Фасад с ребусом

Новый проект ‘SPeeCH’ предназначен для участка, расположенного рядом с недавно построенным, но уже хорошо известным зданием Сергея Скуратова – офисным центром «Даниловский форт». Соседство вынуждает к диалогу, который ‘SPeeCH’ построил на сочетании сходства и контрастов. И в завершение – противопоставил скульптурно-пластической игре фасадов «форта» ‘SPeeCH’ свою собственную игру – геометрическую – с перспективой.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg

Мастерская:

SPEECH

Проект:

Многофункциональный центр «Данилов Плаза»
Россия, Москва, Новоданиловская набережная, вл. 6

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов
Главный архитектор проекта: Игорь Членов
Архитектор: Евгений Ляшков
Главный инженер проекта: Игорь Осокин

2012 – 2016

Деловой комплекс будет расположен на Новоданиловской набережной, через реку от ЗИЛа, на бывшей промышленной территории, которую сейчас постепенно, но неотступно застраивают новыми офисами. Ближайшее окружение – склады, сараи, но есть и старые кирпичные заводские здания. Однако главный контекст нового комплекса это, как ни странно, уже не завод. А деловой центр с поэтическим названием «Даниловский форт», спроектированный и построенный Сергеем Скуратом по заказу «MR Group» (строительство завершилось в этом году). Он находится совсем рядом, по соседству: адрес скуратовского комплекса – дом 8, а участка, для которого проектирует ‘SPEECH’ – владение 6. Сейчас на этом месте находятся небольшие склады, которые будут разобраны для строительства.

Комплекс Сергея Кузнецова и Сергея Чобана состоит из двух 12-этажных корпусов, поставленных по диагонали на участке, форма которого напоминает короткий зигзаг. Композиция объемов выглядит уподобленной «Даниловскому форту»: также, как и там, южный корпус поставлен перпендикулярно набережной и выдвинут торцом к реке, а северный отступает в глубину квартала. Генплан обоих комплексов получается Г-образным – поперечный корпус останавливает взгляд и замыкает композицию. Любопытно, что в «форте» Сергея Скуратова этот прием был чисто пластическим, а в проекте ‘SPeeCH’ он отчасти вынужденный, так как продиктован формой участка – перед северным корпусом расположен небольшой трехэтажный домик, его планируется сохранить, поэтому корпус и отодвинули вглубь. Но так или иначе, а композиция двух соседних комплексов получается похожей: новый проект выглядит образным «отражением» соседа – или, если хотите, его ритмической парой. В перспективе, если смотреть со стороны Даниловского монастыря, они смотрятся очень родственно.

На отмеченном объемном подобии сходство, пожалуй, и заканчивается. Начинается диалог. Холодновато-серый северный корпус отгораживается от соседа, а терракотовый южный – перекликается с ним, хотя и на отдалении. Корпуса ‘SPeeCH’, в отличие от «форта», не имеют общего стилобата, зато они связаны между собой «по воздуху» навесными переходами на уровне восьмого и одиннадцатого этажей. Надо ли говорить, что один переход серый, а второй – коричневый. 
А вот принципиальная прямизна стен и углов, также как и жесткая сетка квадратных окон – отчетливо противопоставлены известной скульптурности стен и живописно «плавающим» проемам соседнего здания. По контрасту комплекс ‘SPeeCH’ выглядит кристалличным, четким и ясным.

Хотя – геометризм одинаковых окон вовсе не исключает элемента архитектурной игры. Даже наоборот. Квадратные окна имеют асимметричные уступчатые «рамы», похожие на угловатую разновидность перспективного портала, от которого авторы отрезают ровно одну треть – то слева, то справа. Возникающий эффект гипертрофированно-перспективен, особенно если учесть, что поворот ступенчатых «раструбов» окон изменяется от одного этажа к другому. Получается, что на первом этаже точка схода нарисованной ступеньками перспективы оказывается справа, то на втором – слева, и так далее.

Кстати говоря, любимый архитекторами ‘SPeeCH’ стиль ар-деко тоже любил играть с перспективой: имитировать ее, иногда – усиливать с помощью декоративных приемов. Поэтому архитекторы 1930-х так любили квадраты, и особенно – кессоны, квадратные впадины, с помощью которых так легко и удобно выстраивать пространство, как реальное, так и иллюзорное. В проекте ‘SPeeCH’ мы наблюдаем нечто похожее, но игра здесь заходит несколько дальше, чем это было принято в 1930-е: перед нами не просто иллюзия, но та ее орнаментально-оптическая разновидность, от которой хочется покрутить головой и поморгать; или вдуматься и просчитать. Она не просто развлекает, но пытается воздействовать на сознание; или апеллировать к разуму. Это как головоломка. Иными словами, любовь ар-деко к перспективе сочетается здесь с математической орнаментальностью оптического искусства 1960-х. Что-то часто теперь приходится вспоминать про оп-арт. Можно подумать, что увлечение архитекторов орнаментом переросло свою растительную стадию и переходит в стадию математическую, когда от орнамента ждут не только украшения, но и хорошего ребуса.

Многофункциональный центр «Данилов Плаза». Проект, 2012 © SPEECH
Многофункциональный центр «Данилов Плаза». Проект, 2012 © SPEECH
Многофункциональный центр «Данилов Плаза». Проект, 2012 © SPEECH
План типового этажа
План первого этажа
Многофункциональный центр «Данилов Плаза». План подземного этажа © SPEECH
Многофункциональный центр «Данилов Плаза». Ситуационный план © SPEECH
Разрез


Мастерская:

SPEECH

Проект:

Многофункциональный центр «Данилов Плаза»
Россия, Москва, Новоданиловская набережная, вл. 6

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов
Главный архитектор проекта: Игорь Членов
Архитектор: Евгений Ляшков
Главный инженер проекта: Игорь Осокин

2012 – 2016

13 Мая 2009

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.

Сейчас на главной

Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».
Кино на плоту
Летний кинотеатр от архитектурного бюро «А4» как универсальное общественное пространство и вариация на тему паркового павильона.
Перемена мест слагаемых
Используя приемы и материалы типового дачного строительства, Spirin architects находят свой убедительный архитектурный ответ на вызов предельно ограниченного бюджета.
Заседание в бассейне
Новый корпус штаб-квартиры adidas по проекту бюро COBE включает переговорные и актовый зал в виде разных типов спортивных сооружений, включая бассейн.
Метод сращивания
Вариант современного контекстуализма – фактурная и орнаментальная архитектура, сдержанно-классичная, но явным образом не принадлежащая ни к одному стилю. T+T architects использовали этот современный подход для деликатной работы в историческом центре Екатеринбурга.