Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.12.2011

Треугольник знаний

Анна Мартовицкая
Объект:
Китежский центр развития семьи и детей
Адрес:
Россия, Калужская область, деревня Китеж
Архитектор:
Андрей Романов
Екатерина Кузнецова
Мастерская:
ADM

В Калужской области мастерская «Архитектурный диалог с мегаполисом» спроектировала школу для сообщества «Китеж», объединяющего приемных родителей. Правда, на этот раз в диалог архитекторам пришлось вступить не с плотной застройкой города, а с лирическими холмистыми пейзажами.

Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
© ADM
«Китеж» существует с 1992 года, и сегодня это целый поселок, в котором дети-сироты обитают вместе со своими приемными родителями, адаптируясь к социуму и получая среднее образование. До самого недавнего времени классами служили те же дома, в которых семьи живут, но количество учеников постоянно растет, программа обучения усложняется, и «Китежу» все нужнее настоящая школа. Место под ее строительство было выделено на прилегающем к поселению поле, а функциональную программу будущего учебного заведения заказчики постарались сделать максимально разнообразной, то есть «на вырост»: в состав школы войдут бассейн, театральный зал, художественные мастерские и небольшая гостиница для педагогов-волонтеров.

Архитектор Андрей Романов вспоминает, что работа над проектом началась с тщательного анализа роли будущей школы в структуре поселка. Сегодня у жителей «Китежа» фактически нет места, где они могли бы собраться все вместе, организовать масштабный праздник, принять гостей (которых в сообщество приезжает очень много), поэтому проектируемый объем изначально задумывался не только как учебное заведение, но и своего рода общественный центр. Причем этот центр авторы проекта стремились трактовать не только как функцию, но и как архитектурно-градостроительный образ, и потому придумывали здание, которое бы самой своей формой символизировало эпицентр социально-культурной активности.

«Одним из прообразов, в частности, для нас служила классическая европейская площадь, вокруг которой организована вся жизнь города, – рассказывает Андрей Романов. – Кроме того, проектируя школу, мы очень хотели уйти от традиционной коридорной системы – бесспорно, функциональной, но очень уж унылой, – и сделать коридор, который бы был раскрыт на какой-нибудь эффектный вид. Думаю, именно эти две задачи сообща и привели к появлению конечной формы нашего здания».

В плане школа имеет форму почти равностороннего треугольника с плавно скругленными углами. Центр этой фигуры вырезан, и на его месте организована площадь с озером и живописным холмом под открытым небом (зимой водоем превращается в каток, а холм – в горку). Именно на это благоустроенное пространство и раскрыт коридор, связывающий все основные помещения школы. Фактически архитекторы трактуют его как галерею, по которой здание можно обойти по внутреннему периметру.

Поскольку вокруг будущей школы преобладают поля и редкие невысокие строения, авторам проекта казалось очень важным максимально вписать здание в существующий ландшафт. Выбранная форма и плавные контуры пологой кровли, а также минимальная этажность визуально скрадывают довольно большую площадь объекта (почти 3 тысяч кв.м.) и словно рифмуют объем с окружающими холмами. Многократно усиливает это ощущение и выбранный материал облицовки – фасады будущей школы предполагается сделать полностью деревянными, а кровлю выполнить из гибкой черепицы.

Сделав центром композиции уютный, но вместительный двор, архитекторы соответствующим образом скомпоновали и все внутренние помещения. Южная сторона треугольника заметно утолщена – здесь расположены столовая, школьный театр и спортивный комплекс с бассейном и балетными классами. Коридор в этой части здания также расширен за счет террасы, которая в теплое время года превратится в игровую площадку на открытом воздухе, а над ней, на втором этаже, спроектирована гостиница для волонтеров. По двум противоположным сторонам треугольного объема расположены учебные классы – это крыло архитекторы сделали одноэтажным, замкнув цепочку кабинетов помещениями, нуждающимися в более высоких потолках (например, кабинет информатики с одной стороны и входной вестибюль с другой), для того, чтобы максимально использовать пространство под постепенно подрастающей кровлей. Идеально треугольную форму двора нарушает лишь небольшая круглая в плане пристройка, в которой разместились художественные мастерские, заменившие собой обычные кабинеты труда.

Скучный норматив о необходимости создания вокруг школы замкнутого контура двора мастерская ADM словно вывернула наизнанку – в учебном заведении «Китежа» двор находится не за унылым железным забором, а внутри самого здания. И хотя за счет этого школа получилась существенно крупнее, чем все остальные постройки в деревне, архитекторы смогли сделать этот объем максимально органичным своему окружению. Мягкая пластика фасадов и кровли, а также насыпной холм во внутреннем дворе продолжают существующий рельеф, а деревянная обшивка фасадов и перфорация множеством квадратных окошек роднят новое здание с уже существующими в поселке, поднимая стихийно сложившуюся здесь архитектурную традицию на качественно новый уровень.

Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
© ADM
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
© ADM
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
© ADM
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
© ADM
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
© ADM
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
© ADM
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
Китежский центр развития семьи и детей. Проект 2011
© ADM