«Лужковский стиль» – едва ли не самый популярный неологизм двух последних десятилетий. Подводя итоги эпохе, свидетелями завершения которой мы волей-неволей, а стали в эти дни, – делаем попытку с помощью ведущих московских архитекторов уточнить этот, уже почти исторический вопрос: что такое «лужковский стиль» и был ли он. Предлагаем вашему вниманию вторую часть серии интервью после отставки Лужкова.
На общественном совете в 2008-м
Этот вопрос мы задали, одновременно интересуясь более насущным «что делать?» (см. интервью от 11 октября). А также поинтересовались мнением авторитетных профессионалов по поводу широко обсуждаемой сейчас идеи сноса-переноса памятников, прежде всего – Петру I.
Илья Уткин: Если говорить о «лужковском стиле», то мне кажется, он выражен в презрительном отношении ко всем жителям города и специалистам – историкам, социологам, архитекторам. «Забота о москвичах», началась со лжи – «улучшение жилищных условий» обернулось массовым геноцидом жителей центра Москвы и переселением их на окраины. «Улучшение» экологии чувствовались даже в воздухе, который стал пахнуть дизельным топливом. Москва Лужкова это бесконечные строительные ограждения, траншеи, грязь и бетономешалки. Фальшивые праздники с ряжеными , скоморохами, пельменями и водкой. Весной, «для красоты» покрашенные бордюры. Это участившиеся пожары, где горели крыши обречённых домов и исторические памятники. Это Магазин на манежной площади и руины сгоревшего Манежа. Это и Пётр-пугало, истукан, вбитый в реку рукой хозяина. Мерседесы на тротуарах и офисные дворцы на детских площадках. Это новодельные «памятники архитектуры» с пластмассовыми – бронзовыми барельефами. Это мусорный базар в воздухе из рекламных щитов, столбов, перетяжек и лампочек. Это застроенные балаганами супермаркетов вокзальные площади. Это транспортный коллапс с толстыми ГИБДеДешниками. Это «Парк культуры Царицино». Это дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Всё насквозь фальшиво. Это театр для дураков, похожий на страшный сон.
Сергей Скуратов: «Лужковский стиль» – это не только стилистика, но еще и методология – мышления и решения градостроительных проблем. Диагноз всему тому, что строилось в Москве под неустанным оком Юрия Михайловича. Конечно, были архитекторы, которые строили, не подчиняясь генеральному направлению, но они все равно были частью этого гигантского маховика, который выжимал из Москвы квадратные метры. Целью архитектуры была сверхприбыль…
С переносом памятника Петру Первому я категорически не согласен. Мне кажется, это даже не столько политический жест, сколько очередная акция по отмыванию денег, причем рекордно больших денег. Ну не верю я, что перенос памятника, пусть даже такого большого, может стоить 1 миллиард рублей! И если уж так нужно его перенести, объявите тендер на эту работу и найдите фирму, которая предложит минимальную цену. Заодно и от тендеров будет хоть какая-то польза.
Владимир Плоткин: Думаю, под произведениями так называемого «лужковского стиля» все мы подразумеваем примерно один и тот же набор зданий. Нужно ли их сносить? Не скрою, некоторые из них настолько раздражают меня как жителя, что я многое бы отдал за то, чтобы этих зданий в городе никогда не было. Однако как архитектор я понимаю: исправлять можно и нужно только то, что еще не построено, все остальное – это лишь громкие пиар-акции и сведение счетов с уже поверженным противником. Сегодня ведь в городе много по-настоящему чудовищных проектов, которые утверждены, но еще не реализованы, и именно их, на мой взгляд, необходимо отменить или, как минимум, откорректировать. В первую очередь, я, конечно, имею в виду генплан.
Борис Левянт: Нужно ли сносить самые одиозные памятники, доставшиеся нам в наследство от ушедшего мэра? Лично я идею демонтажа «Петра Первого» горячо поддерживаю! Хотя более правильным было бы организовать финансирование качественной реконструкции памятников архитектуры конструктивизма. На мой взгляд, чудовищное отношение к конструктивисткой архитектуре и есть самое яркое проявление лужковского стиля и духа!
Владимир Биндеман: «Лужковский стиль» – это не только не самая качественная архитектура, но и целый ряд градостроительных приемов, которые сделали комфортную жизнь в Москве практически невозможной. Взять хотя бы кольца, делающие невозможным перемещение по городу из пункта А в пункт Б по прямой. Или огромные промзоны и территории, прилегающие к железнодорожных путям, которые также заставляют автомобилистов делать огромные зигзаги. Не думаю, что нужно демонтировать памятники и тем более построенные здания – все это не более, чем разовые политические акции, не имеющие отношения к реальному градоустройству.
Градостроительные ошибки исправлять, несомненно, нужно, но на это потребуются десятилетия. И начинать, на мой взгляд, стоит именно с транспортной инфраструктуры и наведения мостов через глубокие воды железнодорожных полотен. И, конечно, отменить установку о том, что в историческом центре можно строить, только формально копируя стилистические приемы архитектуры прошлых веков. Единство возможно не только путем слияния и мимикрии, и я искренне надеюсь на то, что новой власти это будет более очевидно, чем старой.
Алексей Бавыкин: Нет никакого лужковского стиля! Это не стиль. Это не постмодернизм, потому что там напрочь отсутствует какая-либо ирония, а постмодернизм без иронии не бывает. Это в массе своей постройки низкого качества, выполненные с отклонениями от проектов низкого профессионального уровня. Лужковского стиля нет, потому что это бесстилье. Есть лужковская архитектура как явление, но на название стиля она не тянет. Ее главная цель – отжать деньги, так что под понятие лужковской архитектуры на самом деле подпадают очень разные сооружения.
Что же касается монументальных изваяний, то, думаю, памятник Петру надо убрать, потому что Петр I ненавидел этот город. Но у Петра хватило ума не ломать этот город, а построить новую столицу. Может быть, пора строить третью?..
Юрий Аввакумов: Постмодернистский китч. Нужно исправлять ошибки градоустройства, а не чужого вкуса.
Воентог в процессе строительства. 2008
Он же. Новый «Военторг» в процессе стройки. Один из самых характерных памятников периода
Стройка на пересечении 1-й Бресткой и Б. Грузинской. Строится дом с розовыми окнами, Мих.Мих. Посохина
Москва в дыму. Лето 2010
Тоже в дыму, лето 2010. Рядом с метро Университет
Одна из крыш двора Провиантских складов, отмененная общественным советом на днях
Один из последних подарков мэра Юрия Лужкова Москве - дворец в Коломенском. Его открыли осенью 2010 и пресса его практически не обсуждала
Он же, главное окошко. Сентябрь 2010
|