Культуру в массы

Вчера, 24 января, в Аптекарском приказе Музея архитектуры были объявлены итоги конкурса «Пространство современной архитектуры», организованного Центром современной архитектуры (Ц:СА) к своему 10-летнему юбилею.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

25 Января 2011
mainImg
Если Давид Сакрисян, будучи не вполне архитектурным человеком, за десять лет создал в процессе бурной экспозиционно-общественной деятельности внутри тихого ГНИМА новую, хотя и неформальную структуру МУАР, – то новый директор Ирина Коробьина пришла в МУАР-ГНИМА с собственной, и хорошо известной, структурой – Центром современной архитектуры (Ц:СА). Теперь Ц:СА отмечает 10-летний юбилей, и в музее начиная с прошлой пятницы проходил целый цикл праздничных мероприятий. Среди них несколько лекций, презентация книги «Ц:СА +5» с отчетом о деятельности Центра за последние пять лет, и – в качестве кульминации – выставка в здании Аптекарского приказа.

Выставка состоит из двух частей. В центре сводчатого зала расставлены мониторы, показывающие ролики с проектами Ц:СА разных лет. По периметру на стенах развешаны планшеты с проектами номинантов концептуального конкурса «Пространство современной архитектуры». Его результаты торжественно объявили в Аптекарском приказе в понедельник.

Конкурсное задание было сформулировано предельно широко: «превращение всей России в пространство современной архитектуры». Причем любыми средствами, что некоторых судей даже смутило. По словам Евгения Асса, прочитав программу он решил, «…что ничего хорошего не будет – такое пространство должно складываться в мозгах, а с этим у нас плоховато». Однако 200 с лишним работ, присланных на конкурс, убедили в обратном. Кроме Асса в жюри вошли Александр Бродский, Проект Меганом, Обледенение архитекторов, Aрт-Бля, Alfred Jacoby, MVRDV, и другие именитые архитекторы. Каждый судья мог выбрать из общего числа по 10 проектов, победителей же определила статистика.

Наибольшее число голосов набрал проект Максима Малеина. Следующим оказался проект Анастасии Грицковой и Татьяны Лешихиной «We are what we look at», проецирующий архитектурное сознание на картинки комикса. Еще один проект-победитель Натальи Суховой и Юстуса Вуншика продолжает начатую журналом «Проект Россия» дискуссию о возможностях микрорайонной застройки. Сразу два призовых места получили Никита Асадов и Елизавета Фонская: одно за симпатичный проект «Осмысленная пустота: тотальная иллюзия» с цитатой из картины В. Венецианова «Спящий пастушок» – как заметил все тот же Евгений Асс: «это отчаянное признание того, что современная архитектура в России невозможна». Другое – за проект «Маршрут Путин» с мигрирующей вслед за премьером столицей. В число победителей также попал проект «Global table», – бесконечный дискуссионный стол о проблемах современной архитектуры, напоминающий проекты опоясывающих планету урбанистических структур итальянской группы Суперстудио 1970-х годов.  Члены жюри также кое-что представили и от себя. Например, Евгений Асс и Александр Раппапорт показали карту урбанизированной России, покрытой сеткой линий метро.

Все десять коллективов, победивших в конкурсе, станут участниками специального выставочного проекта Музея архитектуры, посвященного лучшим молодым архитекторам. А Институт Архитектуры Баухаус – Дессау наградил понравившихся ему авторов сертификатами на обучение.

Надо признать, что тематика конкурса, действительно, выбрана символичная. Когда Центру современной архитектуры было девять лет и несколько месяцев, его директор стала директором музея архитектуры. Теперь Центру десять, это серьезный возраст, пора расширяться, то есть распространять свою прогрессивную деятельность на всю страну. Нельзя сказать, чтобы Ц:СА когда-либо ограничивался только Москвой – напротив, Центр упорно продвигал прогрессивные западные идеи как в Москве, так и в больших городах. Благодаря лекционной программе CREDO Москву посетили «звезды» мировой архитектуры – Рем Колхаас, Кионоре Кикутаке, Норман Фостер, Доминик Перро и многие другие, собиравшие по несколько сотен слушателей. Ц:СА транслировал передовые идеи запада через выставки (например, «уDUTCHная архитектура» и др.),  конкурсы (PermMuseum XX1, Zeppelinstation в Берлине, «Москва-река в Москве» и др.), проектные семинары и профессиональные дискуссии, а также и более массовые форматы как кино и телепередачи. В течение 10 лет Центр создавал свое «пространство современной архитектуры», провоцируя публичное обсуждение самых острых архитектурных вопросов. И вот теперь, по достижении зрелого десятилетнего возраста объединившись с главным архитектурным музеем страны, Ц:СА, похоже задумал нести эти же прогрессивные идеи в народ. Там будет видно, удастся ли разбудить «спящих пастушков» с картины Венецианова и привить им прогрессивные мысли, или же придется ограничиться деятельностью проверенных представителей прогрессивной общественности.
фото Натальи Коряковской
Анастасия Грицкова, Татьяна Лешихина
Наталия Сухова и Юстус Вуншик
Никита Асадов, Елизавета Фонская.
Никита Асадов, Елизавета Фонская.
Павел Волков
zooming
Евгений Асс, Александр Раппапорт, архитекторы асс.


25 Января 2011

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.