Ю.Д. Старостенко

Автор текста:
Ю.Д. Старостенко

Роль А.В. Щусева в создании Всероссийского союза зодчих. 1917 год

Старья опубликована в сборнике: Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Тезисы докладов научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. 13-17 апреля 2009 г. – М., 2009. – С. 401-402

     Здания, построенные по проектам архитектора А.В. Щусева широко известны. До 1917 года по его проектам было построено множество церквей, началось строительство самого крупного вокзала в Москве – Казанского. В 1924 году по его проекту был возведен первый временный Мавзолей на Красной площади, в 1930 году закончен постоянный – гранитный. Гораздо в меньшей степени известны спроектированные им, но так и не осуществленные сооружения, такие как здание Академии наук, которое проектировалось Щусевым с середины 1930-х годов и вплоть до начала войны, на участке, где ныне располагается Центральный Дом художника на Крымском валу. Что же касается его общественной деятельности, то о ней известно совсем немного, хотя именно Щусев, сменив в 1922 году на посту председателя Московского архитектурного общества Ф.О. Шехтеля, добился возрождения практики конкурсного проектирования. Его непременным условием было: назначение премий для победивших проектов и обязательность их выплат вне зависимости от того, удовлетворен заказчик результатами конкурса или нет. В годы начала НЭПа, когда о реальном строительстве речь и не шла, многие архитекторы остались без работы, все это было очень актуально. МАО просуществовало вплоть до 1932 года, когда старейшее архитектурное общество Москвы наравне с другими было расформировано, и, несмотря на критику со стороны АСНОВА, ОСА, АРУ и ВОПРА, роль МАО в архитектурной жизни Москвы нельзя недооценивать. Однако, есть один эпизод в архитектурной судьбе Щусева, который оказался за рамками даже посвященной архитектору монографии.

  В 1917 году, 9 марта, т.е. сразу же после февральской революции, на заседании МАО возникла мысль о создании союза зодчих. Был избран специальный организационный комитет, председателем которого стал А.В. Щусев. 16 марта было создано учредительное собрание московских архитектурных групп и отдельных зодчих, где были определены ближайшие цели и задачи всероссийского союза зодчих. Тогда же организационный комитет во главе со своим председателем А.В. Щусевым выступил с призывом ко всем российским архитектурным обществам присоединиться к создаваемому союзу. В апреле Щусев побывал в Петрограде, где сделал сообщение по поводу вновь организуемого союза 20 апреля – в собрании Общества архитекторов-художников, а 25 апреля – на очередном собрании Петроградского общества архитекторов. Приезд Щусева носил скорее организационный, чем агитационный характер. К тому времени в архитектурных кругах Петрограде вопрос создания союза уже поднимался, и 11 апреля собрание Петроградского архитектурного общества постановило «организовать общий союз деятелей архитектуры или союз зодчих», при этом общество принимало на себя «труд организации Петроградского союза зодчих, как составного звена общего союза, подобно тому, как к этому приступило московское общество архитекторов».[1] После заслушивания доклада Щусева в обоих петроградских обществах идея создания союза и его отделения – Петроградского союза зодчих – была единогласно поддержана, хотя вопрос о роли старых обществ после создания нового союза так и не был решен окончательно. 

     6 мая в Москве на общем собрании членов Союза был принят проект устава Всероссийского союза зодчих, в котором особо указывалось, что «членами союза могут быть все учреждения и отдельные лица, обладающие правами русского гражданства и имеющие своей профессиональной задачей зодчество независимо от характера их специального образования, понимая здесь и женщин, получивших соответственное специальное образование». Основной целью Союза называлось «объединение зодчих России: а) для участия в общественной и политической жизни страны; б) для достижения совместными усилиями наивысшего развития отечественного зодчества в художеств., научн. и техн. направлении и в) для защиты профессиональных и правовых интересов самих зодчих на началах широкой общественности и коллегиальности».[2] Тогда же 6 мая, но уже в Петрограде состоялось Учредительное собрание Петроградской секции Союза. Начавшиеся споры в полной мере отразили двойственность создавшейся ситуации: собравшиеся просто не могли разобраться, создание какого же союза им предстоит утвердить – Петроградского или Всероссийского, в итоге большинством голосом было решено утверждить Всероссийский союз, что и было сделано. Таким образом, московское отделение претендовало на лидирующую позицию как инициатор Союза, а петроградское – как столичное, авторитет которого был подкреплен Академией художеств. Как бы то ни было, но проект временного устава, принятого 27 июля 1917 года на еще одном «соединенном» заседании Архитектурных Обществ, вновь проходившем в Петрограде, хотя и был значительно обширнее уже принятого в Москве, но по многим пунктам повторял его практически дословно. Вопрос о судьбе прежних организаций вновь был обойден стороной, хотя большая часть участников обсуждения высказывалась за создание союза на условиях федерации, т.е. за то, чтобы союз составили прежние общества, а не отдельные архитекторы и инженеры. 

     О судьбе Союза после октября 1917 года доподлинно ничего не известно. В.Э. Хазанова приводит данные, что после октябрьских событий московское отделение Союза еще некоторое время продолжало существовать. Союз характеризовался уже как «единственная пролетарская организация зодчих в России, исключающая из своей среды зодчих-подрядчиков, зодчих-предпринимателей, зодчих, эксплуатирующих труд своих коллег, и стоящая на точке зрения широчайшей демократизации архитектуры в смысле приведения ее в соответствии с требованиями широких трудящихся масс».[3] Среди членов Временного коллектива, который осуществлял руководство союзом, Хазанова называет А.В. Щусева и М.В. Крюкова – в будущем начальника Управления строительством Дворца Советов. Никаких других сведений о работе и существовании союза в то время больше нет. 

