Nunc est bibendum*

В Казани объявлены победители «Кирпичного конкурса», организуемого петербургским журналом «Проект Балтия» и компанией Архитайл. Гран-при получил глубокий, во многих отношениях, проект, авторы которого предложили Петербургу сеть подземных виноделен с окошками, торгующими вином по всему городу. Показываем 5 проектов-победителей и еще один, который нам понравился.

mainImg
Кирпичный конкурс журнал «Проект Балтия» организует третий год подряд. Его особенность – участники работают над «бумажными» концептуальными проектами, не рассчитанными на реализацию, но получают серьезную денежную награду. Гран-при – 100 000 рублей, премии в номинациях – по 25 000 р. Следовательно, во-первых, заявок достаточно много: этом году было больше всего, 117 заявок, из которых 76 превратились в проекты – а во-вторых, участники работают с заметной отдачей, и проекты получаются идейные и романтичные. Потому что им, в сущности, предоставлена полная свобода для фантазирования и поиска нестандартных идей, что конкурсом, скорее, поощряется. Вероятно по всем этим причинам организаторам удалось и в 2020, когда победил дом в виде китайской стены вокруг МКАДа, удивительно актуальный по своей сути, и 2021, когда гран-при взял крематорий-«лимб», а среди победителей был «Дом Дюймовочки» в одном кирпиче, – получать результаты нетривиальные и увлекательные сами по себе. 

Не зря председатель жюри Ильсияр Тухватуллина главный архитектор Казани – города, где результаты конкурса подводят второй год подряд – подчеркивает, что цель у конкурса высокая, а жюри ждет философских размышлений. А далеко не только проектов, раскрывающих способы практического использования кирпича – заметим мы. Хотя и это тоже. 

Полный отчет можно найти на сайтах «Проекта Балтия» и собственно конкурса 2022 года. А мы расскажем о победителях.  

 
  
Гран-при

Винокурня (и немедленно выпил)
Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова, Санкт-Петербург
zooming
Винокурня (и немедленно выпил)
Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова
Винокурня (и немедленно выпил)
Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова

Петербург известен как не только культурная, но, в последнее время, еще и барная столица страны. Не скроем, многие приезжают сюда погулять, выпить и потусоваться. Известная песня «В Питере пить» и проект столика для распития, который можно приспособить к чугунной ограде речки, очень контекстуальный, отмеченный каким-то из АрхиWOODов. 

В то же время жителям домов барная активность всю ночь не всегда приятна. И авторы проект прячут винокурни под землю, образуя там сеть, натурально, катакомб, в выходами в виде павильонов, в которых можно купить вино, и даже окошек в стенах домов. По части окошек они ссылаются на опыт средневековой и ренессансной Флоренции, где такими окошками обеспечивался простейший доступ к вину.
Винокурня (и немедленно выпил)
Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова
Винокурня (и немедленно выпил)
Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова

В названии авторы опираются на бессмертный текст Венедикта Ерофеева, а их графика напоминает бумажную архитектуру самого классического вида, прежде всего, конечно, того Бродского, который Александр Саввич. 
  • zooming
    1 / 3
    Винокурня (и немедленно выпил)
    Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова
  • zooming
    2 / 3
    Винокурня (и немедленно выпил)
    Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова
  • zooming
    3 / 3
    Винокурня (и немедленно выпил)
    Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова

Помимо очаровательных, хотя чуть робких, рисунков, предложена карта города с местами «выходов» из винных катакомб и разнообразный облик павильонов с окошком, в котором вам могли бы вручить бутылку. Это очень мило – обычный
Винокурня (и немедленно выпил)
Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова
Винокурня (и немедленно выпил)
Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова

У Стругацких были павильоны, через которые Странники забирали неизвестно такой, в меру строгий и стройный, город, и в нем, внезапно – маленькие павильоны для такой несложной надобности. куда проштрафившееся в смысле охраны среды население – а тут все наоборот, подземелье питает нас чем-то простым и приятным, и в то же время отчасти clandestin, поскольку распитие, как известно, традиционно осуждается ответственной частью населения. Что делает проект еще более утопическим и от этого еще более душевным. 
  • zooming
    Подземелье. Проект Винокурня (и немедленно выпил)
    Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова
  • zooming
    Модуль выхода в город. Проект Винокурня (и немедленно выпил)
    Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова

Авторов, конечно, упрекнули в том, что их проект подан в номинации городского дома, каковым не является. Действительно, его можно было бы считать общественным пространством, поскольку тут нам предложена модель взаимодействия части общества внутри города. Общество буквально пронизывает город в этой модели, создает сеть – а что еще нужно для его развития (читай: распития)? Более того, за моделью читается еще одна сеть – сеть осуждения распивающих. Словом, тут много всего, что выходит за рамки привычного благоустройства. 

