Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Выставка, отмечающая тридцатилетний юбилей бюро ATRIUM, разместилась на всех трех этажах флигеля Руина Музея архитектуры. Она называется «Словарь архитектуры», предшествует другой выставке, уже к юбилею самого музея – «Музей архитектуры», где много архитекторов обещали показать творческие высказывания на тему музея. Объект ATRIUM, уже готовый для второй выставки, стоит на первом этаже слева и, в какой-то мере, от него стартует – или на нем заканчивается? – выставка бюро.
Выставка «Словарь современной архитектуры», к 30-летию АБ ATRIUM
Соль выставки в том, что она, конечно, отчетно-юбилейная. Но не совсем. ATRIUM сделали очень много для того, чтобы выйти за рамки «традиционной» выставки с коллекцией проектов – и, определенно, в этом преуспели, сформировав экспозицию яркую, цельную, скульптурную в духе устойчиво свойственных им пластических поисков. «Мы наполнили ее не только визуальными образами, но и смыслами», – подчеркивают архитекторы.
Вся выставка называется Словарь современной архитектуры, что приводит ее к сумме из порядка 30 понятий, описывающих составные части и качественные характеристики авторского понимания современной архитектуры. Каждое раскрыто в виде эссе: «Тут надо ходить не меньше, чем полтора часа и все читать». Идея осмыслить составные части и качественные характеристики собственного понимания современной архитектуры появилась то ли 10, то ли 30 лет назад, может быть, даже в момент начала самостоятельной работы в 1994 году, когда Вера Бутко и Антон Надточий открыли собственное бюро. Тем не менее сам «словарь» писали в течение последних 6 лет совместно Антон и Сергей Надточии. Антон – выпускник кафедры теории и истории советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ, а Сергей учился в Лондоне в школе Архитектурной Ассоциации. Так что получившиеся аффирмации представляют собой микс разных дискурсов, связанных с профессией архитектора, как минимум российской и зарубежной.
На входе в экспозицию 2 этажа размещен авторский манифест в двух версиях: словесной и визуальной. Причем видео восходит – к вопросу о том, что «словарь» складывался долго – к Арх Москве 2012 года, где ATRIUM участвовали в проекте Сложность.
Антон Надточий, ATRIUM
Наш авторский манифест начинается со слов о пространстве и говорит об архитектуре как метафизическом процессе и способе осмысления окружающей реальности, а также – как искусстве, языке, игре и медиа. Эти смыслы проходят сквозной нитью, а точнее, в экспозиции они проходят красной лентой через все повествование. Авторский манифест иллюстрируется программным видео, где все архитектурные формы рождаются из хаоса, который на самом деле является организованной структурой высокой степени сложности.
В конечном счете создается некое общее поле смыслов, описывающих ключевые качества современной архитектуры. Мы представляем свой, в некотором смысле онтологический взгляд на архитектуру.
Словарь собран по буквам из названия бюро ATRIUM, причем в каждого блока есть «основное», заглавное понятие, а есть соподчиненные, но не по смыслу, а по заглавной букве. Отсюда – словарь. От начала названия к его концу количество соподчиненных слов нарастает, например, M: morphology, movement, method, motto (тот самый слоган, ключевое высказывание), materiality, meta-formation. Иногда в соседстве понятий хочется прочитать некое послание, к примеру, “re-thinking – radical”. Читается как, ну, предположим: «если переосмысление, то уж радикальное». Этакая игра со словарем в слова.
Выставка «Словарь современной архитектуры», к 30-летию АБ ATRIUM
Тут чувствуется некая натяжка. Словарь – не по всему алфавиту, как так? Часть словаря? Ответов может быть много, например такой: перед нами словарь именно от архитекторов ATRIUM и только современной архитектуры – авторы выбрали понятия по вкусу. Другой ответ: если мы начнем перебирать обозначения явлений, то всегда можно найти много разных слов на разные буквы, чтобы выразить искомую мысль. Если побродить по выставке те самые полтора часа и все прочесть, но вокабуларий современного архитектора, действительно, очень узнается.
