Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.10.2012

Роль А.В. Щусева в создании Всероссийского союза зодчих. 1917 год

Старья опубликована в сборнике: Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Тезисы докладов научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. 13-17 апреля 2009 г. – М., 2009. – С. 401-402

     Здания, построенные по проектам архитектора А.В. Щусева широко известны. До 1917 года по его проектам было построено множество церквей, началось строительство самого крупного вокзала в Москве – Казанского. В 1924 году по его проекту был возведен первый временный Мавзолей на Красной площади, в 1930 году закончен постоянный – гранитный. Гораздо в меньшей степени известны спроектированные им, но так и не осуществленные сооружения, такие как здание Академии наук, которое проектировалось Щусевым с середины 1930-х годов и вплоть до начала войны, на участке, где ныне располагается Центральный Дом художника на Крымском валу. Что же касается его общественной деятельности, то о ней известно совсем немного, хотя именно Щусев, сменив в 1922 году на посту председателя Московского архитектурного общества Ф.О. Шехтеля, добился возрождения практики конкурсного проектирования. Его непременным условием было: назначение премий для победивших проектов и обязательность их выплат вне зависимости от того, удовлетворен заказчик результатами конкурса или нет. В годы начала НЭПа, когда о реальном строительстве речь и не шла, многие архитекторы остались без работы, все это было очень актуально. МАО просуществовало вплоть до 1932 года, когда старейшее архитектурное общество Москвы наравне с другими было расформировано, и, несмотря на критику со стороны АСНОВА, ОСА, АРУ и ВОПРА, роль МАО в архитектурной жизни Москвы нельзя недооценивать. Однако, есть один эпизод в архитектурной судьбе Щусева, который оказался за рамками даже посвященной архитектору монографии.

  В 1917 году, 9 марта, т.е. сразу же после февральской революции, на заседании МАО возникла мысль о создании союза зодчих. Был избран специальный организационный комитет, председателем которого стал А.В. Щусев. 16 марта было создано учредительное собрание московских архитектурных групп и отдельных зодчих, где были определены ближайшие цели и задачи всероссийского союза зодчих. Тогда же организационный комитет во главе со своим председателем А.В. Щусевым выступил с призывом ко всем российским архитектурным обществам присоединиться к создаваемому союзу. В апреле Щусев побывал в Петрограде, где сделал сообщение по поводу вновь организуемого союза 20 апреля – в собрании Общества архитекторов-художников, а 25 апреля – на очередном собрании Петроградского общества архитекторов. Приезд Щусева носил скорее организационный, чем агитационный характер. К тому времени в архитектурных кругах Петрограде вопрос создания союза уже поднимался, и 11 апреля собрание Петроградского архитектурного общества постановило «организовать общий союз деятелей архитектуры или союз зодчих», при этом общество принимало на себя «труд организации Петроградского союза зодчих, как составного звена общего союза, подобно тому, как к этому приступило московское общество архитекторов».[1] После заслушивания доклада Щусева в обоих петроградских обществах идея создания союза и его отделения – Петроградского союза зодчих – была единогласно поддержана, хотя вопрос о роли старых обществ после создания нового союза так и не был решен окончательно. 

     6 мая в Москве на общем собрании членов Союза был принят проект устава Всероссийского союза зодчих, в котором особо указывалось, что «членами союза могут быть все учреждения и отдельные лица, обладающие правами русского гражданства и имеющие своей профессиональной задачей зодчество независимо от характера их специального образования, понимая здесь и женщин, получивших соответственное специальное образование». Основной целью Союза называлось «объединение зодчих России: а) для участия в общественной и политической жизни страны; б) для достижения совместными усилиями наивысшего развития отечественного зодчества в художеств., научн. и техн. направлении и в) для защиты профессиональных и правовых интересов самих зодчих на началах широкой общественности и коллегиальности».[2] Тогда же 6 мая, но уже в Петрограде состоялось Учредительное собрание Петроградской секции Союза. Начавшиеся споры в полной мере отразили двойственность создавшейся ситуации: собравшиеся просто не могли разобраться, создание какого же союза им предстоит утвердить – Петроградского или Всероссийского, в итоге большинством голосом было решено утверждить Всероссийский союз, что и было сделано. Таким образом, московское отделение претендовало на лидирующую позицию как инициатор Союза, а петроградское – как столичное, авторитет которого был подкреплен Академией художеств. Как бы то ни было, но проект временного устава, принятого 27 июля 1917 года на еще одном «соединенном» заседании Архитектурных Обществ, вновь проходившем в Петрограде, хотя и был значительно обширнее уже принятого в Москве, но по многим пунктам повторял его практически дословно. Вопрос о судьбе прежних организаций вновь был обойден стороной, хотя большая часть участников обсуждения высказывалась за создание союза на условиях федерации, т.е. за то, чтобы союз составили прежние общества, а не отдельные архитекторы и инженеры. 

     О судьбе Союза после октября 1917 года доподлинно ничего не известно. В.Э. Хазанова приводит данные, что после октябрьских событий московское отделение Союза еще некоторое время продолжало существовать. Союз характеризовался уже как «единственная пролетарская организация зодчих в России, исключающая из своей среды зодчих-подрядчиков, зодчих-предпринимателей, зодчих, эксплуатирующих труд своих коллег, и стоящая на точке зрения широчайшей демократизации архитектуры в смысле приведения ее в соответствии с требованиями широких трудящихся масс».[3] Среди членов Временного коллектива, который осуществлял руководство союзом, Хазанова называет А.В. Щусева и М.В. Крюкова – в будущем начальника Управления строительством Дворца Советов. Никаких других сведений о работе и существовании союза в то время больше нет. 

     Когда в 1929 году идея создание новой единой организации появилась вновь, вопрос о статусе старых организаций, как и в 1917 году был, казалось, решен в пользу создания федерации. Однако, созданием МОВАНО в 1930 году эта идея была отвергнута. В 1932 году все прежние организации были запрещены, был создан Союз советских архитекторов, но желаемого единодушия и согласия в архитектурную жизнь страны Советов он привнести не смог.

Примечания

[1] В Петроградском обществе архитекторов // Зодчий. – 1917. – № 17-18. – С. 125.
[2] Проект устава Всероссийского союза зодчих // Архитектурно-художественный еженедельник. – 1917. – № 18-20. – С. 110.
[3] Цит. по: Из истории советской архитектуры. 1926-1932 гг.: Документы и материалы. Творческие объединения / Отв. ред. К.Н. Афанасьев; Сост., автор статей и примеч. В.Э. Хазанова. – М.: Издательство «Наука», 1970. – С. 7.