Например, несложно убедиться, что не только Москва, но и вся Россия теперь уже хорошо знакома в европейскими достижениями. Особенно популярен Калатрава. Мост через Волгу, например, у нас может возникнуть – почти такой, как у того в Валенсии. А рядышком – дом, почти как у MVDRV, только еще немножечко хитрее. Но популярны и российские знаменитости. Cooper house, например, породил целый урожай медных домов, и они продолжают появляться. Возможно, скоро у нас их будет больше, чем в Европе, несмотря на дороговизну материала, а не исключено, что именно из-за нее. Еще популярен как образец для подражания «дом-пингвин», построенный А.Скоканом для Капитал-групп.
А где еще, как не на «Зодчестве» можно увидеть гигантский храм-памятник, строящийся в Магадане на конструкциях недоделанного дома Советов? Да еще и в замечательном стиле – владимирско-новгородском, прямо так и написано: наверное, намекает на то, что Магадане и владимирцы бывали, и новгородцы. С неплохими, между прочим, капителями. Хотя сам по себе такой храм-памятник, наверное, в Магадане нужен. Только «Зодчество» в полной мере позволяет представить себе, насколько в действительности широка наша родная страна и чего только в ней нет – и хорошего, и не очень, и просто замечательного.
Перемешано здесь многое. На «Зодчестве», например, каждый год можно увидеть несколько отчетов о хорошей реставрации: сейчас это питерский Александринский театр и кремлевский дворец патриарха Никона. И опять же дети… Традиционно детские работы – одно из самых сильных мест выставки, во всяком случае приятных для глаза и понятных простому смертному. Правда, обычно их собирали как-то кучно, этакой веселой стайкой, а теперь они растворяются в лабиринте стендов и их как-то меньше видно.
Среди претендентов на «Дедала» - несколько спокойных и приятных нижегородских домов и более простых, но тоже спокойных из Екатеринбурга. Дом-«перфоратор» Дмитрия Александрова, оригинальная вариация на темы конструктивизма. Наконец, очаровательная синагога М. Крышталя и скульптурно-пластичные проекты А.Бокова. Стеклянный, обтекаемый объем его «планерной школы», средний ярус которой сдвинут под углом наподобие грани кубика Рубика, прием не то чтобы совсем новый, но очень емко поданный - наверное, самое яркое впечатление от выставки. На которой, однако, нет очень многих московских архитекторов. Настолько многих, что те, кто присутствует, кажутся исключением, а не наоборот. Выставка получается, за некоторыми исключениями, посвященной «всей России» почти что без столицы.
вход на основную часть «Зодчества»