Интереснее другое.
О том, пишут ли архитекторы и умеют ли писать, и надо ли им уметь писать, говорится довольно много. Как и любая сложная профессия, к тому же требующая таланта и творческих способностей, архитектура с античности обрастает текстами.
Причем: «архитекторы пишут иначе, не так, как искусствоведы и журналисты», – подчеркивает Антон Надточий.
Вообще говоря, тексты архитекторов об архитектуре – большая тема, которая еще ждет своего исследователя. Не хотелось бы лохматить Витрувия, но, кажется, с него или почти с него это началось: тексты нередко бывают параллельными и довольно далеко отстоят от визуальной реальности производимого автором продукта. Может даже показаться, что архитекторы, приступая к текстам, как будто уворачиваются от главной задачи. Только в период античности и Ренессанса они «ныряли» в описание строительной технологии, а сейчас – в культурологию, философию и поэзию. Поскольку манифест он же, как правило, поэзия в рамках философии. Получается, что текст архитектора это, во многих случаях, попытка расширить рамки профессии, дополнить ее методом кроссдициплинарности.
Тем не менее тут – словарь понятий современной архитектуры, близких ATRIUM. В нем не только репрезентация, хотя и она, безусловно, есть, – но и саморефлексия и анализ.
Но. Вообще говоря, это нормально, когда на выставке есть слова. На архитектурных выставках это чаще данные конкретных проектов и их описания, а на выставках, где архитекторы выступают как современные художники – либо манифесты, либо понятные сходу не всем высказывания в духе «оттяг концептуалиста». То и другое знакомо и хорошо, но что делает ATRIUM? Архитекторы делают слова принадлежностью своей экспозиции на уровне формы. Во-первых, помещают на круглящихся розовых стенах, во-вторых, заставляют соседствовать с линиями характерной сложносочиненной формы. Что линии, что ярко-розовый фирменный цвет, что слова – все вместе манифест. Распределенный в пространстве.
Выставка «Словарь современной архитектуры», к 30-летию АБ ATRIUM
Слова обволакивают пространство выставки, а некоторая заведомая неполнота списка, привязанного к названию бюро, – рифмуется с тем фактом, что ведь и наклон каждой линии проволочно-графической вязи мы не можем объяснить. В словах же, вероятно, правильнее видеть «всплески» чего-то большего – собственно того, чем авторы занимаются всю жизнь: «современной архитектуры». Я спросила у Антона Надточего, когда для ATRIUMa начинается современная архитектура – он вспомнил венецианскую биеннале 2000 года, прошедшую под логунгом куратора Массимилиано Фуксаса «Больше этики, меньше эстетики». Хотя в той связи, мне кажется, лучше подходит биеннале 2002 года Дайана Суджича под девизом Next, где, как кажется, ярче всего был показан феномен того, что тогда или чуть позже получило название нео-модернизма и starchitecture. Или нелинейной; или дигитальной архитектуры. Однако очевидно, что корни явления, к которому принадлежат работы ATRIUM – где-то там, в начале 2000-х. «Архитектура XX века закончилась двести лет назад», – смело бросает в пространство Антон Надточий. И можно было бы поспорить, что нет, не двести, – но смысл-то высказывания совершенно понятен.
Собственно, вторая важная особенность выставки-манифеста ATRIUM, помимо его словарности и распределенности – это интерес к форме как таковой.
Итак все 30 лет ATRIUM занимается тем, что работает над формой; ищет форму. Сложную. Парадоксальную. Непредсказуемую и удивляющую. WOW-форму. Скульптурную, гибкую. Сложную. Вот, пожалуйста, еще горстка слов. Кстати сложность – тоже важное понятие, не зря же на втором этаже крутится, среди нескольких других, ролик, участвовавший в проекте Арх Москвы под названием «Сложность».
