ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
Винзавод как арт-институция существует с 2005, 2006, а на самом деле с 2007 года. ЦСИ начинался с тусовки художников стрит-арта, затем была большая выставка в большом зале – «Верю», ее курировал Олег Кулик, он задал участникам такие вопросы: «В чем тайна бытия? Что в этом мире ввергает вас в священный трепет? В чем сосредоточено Непостижимое и Невыразимое, при встрече с которым вы теряете дар речи? Что является фундаментом, на котором стоит ваш дух, ваша душа?». Хорошие вопросы, интересно, задавали ли их участникам воркшопов недавно завершившегося фестиваля «Открытый город», посвященного «Архитектуре духа». Но задавали или нет, а перекличка есть. Надо думать, ответы пока не найдены. И возникает ощущение цикличности, хождения по кругу, а не спирали. Но цикл, он тоже имеет свой смысл.
Выставка, открывшаяся в Зале красного ЦСИ Винзавод, называется «НИИ Архив. Ремонтаж». И не так важно, что НИИ в данном случае расшифровывается не как полагается, научно-исследовательский институт, а намеренно иначе: Наука. Исследование. Искусство. Смысла этот нюанс остранения не меняет, поскольку выставка посвящена именно что началу старта изучения и показа коллекции, скопившейся за 17 лет существования Центра, ее систематизации и презентации как архива современного искусства. Так у нас появился новый, еще один «НИИ» совриска. Пишут, что первый в своем роде; в своем роде может и да, а на самом деле нет – наоборот, в последнее время многие занялись самоисследованием того или иного рода, год назад RuArts Foundation подводил черту, а летом Борис Бернаскони делал в ММОМА выставку «НИИ Филаретова». Да, не то же самое, но дух НИИ как будто витает в воздухе. И правда, история центров современного искусства постсоветского времени начинает счет на десятилетия, осмыслять и систематизировать опыт – пора. Как и давать доступ к библиотекам и архивам.
Выставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Дело это правильное и естественное: институция, сложившаяся почти стихийно, развивавшаяся через выставки и арт-резиденции, в поиске новых имен, а затем помощи художникам в ориентации на рынке, «обнаруживает» в своих закромах скопившийся архив, смотрит назад и приступает к его систематизации, попутно начиная рассказывать о себе. Тут и ностальгия, и новый виток самопрезентации, и, надо думать, начало изучения своей коллекции как части слепка истории развития совриска за последние 20 лет – начало превращения центра в музей.
Авторы экспозиции – а курировала выставку Ирина Горлова – разделили ее на 10 тем. Нельзя сказать, что они легко считываются без объяснений, но зато перечислены и прокомментированы в буклете, который надо взять на входе: коллекция, эпохальные выставки, новые имена, и так далее. Подразделение, как водится, исходит из материала. В фонде Центра порядка 250 работ, на выставке показаны 35, и около 1000 книг.
Показаны они по-разному.
Прежде всего, Зал красного очень красив. Это трехнефное пространство, перекрытое парусными сводами, то есть фрагментами куполов на выраженных подпружных арках, опирающихся на белые металлические колонны. Вообще-то пространство техническое, но XIX век строил свои промышленные ангары так, что для нас они прекрасны: тут и размноженный храм на четырех колонках, и стамбульская цистерна, и конюшня в Виджевано, приписываемая Леонардо да Винчи, вспоминаются одновременно. Недаром в комментарии к выставке говорится, что красное вино – самое ценное, и архив центра тоже ценен, так что, вот, он здесь.
Выставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру По словам архитектора экспозиции Константина Ларина, который известен, в частности, как автор «красных человечков», ремонтаж, от слова remonter – это стадия обработки вина: смотрим в описание, это когда вино выкачивают из бочки, а потом заливают обратно – поэтому поначалу планировалось разделить выставку по темам на 10 фанерных боксов – «бочек». Но: «...мы поняли, что относительно наполнения самих бочек пока еще не очень знаем, поэтому остановились на образе лаборатории». От лаборатории тут, надо думать, белизна выгородок, стеклянные витрины с книгами и пластиковые шторки, ограждающие центральный объем. Где на мониторах показывают записи выставок и перформансов Винзавода: это-то и есть основа архива, коллекция фото и видео-фиксаций, воспоминаний о проектах Центра, безусловно, ценная для историков искусства.
Выставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Другая часть архива – рассказ о художниках, выращенных Центром. Многие из современных «звезд» начинали в программе Винзавода «Старт», она длилась с 2007 по 2017 год, те, первые, работы Центр с гордостью и демонстрирует. На одной длинной стене.
На противоположной стене – текст Кирилла КТО, стрит-арт художника, которого прямо или косвенно знает весь город: это его авторства прорезанные глаза все, я думаю, видели на строительных сетках, как минимум, в Москве. И его же разноцветные надписи. В данном случае текст, сделанный для выставки, отлично работает как история развития Винзавода и его превращения из тусовки в институцию, та самая история, которая в какой-то момент, правда, должна привести и приводит к осмыслению архива.
Выставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Единственная из оставшихся от первоначального замысла боксов-«бочек» посвящена Илье и Эмилии Кабаковым – и к слову сказать, тут хочется подумать об их наибольшей «инстиционализированности», как «звезд», зажженных давным-давно. Они же, будучи звездами, горящими давным-давно, в свое время дали старт оформлению и самого Винзавода как масштабной и известной институции. Неудивительно, что внутри бокса вспоминают из объект «Туалет», – по словам Ирины Горловой, проект, взорвавший «Документу», – в виде слайд-шоу на экране и выдержек из книги отзывов той выставки, аккуратно, по-кабаковски, написанных на стенах.
Выставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руКуратор Ирина Горлова. Выставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру «Стопы» Дмитрия Гутова, цитата упомянутой в начале эпохальной выставки «Верю», с которой в 2007 года стартовал Винзавод, составляют боксу Кабаковых хорошую пару. Заодно заключая зально-трехнефное пространство своего рода алтарем. В конце концов ведь это увеличенный фрагмент «Пьеты» Андреа Мантеньи. Цитата.
Выставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Пьета Мантеньи/Гутова, рифмуясь с выраженным в тексте сожалением Кирилла КТО о старых временах Винзавода – дают нам две стены, выражающие грусть о прошедшем. Оплакивание когда-то бывшего тепла «тусовки». Бокс Кабаковых с цитатами, книги, ретроспектива стартовых работ молодых «звезд» на другой стене и «лаборатория» в демонстрацией видеоархивов по центру – это «ремонтаж», а может быть и ressurection, пересборка-преображение-воскресение, в конечном счете, дионистически-христианское начало новой жизни. Что же, Винзавод умер, да здравствует Винзавод.
В новой жизни нам обещают, в том числе, ежегодные выставки-архивы, пересборки, исследования – новый взгляд на архив, который ЦСИ Винзавод продолжает, тем не менее, собирать в реальном времени.
Выставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВыставка «НИИ Архив. Ремонтаж», ЦСИ Винзавод, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
|