     Когда в 1929 году идея создание новой единой организации появилась вновь, вопрос о статусе старых организаций, как и в 1917 году был, казалось, решен в пользу создания федерации. Однако, созданием МОВАНО в 1930 году эта идея была отвергнута. В 1932 году все прежние организации были запрещены, был создан Союз советских архитекторов, но желаемого единодушия и согласия в архитектурную жизнь страны Советов он привнести не смог.

Примечания

[1] В Петроградском обществе архитекторов // Зодчий. – 1917. – № 17-18. – С. 125.
[2] Проект устава Всероссийского союза зодчих // Архитектурно-художественный еженедельник. – 1917. – № 18-20. – С. 110.
[3] Цит. по: Из истории советской архитектуры. 1926-1932 гг.: Документы и материалы. Творческие объединения / Отв. ред. К.Н. Афанасьев; Сост., автор статей и примеч. В.Э. Хазанова. – М.: Издательство «Наука», 1970. – С. 7.

15 Октября 2012

Ю.Д. Старостенко

Автор текста:

Ю.Д. Старостенко
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Что не так с офисами открытого типа
Офисы свободного плана экономят деньги компаний-владельцев и помогают им выглядеть эффектней, но это практически единственное их достоинство. При этом работодатели любят «опен-спейс», а их сотрудники – не очень.
«Седрик Прайс придумывал архитектуру, которая может...
Саманта Хардингхэм – о британском архитекторе-визионере послевоенных десятилетий Седрике Прайсе и его самом важном проекте – Дворце развлечений. Ее лекция была частью конференции «Архитектор будущего», проведенной Институтом «Стрелка» в партнерстве с ДОМ.РФ.
«Работа с сопротивлением»
Публикуем отрывок из книги Ричарда Сеннета «Мастер» о постижении сути мастерства – в градостроительстве, инженерном искусстве, стрельбе из лука. Книга вышла на русском языке в издательстве Strelka Press.
Крепости «Красной Вены»
Многочисленные дома для рабочих, построенные в Вене социал-демократическими бургомистрами в 1923–1933, положили начало ее сильной традиции муниципального жилья. Массивы «Красной Вены» – в фотографиях Дениса Есакова.
Макеты в масштабе 1:1
Поселок Веркбунда в Вене, идеальное социальное жилье, построенное ведущими европейскими архитекторами для выставки 1932 года – в фотографиях Дениса Есакова.
Будущее вчера и сегодня
Публикуем статью Александра Скокана, впервые появившуюся в прошедшем году в Академическом сборнике РААСН: о Будущем, как его видели в 1960-е, о НЭР, и о том будущем, которое наступило.
Руины Лондона. Часть II
Продолжаем публикацию эссе историка архитектуры Александра Можаева, посвященного практике сохранения остатков старинных зданий в Лондоне. На этот раз речь о средневековье.
Технологии и материалы
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Сейчас на главной
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Тимур Башкаев: «Ради формирования высококачественных...
Новое видео из серии Генплан. Диалоги: разговор Виталия Лутца с Тимуром Башкаевым – об образе реновации, каркасе общественных пространств, о предчувствии новых технологий и будущем возрождении дерева как материала. С полной расшифровкой.
Белые башни
Жилой комплекс Y-Loft City в городе Чанчжи по проекту пекинского бюро Superimpose Architecture предназначен для поколения Y.
Эстетизация двора
Благоустраивая двор жилого комплекса премиум-класса, бюро GAFA позаботилось не только о соответствующем высокому статусу образе, но и о простых человеческих радостях, а также виртуозно преодолело нормативные ограничения.
Кино под куполом
Музей науки Curiosum с купольным кинотеатром по проекту White Arkitekter расположился в исторической промзоне на севере Швеции, занятой сейчас университетом Умео.
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Оболочка IT-креативности
Московское здание международной сети внешкольного образования с центром в Армении – школы TUMO – расположилось в реконструированном корпусе, единственном сохранившемся от сахарного завода имени Мантулина. Пожелания заказчика и инновационная направленность школы определили техногенную образность «металлического ящика», открытую планировку и яркие акценты внутри.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Диалог в кирпиче
Новый корпус школы Скиннерс по проекту Bell Phillips Architects к юго-востоку от Лондона продолжает викторианскую традицию кирпичной архитектуры.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Оазис среди офисов
Двор киевского делового центра Dmytro Aranchii Architects превратили в многофункциональную рекреационную зону для сотрудников.
Террасы и зигзаги
UNStudio прорывается в Петербург: на берегу Финского залива началось строительство ступенчатого офиса для IT-компании JetBrains.
Пресса: «Потенциал городов не раскрыт даже на треть». Архитектор...
Программа реновации, предполагающая снос хрущевок, стартовала в Москве в 2017 году. Хотя этот механизм и отличается от закона о комплексном развитии территорий, который распространили на остальную страну, столичные архитекторы накопили приличный опыт, как обновлять застроенные кварталы. Об этом мы поговорили с руководителем бюро T+T Architects Сергеем Трухановым.