Выставка «Словарь современной архитектуры», к 30-летию АБ ATRIUM
Форма – вот такая, говорит Сергей Надточий рядом с объектом, сделанным для выставки «Музей архитектуры». Объект – два куба с очень, очень сложными прорезями внутри, или наоборот, составленный-сросшийся из разных объемов. Куба два, потому что один инверсия другого: что там объем, здесь пространство и наоборот. Таким и должен быть музей архитектуры! Какое там внутри пространство! Мы обязательно такое построим, – резюмируют архитекторы. И уточняют: «во ВХУТЕМАСе такие формальные эксперименты назывались пропедевтикой, только сейчас – это уже эксперименты на другом художественном и технологическом уровне».
Объект бюро ATRIUM, показанный на их недавней выставке «Словарь современной архитектуры» во Флигеле-Руине сделан для будущей выставки Музей архитектуры и может служить ее, в некотором роде, тизером
Суть поиска формы – отношение к архитектуре как к искусству. Это очень симпатичная и правильная особенность. За последние почти четверть века, в качестве «отката» после вспышки увлечения неомодернизмом, смысл архитектуры искали во многом: экологии, идентичности, городском пространстве, старательно увиливая от главной задачи – поиска формы. ATRIUM же целенаправленно занимаются именно формой, и декларируют, что архитектура – это прежде всего искусство. Даже в слове на букву A оставили только art: «архитектура как искусство».
Весь первый этаж посвящен арт-объектам. Среди них есть ранние, начиная с 2017 года, есть сделанные для этой выставки и, как мы помним, даже есть объект для будущей выставки.
Выставка «Словарь современной архитектуры», к 30-летию АБ ATRIUM
Большинство объектов – рассказывает Антон Надточий – рассчитаны в Grasshopper-e, произведены по его 3D-моделям, каждый элемент со своей уникальной формой. Некоторые собраны с помощью дополненной реальности. Тем временем, здесь же, на экране, показывают процесс монтажа одного из объектов, анодированного в золотой цвет: собирающий на планшете видит контуры каждого элемента и его номер, ставит реальный фрагмент на место, сверяет с прототипом, закрепляет. На это стоит посмотреть.
Выставка «Словарь современной архитектуры», к 30-летию АБ ATRIUM
Я спрашиваю, а блики, которые отбрасывает эта ваша нелинейная золотая пирамида на распалубку окна, тоже были просчитаны? – Нет, блики получились случайно. Но на них тоже стоит посмотреть.
Выставка «Словарь современной архитектуры», к 30-летию АБ ATRIUM
"Работу над объектами мы рассматриваем как процесс поиска формы, отрабатываем на них решения, которые затем можно использовать в «большой» архитектуре, – рассказывает Антон Надточий. – С ними легко и приятно экспериментировать, отрабатывать язык, чтобы впоследствии использовать эти решения". Но они же – и предметы дизайна, которые можно разместить, например, в лобби жилого дома. ATRIUM уже некоторое время занимается производством собственных предметов промдизайна, к примеру, стеллажей, и размещает их в своих проектах.
Здесь надо подчеркнуть, что дело не только в интервенциях в область дизайна. Все, что показано на выставке: экспозиция, видео, объекты, макеты, компьютерная игра с недавней Арх Москвы и интерьер шоу-рума в метавселенной – все родилось внутри бюро, поскольку ATRIUM бюро полного цикла; в нем сейчас работает порядка 150 человек.
Таким образом, предположу, что поиск формы, – сложной, нелинейной, дигитальной, такой, которую никто еще не придумал до них – можно понять как стержень интереса Веры Бутко и Антона Надточего к архитектурному творчеству. Но архитектура дело сложносочиненное, от задачи до работы в команде (что тоже фигурирует среди понятий) и метода реализации. Так что вокруг «чистой формы» и «архитектуры как искусства» роятся, то более, то менее плотно прилепляясь к ней, крутятся разного рода явления и понятия.
Выставка «Словарь современной архитектуры», к 30-летию АБ ATRIUM
Тут много всего, и слова становятся частью сложно лепящегося мира, тоже в некотором роде строительным материалом. Как и исследования: в павильоне, посвященном школам (да-да, тут и такое есть!) лежит известная прошлогодняя книга ATRIUM, посвященная образовательным пространствам.