Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

14.01.2009

Принцип сада

Анна Турулина
Объект:
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе
Адрес:
Россия, Московская обл., Пятницкое шоссе
Архитектор:
Сергей Чобан
Сергей Кузнецов
Мастерская:
СПИЧ
Авторский коллектив:
С.Чобан, С.Кузнецов, Штефан Шольц, А.Дерябина, П.Карпеева

Проект ‘Gardens of cultures’ – жилого комплекса, рассчитанного на 20 тыс. человек, объединяет три составляющие: городской комфорт, природу и аллюзии на архитектуру городов разных европейских стран. Это непросто. Но оказывается, возможно и даже способно создать гармоничный образ, который, не выходя за рамки модернизма, умело использует классические знания. То ли архитектуру здесь поместили в сад, то ли культуру насаждают – но результат вполне увлекателен для рассматривания.

Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Остров
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Остров
© SPEECH

За прошедшие пять-шесть лет в Подмосковье стали сравнительно актуальны элитные поселки, основанные на стилизации определенной эпохи или страны – поселения в итальянском, или скажем в английском стиле. Помимо монокультурных примерно в то же время зазвучала идея мультикультурных поселений – таким задумывался проектируемый где-то в районе Пятницкого шоссе «Город миллионеров»: элитный микрорайон, каждый квартал которого должен был изображать страну и эпоху. Идею помусолили и примерно год назад отказались. Но идеи так легко не сдаются – этим летом мастерская ‘SPeeCH’ сформулировала свое решение похожей задачи, для участка расположенного неподалеку и тоже на Пятницком шоссе. В проекте с говорящим названием ‘Gardens of cultures’ («Сады культур»). Который, надо заметить, в настоящий момент жив-живехонек, хотя его масштаб после осенней лихорадки представляется просто-таки гигантским – это, фактически, целый город, на 67 гектарах планируется поселить 20 тысяч человек.

Итак, говорящее название. Начнем со второго слова – cultures. Городок разделен на кварталы, архитектурное решение которых, по замыслу авторов, должно напоминать о разных европейских странах: Германии, Испании, Голландии, Франции. То есть это мультикультурный комплекс. Купил квартиру в строгом немецком квартале – по вечерам прогуливаешься в темпераментную Испанию, и наоборот. Маленькая, спрессованная на своих гектарах Европа. В чем, собственно и заключался известный в узких кругах уже лет пять (или даже больше) замысел девелоперов.

В чем же особенность проекта ‘SPeeCH’? Возможно, в высокой степени обобщения, или иными словами – в отсутствии буквализма. Задача – найти и показать пластические различия между архитектурным образом разных стран – решается, с одной стороны, ненавязчиво, условно говоря, «широкими мазками», а с другой стороны – очевидно, с использованием характерных мотивов, которые может распознать не только специалист. Но еще важнее – отсутствие попытки обмана зрителей и нарочитого копиизма. Авторы не пытаются создать иллюзии пребывания в Англии или Голландии, а делают нечто другое – находят образ каждой страны. 

Так, основной вид застройки испанского квартала – это двенадцати- и шестнадцатиэтажные башни, опоясанные лентами балконов, с использованием вставок из цветных пластиковых панелей. Четкие горизонтальные линии сплошных заглубленных балконов вызывают массу ассоциаций. Взять, к примеру, район Мадрида между улицей Calle de Costa Rica и авеню Alberto Alcocer, или Campo Volantin в Бильбао с цветными балкончиками отеля, расположенного напротив музея Гуггенхайма.
Для голландского квартала архитекторы предложили простые семиэтажные объемы, облицованные кирпичом теплого коричневато-красного (настоящего кирпичного) оттенка. Что делает квартал похожим на все небольшие голландские города разом и ни на один в отдельности. В немецком – характерное сочетание стекла с полированным палевым камнем.

Все это, позвольте заметить, делается без выхода за рамки модернистской парадигмы, фактурой, цветом, формой. Учителя Бау-хауза были бы, вероятно, довольны, обнаружив в классе такую штудию на тему «аутентичность без копийности».

Второе слово в названии жилого комплекса – gardens, также не произвольно, а может быть, и важнее. Оно отвечает одновременно за общее и частное, за различия и за целостность мини-города. Комплекс на Пятницком шоссе напоминает сад во всех смыслах. Во-первых, архитекторы превратили его в настоящий зеленый город: на одной из двух основных осей должен быть разбит парк, оканчивающийся водоемом, где летом можно кататься на лодке, зимой – на коньках. Кроме того, каждому кварталу в зависимости от его стиля будет соответствовать свой вид деревьев. Предполагается даже разбить маленькие частные сады на первых этажах многоквартирных зданий. Тем самым архитекторы развили популярную сегодня идею жизни на лоне природы, не выходя, однако за пределы привычного городского ритма. В этом смысле автономный город-сад – это менее дорогая альтернатива частному дому в элитном поселке.

