Фасад с ребусом

Новый проект ‘SPeeCH’ предназначен для участка, расположенного рядом с недавно построенным, но уже хорошо известным зданием Сергея Скуратова – офисным центром «Даниловский форт». Соседство вынуждает к диалогу, который ‘SPeeCH’ построил на сочетании сходства и контрастов. И в завершение – противопоставил скульптурно-пластической игре фасадов «форта» ‘SPeeCH’ свою собственную игру – геометрическую – с перспективой.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg

Мастерская:

SPEECH

Проект:

Многофункциональный центр «Данилов Плаза»
Россия, Москва, Новоданиловская набережная, вл. 6

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов
Главный архитектор проекта: Игорь Членов
Архитектор: Евгений Ляшков
Главный инженер проекта: Игорь Осокин

2012 – 2016

Деловой комплекс будет расположен на Новоданиловской набережной, через реку от ЗИЛа, на бывшей промышленной территории, которую сейчас постепенно, но неотступно застраивают новыми офисами. Ближайшее окружение – склады, сараи, но есть и старые кирпичные заводские здания. Однако главный контекст нового комплекса это, как ни странно, уже не завод. А деловой центр с поэтическим названием «Даниловский форт», спроектированный и построенный Сергеем Скуратом по заказу «MR Group» (строительство завершилось в этом году). Он находится совсем рядом, по соседству: адрес скуратовского комплекса – дом 8, а участка, для которого проектирует ‘SPEECH’ – владение 6. Сейчас на этом месте находятся небольшие склады, которые будут разобраны для строительства.

Комплекс Сергея Кузнецова и Сергея Чобана состоит из двух 12-этажных корпусов, поставленных по диагонали на участке, форма которого напоминает короткий зигзаг. Композиция объемов выглядит уподобленной «Даниловскому форту»: также, как и там, южный корпус поставлен перпендикулярно набережной и выдвинут торцом к реке, а северный отступает в глубину квартала. Генплан обоих комплексов получается Г-образным – поперечный корпус останавливает взгляд и замыкает композицию. Любопытно, что в «форте» Сергея Скуратова этот прием был чисто пластическим, а в проекте ‘SPeeCH’ он отчасти вынужденный, так как продиктован формой участка – перед северным корпусом расположен небольшой трехэтажный домик, его планируется сохранить, поэтому корпус и отодвинули вглубь. Но так или иначе, а композиция двух соседних комплексов получается похожей: новый проект выглядит образным «отражением» соседа – или, если хотите, его ритмической парой. В перспективе, если смотреть со стороны Даниловского монастыря, они смотрятся очень родственно.

На отмеченном объемном подобии сходство, пожалуй, и заканчивается. Начинается диалог. Холодновато-серый северный корпус отгораживается от соседа, а терракотовый южный – перекликается с ним, хотя и на отдалении. Корпуса ‘SPeeCH’, в отличие от «форта», не имеют общего стилобата, зато они связаны между собой «по воздуху» навесными переходами на уровне восьмого и одиннадцатого этажей. Надо ли говорить, что один переход серый, а второй – коричневый. 
А вот принципиальная прямизна стен и углов, также как и жесткая сетка квадратных окон – отчетливо противопоставлены известной скульптурности стен и живописно «плавающим» проемам соседнего здания. По контрасту комплекс ‘SPeeCH’ выглядит кристалличным, четким и ясным.

Хотя – геометризм одинаковых окон вовсе не исключает элемента архитектурной игры. Даже наоборот. Квадратные окна имеют асимметричные уступчатые «рамы», похожие на угловатую разновидность перспективного портала, от которого авторы отрезают ровно одну треть – то слева, то справа. Возникающий эффект гипертрофированно-перспективен, особенно если учесть, что поворот ступенчатых «раструбов» окон изменяется от одного этажа к другому. Получается, что на первом этаже точка схода нарисованной ступеньками перспективы оказывается справа, то на втором – слева, и так далее.

Кстати говоря, любимый архитекторами ‘SPeeCH’ стиль ар-деко тоже любил играть с перспективой: имитировать ее, иногда – усиливать с помощью декоративных приемов. Поэтому архитекторы 1930-х так любили квадраты, и особенно – кессоны, квадратные впадины, с помощью которых так легко и удобно выстраивать пространство, как реальное, так и иллюзорное. В проекте ‘SPeeCH’ мы наблюдаем нечто похожее, но игра здесь заходит несколько дальше, чем это было принято в 1930-е: перед нами не просто иллюзия, но та ее орнаментально-оптическая разновидность, от которой хочется покрутить головой и поморгать; или вдуматься и просчитать. Она не просто развлекает, но пытается воздействовать на сознание; или апеллировать к разуму. Это как головоломка. Иными словами, любовь ар-деко к перспективе сочетается здесь с математической орнаментальностью оптического искусства 1960-х. Что-то часто теперь приходится вспоминать про оп-арт. Можно подумать, что увлечение архитекторов орнаментом переросло свою растительную стадию и переходит в стадию математическую, когда от орнамента ждут не только украшения, но и хорошего ребуса.

Многофункциональный центр «Данилов Плаза»
© SPEECH
Многофункциональный центр «Данилов Плаза»
© SPEECH
Многофункциональный центр «Данилов Плаза»
© SPEECH
План типового этажа
План первого этажа
Многофункциональный центр «Данилов Плаза». План подземного этажа © SPEECH
Многофункциональный центр «Данилов Плаза». Ситуационный план
© SPEECH
Разрез


Мастерская:

SPEECH

Проект:

Многофункциональный центр «Данилов Плаза»
Россия, Москва, Новоданиловская набережная, вл. 6

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов
Главный архитектор проекта: Игорь Членов
Архитектор: Евгений Ляшков
Главный инженер проекта: Игорь Осокин

2012 – 2016

13 Мая 2009

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.