Супергерои дизайна и мутанты архитектуры

11 октября в Москве стартовала Moscow Design Week 2011. Программа фестиваля включает в себя множество проектов: от экспозиции коммерческих интерьеров Made in Italy до выставки предметов и эскизов Луиджи Колани. «Дизайн – это все то многообразие, что окружает вас», – уверен Александр Федотов, куратор нынешней Moscow Design Week, и фестиваль убедительно доказывает, что это действительно так.

Автор текста:
Алтынай Раскалиева

14 Октября 2011
mainImg
Ключевые выставки фестиваля объединены в два проекта: Design Superheroes и Mutant Architecture&Design. Супергерои дизайна представили три интерпретации на тему дома. Мастер игры со светом Инго Маурер вместе с молодым дизайнером Акселем Шмидтом привезли инсталляцию под названием «Ablaze-sentimento (s)travolgente», что означает игру слов, где «восприятие» одновременно оказывается и «искаженным», и «шокирующим и невероятным». Авторы показывают сгоревшую постройку, внутри которой медленно раскачивается огромный маятник. Покосившийся на одну сторону дом-призрак становится совершенно зловещим, когда его стены неожиданно наполняются дымом. «В жизни очень важно быть заинтригованным, спровоцированным на действие», – утверждает Инго Маурер. И его «дом в огне» успешно справляется с этой задачей: многие посетители Московской Недели Дизайна подолгу набирались храбрости, чтобы заглянуть в его окна. Ранее эта инсталляция была представлена на Неделе дизайна в Милане.
«Ablaze-sentimento (s)travolgente». Ingo Maurer, Alex Schmidt. Фотография Алтынай Раскалиевой
«Ablaze-sentimento (s)travolgente». Ingo Maurer, Alex Schmidt. Фотография Алтынай Раскалиевой

Другим супергероем Moscow Design Week 2011 стал Рон Гилад, американский дизайнер израильского происхождения. В своей инсталляции Neighborhood художник развивает идею виртуального глобального соседства. Согласно первоначальному авторскому замыслу, 17 металлических каркасов, отдаленно напоминающих объемные контуры традиционных домов с двускатными крышами, должны быть расставлены по окружности с радиусом 20 метров – что-то вроде фантомной площади. «Любой дом – это изначально набор линий», – комментирует дизайнер. Его простые линии повисают в трехмерном пространстве как карандашные зарисовки. «Я хотел создать некую абстрактную среду, состоящую из фрагментов, которые подробно акцентирует внимание зрителя на том, что такое угол, дверь, окно, отверстие. Если говорить в общем, мой проект показывает, как эти элементы создают пространство», – поясняет Рон Гилад. Впрочем, в московских реалиях проекту было суждено мутировать: размещенные на одной из аллей Парка Горького, стальные скульптуры Гилада не образуют круг, а вытягиваются по прямой линии. «Neighborhood» превратился в «Boulevard», – смеется дизайнер.
Neighborhood. Ron Gilod. Фотография Алтынай Раскалиевой

Последний проект Design Superheroes – Matrioshka Superhero от Якопо Фоджини. Этот мастер известен своей любовью к метакрилату – материалу, напоминающему застывшее жидкое стекло и обладающему удивительной светопроницаемостью. На этот раз дизайнер пофантазировал над культовым для России символом – матрешкой. Представив ее в разрезе и окрасив в яркие цвета, Якопо Фоджини создал на стене зала ЦДХ радужный витраж высотой около 6 метров. По мнению автора в его композиции «сильно женское начало, пересекаются культура, история и даже философия».
Matrioshka Superhero, Якопо Фоджини. Фотография Алтынай Раскалиевой
Matrioshka Superhero, Якопо Фоджини. Фотография Алтынай Раскалиевой

Не менее концептуальные проекты представили голландский художник Ли Эделькорт и итальянский дизайнер Луиджи Колани. В Музее архитектуры они показывают экспозиции, в которых стремятся к единению архитектуры, дизайна и природы. «Нам нужно учиться наблюдать за природой и использовать подручные материалы», – убеждена Ли Эделькорт. Она черпает вдохновение у птиц, строящих гнезда, Луиджи Колани же восхищает многомерный дизайн паутины.

Коммерческая часть программы фестиваля собрана в рамках проекта Mutant Architecture&Design, куратором которого выступает Джильда Бойарди, редактор итальянского журнала Interni. Он включает экспозицию «Spirit in a bottle» – коллекцию ручек, карандашей, сумок и очков, созданных Джулио Иакетти для Moleskine, «Лежащую арку» Archetto Seating от лондонской студии Sybarite, арт-контейнеры "Lib(e)ro" от Сецу и Шинобу Ито, а также  три предмета интерьера от Sashadasha design. А на территории фабрики «Красный Октябрь» разместилась выставка архитектора и дизайнера Джулио Каппеллини Made in Italy. Для своей экспозиции Каппеллини отобрал предметы интерьера, созданные на таких брендовых итальянских фабриках, как B&B Italia, Driade, Agape, Poltrona Frau, Cassina и др.

Уникальность Moscow Design Week – пожалуй, именно в разнообразии фестивальной программы. И, нужно признать, что организаторы фестиваля сознательно делали ставку именно на это, ведь современные потребители дизайна, как подчеркивает Ли Эделькорт, «очень любят Филиппа Старка, но предпочтение всегда отдают ИКЕА».
Spirit in a bottle. Gulio Iachetti for Moleskine. Фотография Алтынай Раскалиевой
Spirit in a bottle. Gulio Iachetti for Moleskine. Фотография Алтынай Раскалиевой
Sashadasha Design. Фотография Алтынай Раскалиевой
Кресло от Gulio Cappellini. Фотография Алтынай Раскалиевой
Предметы интерьера Made in Italy. Фотография Алтынай Раскалиевой
Первые гости Moscow Design Week. Фотография Алтынай Раскалиевой
Джильда Бойарди, Инго Маурер, Александр Федотов. Фотография Алтынай Раскалиевой
Александр Федотов с гостем Moscow Design Week. Фотография Алтынай Раскалиевой
Джильда Бойарди на экспозиции Made in Italy. Фотография Алтынай Раскалиевой

14 Октября 2011

Автор текста:

Алтынай Раскалиева
comments powered by HyperComments
Свет слов
С сентября в России снова начал выходить знаменитый итальянский журнал о дизайне INTERNI. Свое возвращение журнал отметил экспозицией на Moscow design week, автором которой выступил архитектор Арсений Леонович.
В преддверии «Зодчества»
Одно из главных событий следующей недели, а равно и целого архитектурного года – XVIII фестиваль «Зодчество» – стартует 14 октября. Предваряет международный смотр самый масштабный праздник московских дизайнеров Sretenka Design Week.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.