Помимо зелени, комплекс объединен общими принципами планировки. Она довольно-таки строгая. Две главные оси пересекаются под прямым углом: она из них это уже упомянутая «парковая», с рекой, прудом и свободной планировкой. Здесь расположены школа, детский сад, спорткомплекс. Вторая – парадный городской променад, сквер, обрамленный магазинами и офисами. Его архитектуру, кстати говоря, можно было (очень условно) назвать «московской», на том основании, что в ней собраны самые узнаваемые черты столичных проектов ‘SPeeCH’ – полосатые каменные пластины-«жалюзи», напоминающие ар-деко вертикальные линии… Вспоминается и «Византийский дом», и «Морской», и офисное здание на Ленинском проспекте. Эта часть проекта вобрала в себя всю солидность и респектабельность жилого комплекса.

«Национальные» кварталы тянутся вдоль парадного «городского центра», перпендикулярно садовому. Планировки домов разные, но преобладают такие, в которых жилые дома ограждают дворы. Больше всего эта планировка напоминает «сталинские» кварталы Москвы, а следовательно здесь использован, в большей степени классический, чем модернистский подход к градостроительству. Ее логика проста – выстраиваясь по периметру, здания создают комфортное пространство внутренних дворов, а снаружи формируют подобие красных линий и стройных улиц.

Помимо осевой, каменной и парадной главной улицы, в ‘Gargens of cultures’ есть еще одна часть застройки, лишенная «национального признака». Это остров. Квартал, устроенный посреди пруда на круглом острове и состоящий из небольших (3-4 этажа) разноцветных домов, поставленных плотно по внешней окружности. Внутри – кольца сквера, похожие на парковый лабиринт (во французских парках делали такие, часто круглые, из цветов или кустов). Здесь, правда, заблудиться нельзя, кусты невысокие. Зато в «лабиринте» планируется посадить деревья пирамидальных очертаний, напоминающие о юге. А в самом центре, для довершения эффекта – круглый пруд с фонтаном, который оказывается осью этого нескучного квартала. Чем не Венеция? Но здесь прямых аналогий нет, а роль острова, видимо, другая – он служит то ли фильтром, то ли катализатором. Спрессованные вместе образы разных стран неизбежно создают некую пестроту, излишество разнообразия. Остров вбирает в себя эту пестроту и усиливает ее – после взгляда на его разноцветное кружение все остальное покажется более чем строгим. Таким образом он становится своего рода «пластическим шарниром» комплекса. И одновременно остров, самая веселая «затея» паркового комплекса, – это полюс, противоположный строгости главной улицы.

Стоит отметить, что Сергей Чобан не впервые обращается к интернациональной теме и попытке сопоставить разную архитектуру внутри в одном пространстве. Летом 2008 года на архитектурной биеннале в Москве был представлен проект жилого района Кудрово под Санкт-Петербургом, созданный мастерской совместно с архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры». Архитекторы предложили проект города, кварталы которого напоминали устройство европейских городов, например, Парижа, Берлина, Лондона.

Сравнивая два проекта, можно заметить, что район Кудрово теснее связан с историческим обликом европейских столиц и «изображает» их точнее. А жилой комплекс на Пятницком шоссе более обобщен и современен. Он предельно функционален, и в то же время его пространство открыто и дружелюбно, приспособлено к общественной жизни. Расстояние от квартала до квартала составляет тридцать метров, то есть фактически до любого общественно значимого места можно добраться пешком. Благоустроенность дворов и площадей, близость общественных зон убирают изоляцию, свойственную крупным жилым массивам многоэтажных районов. Среда перестает быть враждебной, домом становится не только пространство квартиры и лестничной клетки, но и двор, улица, целый город.

Попытки «примирить» человека, город и природу предпринимались архитекторами неоднократно. Около ста лет назад в Великобритании возникла идея города-сада – альтернатива тесным и каменным ранне-капиталистическим городам. Город-сад стремился соединить идиллию сельского бытия с комфортом и возможностями городского существования – он, как тема, актуален и сейчас, но уже обладает длинной историей. В «Садах культур» к двум известным составляющим добавлена третья – а именно культура. Которую, как стало ясно на протяжении XX века, с парохода сбросить не получается, потому что без нее человек болеет не меньше, чем без природы. Так что задача усложнилась – соединять надо не две вещи, а три. Тут нужны и сдержки, и противовесы. А вместе получился город, чем-то отдаленно напоминающий дворцовый парк XVIII века – тогда-то люди знали, что для гармоничного существования нужны и природа, и крыша над головой, и что-нибудь эдакое для размышлений. И строили павильоны в разных стилях, то в мавританском, то в готическом, то в березово-избяном. Так что идея ‘Gardens of cultures’ – вещь не новая, а скорее – хорошо забытая и возвращенная из прошлого. Что, впрочем, вовсе не упрек.

Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. «Испанский» квартал
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. «Испанский» квартал
© SPEECH
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. «Голландский» квартал
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. «Голландский» квартал
© SPEECH
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. «Немецкий» квартал
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. «Немецкий» квартал
© SPEECH
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Башня / испанский стиль
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Башня / испанский стиль
© SPEECH
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Главная площадь
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Главная площадь
© SPEECH
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Мастерплан: стили
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Мастерплан: стили
© SPEECH
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Мастерплан: функциональные зоны
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Мастерплан: функциональные зоны
© SPEECH
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Мастерплан с островом
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Мастерплан с островом
© SPEECH
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Остров: разрез
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Остров: разрез
© SPEECH
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Остров
Генеральный план жилого комплекса “Gardens of cultures” на Пятницком шоссе. Остров
© SPEECH