольного объема расположены учебные классы – это крыло архитекторы сделали одноэтажным, замкнув цепочку кабинетов помещениями, нуждающимися в более высоких потолках (например, кабинет информатики с одной стороны и входной вестибюль с другой), для того, чтобы максимально использовать пространство под постепенно подрастающей кровлей. Идеально треугольную форму двора нарушает лишь небольшая круглая в плане пристройка, в которой разместились художественные мастерские, заменившие собой обычные кабинеты труда.

Скучный норматив о необходимости создания вокруг школы замкнутого контура двора мастерская ADM словно вывернула наизнанку – в учебном заведении «Китежа» двор находится не за унылым железным забором, а внутри самого здания. И хотя за счет этого школа получилась существенно крупнее, чем все остальные постройки в деревне, архитекторы смогли сделать этот объем максимально органичным своему окружению. Мягкая пластика фасадов и кровли, а также насыпной холм во внутреннем дворе продолжают существующий рельеф, а деревянная обшивка фасадов и перфорация множеством квадратных окошек роднят новое здание с уже существующими в поселке, поднимая стихийно сложившуюся здесь архитектурную традицию на качественно новый уровень.

zooming
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011, в процессе строительства © ADM
Китежский центр развития семьи и детей. Проект, 2011, в процессе строительства © ADM
zooming
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011, в процессе строительства © ADM
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011, в процессе строительства © ADM
zooming
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011, в процессе строительства © ADM
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011, в процессе строительства © ADM
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011, в процессе строительства © ADM
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011, в процессе строительства © ADM


Мастерская:
ADM
Проект:
Китежский центр развития семьи и детей
Россия, деревня Китеж

2011 — 2011

Некоммерческое партнерство приемных семей «Китеж» ООО «Корпус»

15 Декабря 2011

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Сейчас на главной
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.