Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
Андрей Томский закончил МАРХИ и был архитектором, работал в ГИПРОНИИ АН СССР, Моспроекте-4 и Курорт Проекте. Изучал теорию и практику проектирования научных, а позднее курортных центров. Самая большая и известная постройка, в работе над которой он участвовал – Конькобежный центр в Коломне, между Кремлем и рекой Коломенкой: большое, но невысокое здание с безопорным перекрытием зала 200 х 110 м стальной овальной мембраной двоякой гауссовой кривизны – инженерами руководил Нодар Канчели, а архитектурой занимались Александр Годер и Андрей Томский. Здание начато в 2001 и завершено в 2006 году.
Конькобежный центр в панораме Коломенского Кремля. Рисунок А.И. Томского
Из кн.: Учитель. Андрей Иванович Томский. М., 2024
Тем не менее главным и любимым занятием Томского было преподавание академического рисунка. Строго говоря, он занимался репетиторством и подготовкой в МАРХИ. Но превратил это занятие в искусство – что хорошо доказывает книга, изданная учениками Томского сейчас, через год после его смерти.
Само название книги – «Учитель» – о многом говорит.
Книга большая и красивая, с хорошими репродукциями графики, а ее формат – не вполне традиционный. «...книга сделана так, что может служить пособием при освоении классического рисунка», – пишет жена Томского Татьяна в послесловии. Это правда. Ученики расшифровали видеоуроки рисунка Андрея Ивановича, именно они, перемежаясь с авторскими рисунками, которые служат примерами и образцами, иногда схемами, составили основное содержание книги. Объяснения – детальные, любой, кто учился рисунку, может оценить их скрупулезность и, в то же время, образность рассказа. Читая их, время от времени мысленно восклицаешь: и что же мне 40 лет назад никто этого не мог объяснить? Вот оно все, оказывается, как!
Книга «Учитель. Андрей Иванович Томский». М., 2024
Академический рисунок вещь особенная, а при поступлении в МАРХИ ей придавали, – не знаю уж, придают ли теперь – особенное значение. Кто-то двумя руками «за», кто-то, насколько мне известно, против этого «лишнего в наше время» занятия. Тем не менее, какой бы позиции ни придерживаться, надо признать, что сделать рисунок карандашом не скучным, а интересным – большое искусство. Это вам не кисть и перо, не линер с маркерами и не масляная живопись; у рисунка карандашом, в силу множества ограничений, заданных материалом и правилами, крайне ограниченный спектр выразительных возможностей. Больше того, академический рисунок XX века – тот, экзамен по которому был обязателен во всех художественных институтах – отличается от рисунка в императорской Академии: в нем правил и ограничений еще больше. А сделать надо – всё. Тон, полутон, пространство, воздушную перспективу, детали; построение без ошибок. Это по меньшей мере кропотливо, хотя отлично развивает и терпение, и логическое мышление.
Но вот дойти до того уровня мастерства, которое позволяет найти в этой, во многом технической, работе творческую составляющую, способен мало кто. В основном, большинству надоедает раньше и они, если продолжают рисовать, переходят к другим, более пластичным техникам. Перу, линеру; пастели, например...
Книга «Учитель. Андрей Иванович Томский». М., 2024
Томский, и книга это хорошо показывает, грань мастерства, позволяющего найти в карандашном рисунке не только умение, но и живое творчество, перешел. Это хорошо видно прежде всего по увеличенным фрагментам, которых в книге множество. Фрагменты показывают не так часто, обычно у «старых мастеров», а тут ученики выстроили книгу, практически, на увеличенных рисунках. Они прекрасно выдерживают изменение масштаба, виден каждый штрих, маэстрия очевидна.
Фрагмент. Книга «Учитель. Андрей Иванович Томский». М., 2024
Тем не менее книга, конечно, не только учебник рисования. Уроки рисования – а они никогда не были оформлены самим Томским в «учебник», может быть и в этом состоит причина принципиальной фрагментарности издания – перемежаются с воспоминаниями. Среди них есть как довольно обширные, об учебе и работе в проектных институтах – Владимира Орлова, там даже встроены ноты песни Take Five; о работе в Коломне – Александра Годера; воспоминания Натальи Душкиной названы «Учитель учителя» и построены от рассказа о ее деде Алексее Душкине, который учил Томского. И все же ближе к концу она говорит: «[Томский] существенно подтянул мой рисунок гипсовой головы <...> прежде всего изложил свою философию рисунка при работе с гипсом. Он значительно повысил мой уровень, вывел на совершенно другой горизонт – я стала крепче рисовать, по-другому чувствовать форму, стала лучше понимать, что такое светотень».
Книга «Учитель. Андрей Иванович Томский». М., 2024
Помимо «больших» воспоминаний-рассказов весь «учебник» на полях сопровождают воспоминания других учеников. О курице с яблоками – как всех встречал, как кормил и заботился. Лейтмотивом проходит: любил всех учеников, ценил индивидуальность, к каждому находил подход. К нему приходили после поступления, и во время, и после учебы. Очевидно, что ученики Томского составляют сообщество. Вот они и издали книгу, собрав много разного материала и оформив его всего лишь за год после ухода своего Учителя. Так и получилась смесь мемуаров и полезного для рисовальщиков наследия. Интересный, увлекательный и «теплый», уютный формат. Надо думать, он отражает атмосферу, сложившуюся в мастерской Томского.
Еще в книге много стихов – разных. А если посмотреть в нижний правый угол тыльной картонной обложки, там мелко-мелко написано: «Слава Богу». Андрей Иванович был и верующим человеком, учеников своих крестил вслед.