English version

Принцип сада

Проект ‘Gardens of cultures’ – жилого комплекса, рассчитанного на 20 тыс. человек, объединяет три составляющие: городской комфорт, природу и аллюзии на архитектуру городов разных европейских стран. Это непросто. Но оказывается, возможно и даже способно создать гармоничный образ, который, не выходя за рамки модернизма, умело использует классические знания. То ли архитектуру здесь поместили в сад, то ли культуру насаждают – но результат вполне увлекателен для рассматривания.

Автор текста:
Анна Турулина

14 Января 2009
mainImg
Мастерская:
СПИЧ
Проект:
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе
Россия, Пятницкое шоссе

Авторский коллектив:
С.Чобан, С.Кузнецов, Штефан Шольц, А.Дерябина, П.Карпеева

2008 — 2008

За прошедшие пять-шесть лет в Подмосковье стали сравнительно актуальны элитные поселки, основанные на стилизации определенной эпохи или страны – поселения в итальянском, или скажем в английском стиле. Помимо монокультурных примерно в то же время зазвучала идея мультикультурных поселений – таким задумывался проектируемый где-то в районе Пятницкого шоссе «Город миллионеров»: элитный микрорайон, каждый квартал которого должен был изображать страну и эпоху. Идею помусолили и примерно год назад отказались. Но идеи так легко не сдаются – этим летом мастерская ‘SPeeCH’ сформулировала свое решение похожей задачи, для участка расположенного неподалеку и тоже на Пятницком шоссе. В проекте с говорящим названием ‘Gardens of cultures’ («Сады культур»). Который, надо заметить, в настоящий момент жив-живехонек, хотя его масштаб после осенней лихорадки представляется просто-таки гигантским – это, фактически, целый город, на 67 гектарах планируется поселить 20 тысяч человек.

Итак, говорящее название. Начнем со второго слова – cultures. Городок разделен на кварталы, архитектурное решение которых, по замыслу авторов, должно напоминать о разных европейских странах: Германии, Испании, Голландии, Франции. То есть это мультикультурный комплекс. Купил квартиру в строгом немецком квартале – по вечерам прогуливаешься в темпераментную Испанию, и наоборот. Маленькая, спрессованная на своих гектарах Европа. В чем, собственно и заключался известный в узких кругах уже лет пять (или даже больше) замысел девелоперов.

В чем же особенность проекта ‘SPeeCH’? Возможно, в высокой степени обобщения, или иными словами – в отсутствии буквализма. Задача – найти и показать пластические различия между архитектурным образом разных стран – решается, с одной стороны, ненавязчиво, условно говоря, «широкими мазками», а с другой стороны – очевидно, с использованием характерных мотивов, которые может распознать не только специалист. Но еще важнее – отсутствие попытки обмана зрителей и нарочитого копиизма. Авторы не пытаются создать иллюзии пребывания в Англии или Голландии, а делают нечто другое – находят образ каждой страны. 

Так, основной вид застройки испанского квартала – это двенадцати- и шестнадцатиэтажные башни, опоясанные лентами балконов, с использованием вставок из цветных пластиковых панелей. Четкие горизонтальные линии сплошных заглубленных балконов вызывают массу ассоциаций. Взять, к примеру, район Мадрида между улицей Calle de Costa Rica и авеню Alberto Alcocer, или Campo Volantin в Бильбао с цветными балкончиками отеля, расположенного напротив музея Гуггенхайма.
Для голландского квартала архитекторы предложили простые семиэтажные объемы, облицованные кирпичом теплого коричневато-красного (настоящего кирпичного) оттенка. Что делает квартал похожим на все небольшие голландские города разом и ни на один в отдельности. В немецком – характерное сочетание стекла с полированным палевым камнем.

Все это, позвольте заметить, делается без выхода за рамки модернистской парадигмы, фактурой, цветом, формой. Учителя Бау-хауза были бы, вероятно, довольны, обнаружив в классе такую штудию на тему «аутентичность без копийности».

Второе слово в названии жилого комплекса – gardens, также не произвольно, а может быть, и важнее. Оно отвечает одновременно за общее и частное, за различия и за целостность мини-города. Комплекс на Пятницком шоссе напоминает сад во всех смыслах. Во-первых, архитекторы превратили его в настоящий зеленый город: на одной из двух основных осей должен быть разбит парк, оканчивающийся водоемом, где летом можно кататься на лодке, зимой – на коньках. Кроме того, каждому кварталу в зависимости от его стиля будет соответствовать свой вид деревьев. Предполагается даже разбить маленькие частные сады на первых этажах многоквартирных зданий. Тем самым архитекторы развили популярную сегодня идею жизни на лоне природы, не выходя, однако за пределы привычного городского ритма. В этом смысле автономный город-сад – это менее дорогая альтернатива частному дому в элитном поселке.

Помимо зелени, комплекс объединен общими принципами планировки. Она довольно-таки строгая. Две главные оси пересекаются под прямым углом: она из них это уже упомянутая «парковая», с рекой, прудом и свободной планировкой. Здесь расположены школа, детский сад, спорткомплекс. Вторая – парадный городской променад, сквер, обрамленный магазинами и офисами. Его архитектуру, кстати говоря, можно было (очень условно) назвать «московской», на том основании, что в ней собраны самые узнаваемые черты столичных проектов ‘SPeeCH’ – полосатые каменные пластины-«жалюзи», напоминающие ар-деко вертикальные линии… Вспоминается и «Византийский дом», и «Морской», и офисное здание на Ленинском проспекте. Эта часть проекта вобрала в себя всю солидность и респектабельность жилого комплекса.