Еще больше жюри удивило, что проект сделан двумя юными девушками, а пропитыми, хоть в какой-то мере, мужчинами. Хотя меня вот – не удивило. Самые жуткие анекдоты, как говорили у нас на истфаке, и как подтверждают некоторые писатели про психологию – рассказывают девушки в своей компании. А тут, признаться, вовсе и не жутко. Даже мило и уютно, поскольку, как говорит одна коллега, в Питере без вина – как без витамина D.

И да, название – цитата из самой короткой главы поэмы в прозе Венедикта Ерофеева «Москва–Петушки» «Серп и Молот – Карачарово». Глава из этой фразы и состоит. 

  
 
Кирпичный
городской дом / 1 место

Термы на Кожевенной линии
Антон Тендитный, Санкт-Петербург
Термы на Кожевенной линии
Антон Тендитный

Еще один не самый типичный для номинации проект – пора заводить номинацию «Общественные здания»? – поскольку тема городского дома показалась жюри ограниченной скорее жилым домом, чем диапазоном всех городских построек, в этом есть нюанс русского языка. 

Но после некоторого обсуждения представленные среди номинантов ЖК сочли все же несколько слишком привычными, и выиграл оригинальный и по смыслу, и по подаче проект терм – почти римских бань. Между Невской набережной и Кожевенной линией. Проект стереометричен, сложно организован и оригинален в подаче, в том числе – по цвету.
  • zooming
    1 / 5
    Термы на Кожевенной линии
    Антон Тендитный
  • zooming
    2 / 5
    Термы на Кожевенной линии
    Антон Тендитный
  • zooming
    3 / 5
    Термы на Кожевенной линии
    Антон Тендитный
  • zooming
    4 / 5
    Термы на Кожевенной линии
    Антон Тендитный
  • zooming
    5 / 5
    Термы на Кожевенной линии
    Антон Тендитный

UPD: Здесь была ошибка, автор не работает в «Студии 44», но учился у Никиты Явейна в Академии художеств. 

В следующей номинации «Общественного пространства» симпатии жюри, на самом деле, разошлись между двумя проектами: умным, жестким и критичным «Намывищем» и несколько более легким для восприятия «Музеем клейменого кирпича». Первый занял второе место, второй – первое, в общем, мы публикуем оба проекта, до сих пор не уверена, может, правда, «Намывище» сильнее. 

        

Кирпичное общественное пространство / 1 место

Музей петербургского клейменого кирпича
Владислав Лобко, Анастасия Сергеева, Санкт-Петербург
Музей петербургского клейменого кирпича
Владислав Лобко, Анастасия Сергеева

Лабиринт, чей паттерн нарисован нейросетью, но скорректирован в смысле лучшей проницаемости, большего количества входов и выходов, авторы предлагают выстроить вокруг кирпичной заводской трубы на Канонерском острове. Труба – смотровая площадка. На стенах лабиринта закреплены старинные кирпичи с клеймами, за стеклом с комментариями о них – в основном, периода 1847–1917 годов, самые новые во внешних частях лабиринта, самые старые в его центре. Авторы расположили свой лабиринт на берегу острова рядом с ЗСД, так что его могло бы видно с трассы. Войти в лабиринт – теоретически, конечно, – можно из города, и, пройдя его насквозь, выйти к набережной. 
  • zooming
    1 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева
  • zooming
    2 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева
  • zooming
    3 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева
  • zooming
    4 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева
  • zooming
    5 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева
  • zooming
    6 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева
  • zooming
    7 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева
  • zooming
    8 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева

  
Кирпичное общественное пространство / 2 место

Намывище
Михаил Ситников, Санкт-Петербург
Намывище
Михаил Ситников

Страшноватый на вид проект-высказывание. Довольно точен в своей литературности, хорошо нарисован, образность передает смысл, хотя и несколько «встряхивает» зрителя своей мрачноватой жесткостью. 

