Выставка состоит из двух частей. В центре сводчатого зала расставлены мониторы, показывающие ролики с проектами Ц:СА разных лет. По периметру на стенах развешаны планшеты с проектами номинантов концептуального конкурса «Пространство современной архитектуры». Его результаты торжественно объявили в Аптекарском приказе в понедельник.
Конкурсное задание было сформулировано предельно широко: «превращение всей России в пространство современной архитектуры». Причем любыми средствами, что некоторых судей даже смутило. По словам Евгения Асса, прочитав программу он решил, «…что ничего хорошего не будет – такое пространство должно складываться в мозгах, а с этим у нас плоховато». Однако 200 с лишним работ, присланных на конкурс, убедили в обратном. Кроме Асса в жюри вошли Александр Бродский, Проект Меганом, Обледенение архитекторов, Aрт-Бля, Alfred Jacoby, MVRDV, и другие именитые архитекторы. Каждый судья мог выбрать из общего числа по 10 проектов, победителей же определила статистика.
Наибольшее число голосов набрал проект Максима Малеина. Следующим оказался проект Анастасии Грицковой и Татьяны Лешихиной «We are what we look at», проецирующий архитектурное сознание на картинки комикса. Еще один проект-победитель Натальи Суховой и Юстуса Вуншика продолжает начатую журналом «Проект Россия» дискуссию о возможностях микрорайонной застройки. Сразу два призовых места получили Никита Асадов и Елизавета Фонская: одно за симпатичный проект «Осмысленная пустота: тотальная иллюзия» с цитатой из картины В. Венецианова «Спящий пастушок» – как заметил все тот же Евгений Асс: «это отчаянное признание того, что современная архитектура в России невозможна». Другое – за проект «Маршрут Путин» с мигрирующей вслед за премьером столицей. В число победителей также попал проект «Global table», – бесконечный дискуссионный стол о проблемах современной архитектуры, напоминающий проекты опоясывающих планету урбанистических структур итальянской группы Суперстудио 1970-х годов. Члены жюри также кое-что представили и от себя. Например, Евгений Асс и Александр Раппапорт показали карту урбанизированной России, покрытой сеткой линий метро.
Все десять коллективов, победивших в конкурсе, станут участниками специального выставочного проекта Музея архитектуры, посвященного лучшим молодым архитекторам. А Институт Архитектуры Баухаус – Дессау наградил понравившихся ему авторов сертификатами на обучение.
Надо признать, что тематика конкурса, действительно, выбрана символичная. Когда Центру современной архитектуры было девять лет и несколько месяцев, его директор стала директором музея архитектуры. Теперь Центру десять, это серьезный возраст, пора расширяться, то есть распространять свою прогрессивную деятельность на всю страну. Нельзя сказать, чтобы Ц:СА когда-либо ограничивался только Москвой – напротив, Центр упорно продвигал прогрессивные западные идеи как в Москве, так и в больших городах. Благодаря лекционной программе CREDO Москву посетили «звезды» мировой архитектуры – Рем Колхаас, Кионоре Кикутаке, Норман Фостер, Доминик Перро и многие другие, собиравшие по несколько сотен слушателей. Ц:СА транслировал передовые идеи запада через выставки (например, «уDUTCHная архитектура» и др.), конкурсы (PermMuseum XX1, Zeppelinstation в Берлине, «Москва-река в Москве» и др.), проектные семинары и профессиональные дискуссии, а также и более массовые форматы как кино и телепередачи. В течение 10 лет Центр создавал свое «пространство современной архитектуры», провоцируя публичное обсуждение самых острых архитектурных вопросов. И вот теперь, по достижении зрелого десятилетнего возраста объединившись с главным архитектурным музеем страны, Ц:СА, похоже задумал нести эти же прогрессивные идеи в народ. Там будет видно, удастся ли разбудить «спящих пастушков» с картины Венецианова и привить им прогрессивные мысли, или же придется ограничиться деятельностью проверенных представителей прогрессивной общественности.
Евгений Асс, Александр Раппапорт, архитекторы асс.