Что такое «лужковский стиль» и был ли он на самом деле?

«Лужковский стиль» – едва ли не самый популярный неологизм двух последних десятилетий. Подводя итоги эпохе, свидетелями завершения которой мы волей-неволей, а стали в эти дни, – делаем попытку с помощью ведущих московских архитекторов уточнить этот, уже почти исторический вопрос: что такое «лужковский стиль» и был ли он. Предлагаем вашему вниманию вторую часть серии интервью после отставки Лужкова.

13 Октября 2010
mainImg
Этот вопрос мы задали, одновременно интересуясь более насущным «что делать?» (см. интервью от 11 октября). А также поинтересовались мнением авторитетных профессионалов по поводу широко обсуждаемой сейчас идеи  сноса-переноса памятников, прежде всего – Петру I.

Илья Уткин:
Если говорить о «лужковском стиле», то мне кажется, он выражен в презрительном  отношении ко всем жителям города и специалистам – историкам, социологам, архитекторам. «Забота о москвичах», началась со лжи – «улучшение жилищных условий» обернулось  массовым геноцидом жителей центра Москвы и переселением их на окраины. «Улучшение» экологии чувствовались даже в воздухе, который стал пахнуть дизельным топливом. Москва Лужкова это бесконечные строительные ограждения, траншеи, грязь и бетономешалки. Фальшивые праздники с ряжеными , скоморохами, пельменями и водкой. Весной, «для красоты» покрашенные бордюры. Это участившиеся пожары, где горели крыши обречённых домов и исторические памятники. Это Магазин на манежной площади и руины сгоревшего Манежа. Это и Пётр-пугало, истукан, вбитый в реку рукой хозяина.  Мерседесы на тротуарах и офисные дворцы на детских площадках. Это новодельные «памятники архитектуры» с пластмассовыми – бронзовыми барельефами. Это мусорный базар в воздухе из рекламных щитов, столбов, перетяжек и  лампочек. Это застроенные балаганами супермаркетов вокзальные площади. Это транспортный коллапс с толстыми ГИБДеДешниками. Это «Парк культуры Царицино». Это дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Всё насквозь фальшиво. Это театр для дураков, похожий на  страшный сон.

Сергей Скуратов:

«Лужковский стиль» – это не только стилистика, но еще и методология – мышления и решения градостроительных проблем. Диагноз всему тому, что строилось в Москве под неустанным оком Юрия Михайловича. Конечно, были архитекторы, которые строили, не подчиняясь генеральному направлению, но они все равно были частью этого гигантского маховика, который выжимал из Москвы квадратные метры. Целью архитектуры была сверхприбыль…

С переносом памятника Петру Первому я категорически не согласен. Мне кажется, это даже не столько политический жест, сколько очередная акция по отмыванию денег, причем рекордно больших денег. Ну не верю я, что перенос памятника, пусть даже такого большого, может стоить 1 миллиард рублей! И если уж так нужно его перенести, объявите тендер на эту работу и найдите фирму, которая предложит минимальную цену. Заодно и от тендеров будет хоть какая-то польза.

Владимир Плоткин:
Думаю, под произведениями так называемого «лужковского стиля» все мы подразумеваем примерно один и тот же набор зданий. Нужно ли их сносить? Не скрою, некоторые из них настолько раздражают меня как жителя, что я многое бы отдал за то, чтобы этих зданий в городе никогда не было. Однако как архитектор я понимаю: исправлять можно и нужно только то, что еще не построено, все остальное – это лишь громкие пиар-акции и сведение счетов с уже поверженным противником. Сегодня ведь в городе много по-настоящему чудовищных проектов, которые утверждены, но еще не реализованы, и именно их, на мой взгляд, необходимо отменить или, как минимум, откорректировать. В первую очередь, я, конечно, имею в виду генплан.

Борис Левянт:
Нужно ли сносить самые одиозные памятники, доставшиеся нам в наследство от ушедшего мэра? Лично я идею демонтажа «Петра Первого» горячо поддерживаю! Хотя более правильным было бы организовать финансирование качественной реконструкции памятников архитектуры конструктивизма. На мой взгляд, чудовищное отношение к конструктивисткой архитектуре и есть самое яркое проявление лужковского стиля и духа!

Владимир Биндеман:
«Лужковский стиль» – это не только не самая качественная архитектура, но и целый ряд градостроительных приемов, которые сделали комфортную жизнь в Москве практически невозможной. Взять хотя бы кольца, делающие невозможным перемещение по городу из пункта А в пункт Б по прямой. Или огромные промзоны и территории, прилегающие к железнодорожных путям, которые также заставляют автомобилистов делать огромные зигзаги. Не думаю, что нужно демонтировать памятники и тем более построенные здания – все это не более, чем разовые политические акции, не имеющие отношения к реальному градоустройству.

Градостроительные ошибки исправлять, несомненно, нужно, но на это потребуются десятилетия. И начинать, на мой взгляд, стоит именно с транспортной инфраструктуры и наведения мостов через глубокие воды железнодорожных полотен. И, конечно, отменить установку о том, что в историческом центре можно строить, только формально копируя стилистические приемы архитектуры прошлых веков. Единство возможно не только путем слияния и мимикрии, и я искренне надеюсь на то, что новой власти это будет более очевидно, чем старой.

Алексей Бавыкин:
Нет никакого лужковского стиля! Это не стиль. Это не постмодернизм, потому что там напрочь отсутствует какая-либо ирония, а постмодернизм без иронии не бывает. Это в массе своей постройки низкого качества, выполненные с отклонениями от проектов низкого профессионального уровня. Лужковского стиля нет, потому что это бесстилье. Есть лужковская архитектура как явление, но на название стиля она не тянет. Ее главная цель – отжать деньги, так что под понятие лужковской архитектуры на самом деле подпадают очень  разные сооружения.

Что же касается монументальных изваяний, то, думаю, памятник Петру надо убрать, потому что Петр I ненавидел этот город. Но у Петра хватило ума не ломать этот город, а построить новую столицу.  Может быть, пора строить третью?.. 

Юрий Аввакумов:
Постмодернистский китч. Нужно исправлять ошибки градоустройства, а не чужого вкуса.
На общественном совете в 2008-м
Воентог в процессе строительства. 2008
Он же. Новый «Военторг» в процессе стройки. Один из самых характерных памятников периода
Стройка на пересечении 1-й Бресткой и Б. Грузинской. Строится дом с розовыми окнами, Мих.Мих. Посохина
Москва в дыму. Лето 2010
Тоже в дыму, лето 2010. Рядом с метро Университет
Одна из крыш двора Провиантских складов, отмененная общественным советом на днях
Один из последних подарков мэра Юрия Лужкова Москве - дворец в Коломенском. Его открыли осенью 2010 и пресса его практически не обсуждала
Он же, главное окошко. Сентябрь 2010


13 Октября 2010

author pht author pht

Авторы текста:

Анна Мартовицкая, Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.

Сейчас на главной

Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.