Проект, вероятно, можно понять как пародию на идеальный город, выстроенную на размышлениях о Петербурге и его новой застройке. Это намывной, но остров, совершенно круглый, огражденный стеной и этим напоминающий форт или равелин, петербургскую тюрьму императорского времени.  
  • zooming
    1 / 3
    Намывище
    Михаил Ситников
  • zooming
    2 / 3
    Намывище
    Михаил Ситников
  • zooming
    3 / 3
    Намывище
    Михаил Ситников

Автор определяет его как "«ковчег для образов Петербурга, выстроенных в реальном времени <...> Намывище ставит фигуральную и буквальную точку: это конец акта, finita. <...> Положение выбрано неслучайно – как и Петербург, Намывище существует не благодаря, а скорее вопреки окружающей среде <...> Проект можно назвать небоскребом вверх ногами: вавилонские башни не могут быть энегроэффективными за счет огромного расхода ресурсов на всех этапах, они безвозвратно меняют панораму города и служат, главным образом, символами. Намывище направлено вниз, лишено энергоэффективности, вряд ли окупится при жизни инвесторов и потребует на свое создание огромных затрат. Но он благосклоннее стеклянного шпиля отнесется к сути города», – часть описания проекта.

И да, конечно, весь этот торус кирпичный.  

   
Кирпичный интерьер / 1 место

...Пришлите мне эту книгу со счастливым концом!
Полина Шевчук, Александра Покатович, Санкт-Петербург
...Пришлите мне эту книгу со счастливым концом!
Полина Шевчук, Александра Покатович

Цельное лаконичное пространство павильона увенчано ступенчатыми «ложными куполами» со зенитным световым фонарем по центру каждого из них. Стол для чтения, как и стены, сложен целиком из кирпича. Но главное – павильон наполнен книгами с хорошим концом, которые «позволяют посетителю обрести уверенность и надежду». 
  • zooming
    1 / 3
    ...Пришлите мне эту книгу со счастливым концом!
    Полина Шевчук, Александра Покатович
  • zooming
    2 / 3
    ...Пришлите мне эту книгу со счастливым концом!
    Полина Шевчук, Александра Покатович
  • zooming
    3 / 3
    ...Пришлите мне эту книгу со счастливым концом!
    Полина Шевчук, Александра Покатович

    
Кирпичный загородный дом / 1 место

Дача
Татьяна Вечканова, Москва
Дача
Татьяна Вечканова

Загородный дом стал самой сложной номинацией, поскольку здесь в основном были представлены индивидуальные загородные дома, спроектированные реалистично, но без яркой идеи.

Единственным исключением стал проект, предложивший серию кирпичных домов для дачных участков, в том числе – с купольным верхом, так как, по утверждению автора, кирпич прочен, долговечен, пожаропрочен и «такой дом можно возвести самостоятельно при сдержанном участии архитектора». Предложено достаточно много вариантов формы. 
Дача
Татьяна Вечканова

Специальным упоминанием отметили проект «Кинь кирпич – иди в баню», автор которого предложил построить в Москва-Сити небоскреб, полностью состоящий из бань. Таким образом среди победителей оказалось целых два проекта бань: термы и небоскреб-баня. 

Результаты другой специальной номинации, «Кирпичный городской дом+», еще не подведены: она объявлена в партнерстве с девелоперской компанией А101 и, в отличие от других номинаций, здесь участники могут поработать с реальными проектами, а именно придумать фасады для домов петербургского ЖК «А101 Лаголово». 

Жюри: 
Григориос Гавалидис, Андрей Дойницын, Любовь Леонтьева, Юлия Тарабарина, Юрий Хитров, Данил Шевкунов, Евгений Спирин, Борис Гусев и Елизавета Дворщенко, Вячеслав Семененко. 
Председатель – Ильсияр Тухватуллина, главный архитектор Казани, ответственный секретарь с правом голоса – Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия».

_____________________
*Выпьем же! lat.
Дословно: «сейчас надо выпить». Вторая часть известной латинской сентенции: In vino veritas! Nunc est bibendum! (Истина в вине! Выпьем же!). 
 

30 Декабря 2022

Похожие статьи
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.