«Национальные» кварталы тянутся вдоль парадного «городского центра», перпендикулярно садовому. Планировки домов разные, но преобладают такие, в которых жилые дома ограждают дворы. Больше всего эта планировка напоминает «сталинские» кварталы Москвы, а следовательно здесь использован, в большей степени классический, чем модернистский подход к градостроительству. Ее логика проста – выстраиваясь по периметру, здания создают комфортное пространство внутренних дворов, а снаружи формируют подобие красных линий и стройных улиц.

Помимо осевой, каменной и парадной главной улицы, в ‘Gargens of cultures’ есть еще одна часть застройки, лишенная «национального признака». Это остров. Квартал, устроенный посреди пруда на круглом острове и состоящий из небольших (3-4 этажа) разноцветных домов, поставленных плотно по внешней окружности. Внутри – кольца сквера, похожие на парковый лабиринт (во французских парках делали такие, часто круглые, из цветов или кустов). Здесь, правда, заблудиться нельзя, кусты невысокие. Зато в «лабиринте» планируется посадить деревья пирамидальных очертаний, напоминающие о юге. А в самом центре, для довершения эффекта – круглый пруд с фонтаном, который оказывается осью этого нескучного квартала. Чем не Венеция? Но здесь прямых аналогий нет, а роль острова, видимо, другая – он служит то ли фильтром, то ли катализатором. Спрессованные вместе образы разных стран неизбежно создают некую пестроту, излишество разнообразия. Остров вбирает в себя эту пестроту и усиливает ее – после взгляда на его разноцветное кружение все остальное покажется более чем строгим. Таким образом он становится своего рода «пластическим шарниром» комплекса. И одновременно остров, самая веселая «затея» паркового комплекса, – это полюс, противоположный строгости главной улицы.

Стоит отметить, что Сергей Чобан не впервые обращается к интернациональной теме и попытке сопоставить разную архитектуру внутри в одном пространстве. Летом 2008 года на архитектурной биеннале в Москве был представлен проект жилого района Кудрово под Санкт-Петербургом, созданный мастерской совместно с архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры». Архитекторы предложили проект города, кварталы которого напоминали устройство европейских городов, например, Парижа, Берлина, Лондона.

Сравнивая два проекта, можно заметить, что район Кудрово теснее связан с историческим обликом европейских столиц и «изображает» их точнее. А жилой комплекс на Пятницком шоссе более обобщен и современен. Он предельно функционален, и в то же время его пространство открыто и дружелюбно, приспособлено к общественной жизни. Расстояние от квартала до квартала составляет тридцать метров, то есть фактически до любого общественно значимого места можно добраться пешком. Благоустроенность дворов и площадей, близость общественных зон убирают изоляцию, свойственную крупным жилым массивам многоэтажных районов. Среда перестает быть враждебной, домом становится не только пространство квартиры и лестничной клетки, но и двор, улица, целый город.

Попытки «примирить» человека, город и природу предпринимались архитекторами неоднократно. Около ста лет назад в Великобритании возникла идея города-сада – альтернатива тесным и каменным ранне-капиталистическим городам. Город-сад стремился соединить идиллию сельского бытия с комфортом и возможностями городского существования – он, как тема, актуален и сейчас, но уже обладает длинной историей. В «Садах культур» к двум известным составляющим добавлена третья – а именно культура. Которую, как стало ясно на протяжении XX века, с парохода сбросить не получается, потому что без нее человек болеет не меньше, чем без природы. Так что задача усложнилась – соединять надо не две вещи, а три. Тут нужны и сдержки, и противовесы. А вместе получился город, чем-то отдаленно напоминающий дворцовый парк XVIII века – тогда-то люди знали, что для гармоничного существования нужны и природа, и крыша над головой, и что-нибудь эдакое для размышлений. И строили павильоны в разных стилях, то в мавританском, то в готическом, то в березово-избяном. Так что идея ‘Gardens of cultures’ – вещь не новая, а скорее – хорошо забытая и возвращенная из прошлого. Что, впрочем, вовсе не упрек.

Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Остров
© SPEECH
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. «Испанский» квартал
© SPEECH
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. «Голландский» квартал
© SPEECH
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. «Немецкий» квартал
© SPEECH
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Башня / испанский стиль
© SPEECH
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Главная площадь
© SPEECH
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Мастерплан: стили
© SPEECH
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Мастерплан: функциональные зоны
© SPEECH
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Мастерплан с островом
© SPEECH
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Остров: разрез
© SPEECH
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Остров
© SPEECH


Мастерская:
СПИЧ
Проект:
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе
Россия, Пятницкое шоссе

Авторский коллектив:
С.Чобан, С.Кузнецов, Штефан Шольц, А.Дерябина, П.Карпеева

2008 — 2008

14 Января 2009

Автор текста:

Анна Турулина
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Сейчас на главной
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту по проекту Querkraft и Berger + Parkkinen в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.