Nunc est bibendum*

В Казани объявлены победители «Кирпичного конкурса», организуемого петербургским журналом «Проект Балтия» и компанией Архитайл. Гран-при получил глубокий, во многих отношениях, проект, авторы которого предложили Петербургу сеть подземных виноделен с окошками, торгующими вином по всему городу. Показываем 5 проектов-победителей и еще один, который нам понравился.

mainImg
Кирпичный конкурс журнал «Проект Балтия» организует третий год подряд. Его особенность – участники работают над «бумажными» концептуальными проектами, не рассчитанными на реализацию, но получают серьезную денежную награду. Гран-при – 100 000 рублей, премии в номинациях – по 25 000 р. Следовательно, во-первых, заявок достаточно много: этом году было больше всего, 117 заявок, из которых 76 превратились в проекты – а во-вторых, участники работают с заметной отдачей, и проекты получаются идейные и романтичные. Потому что им, в сущности, предоставлена полная свобода для фантазирования и поиска нестандартных идей, что конкурсом, скорее, поощряется. Вероятно по всем этим причинам организаторам удалось и в 2020, когда победил дом в виде китайской стены вокруг МКАДа, удивительно актуальный по своей сути, и 2021, когда гран-при взял крематорий-«лимб», а среди победителей был «Дом Дюймовочки» в одном кирпиче, – получать результаты нетривиальные и увлекательные сами по себе. 

Не зря председатель жюри Ильсияр Тухватуллина главный архитектор Казани – города, где результаты конкурса подводят второй год подряд – подчеркивает, что цель у конкурса высокая, а жюри ждет философских размышлений. А далеко не только проектов, раскрывающих способы практического использования кирпича – заметим мы. Хотя и это тоже. 

Полный отчет можно найти на сайтах «Проекта Балтия» и собственно конкурса 2022 года. А мы расскажем о победителях.  

 
  
Гран-при

Винокурня (и немедленно выпил)
Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова, Санкт-Петербург
zooming
Винокурня (и немедленно выпил)
Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова
Винокурня (и немедленно выпил)
Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова

Петербург известен как не только культурная, но, в последнее время, еще и барная столица страны. Не скроем, многие приезжают сюда погулять, выпить и потусоваться. Известная песня «В Питере пить» и проект столика для распития, который можно приспособить к чугунной ограде речки, очень контекстуальный, отмеченный каким-то из АрхиWOODов. 

В то же время жителям домов барная активность всю ночь не всегда приятна. И авторы проект прячут винокурни под землю, образуя там сеть, натурально, катакомб, в выходами в виде павильонов, в которых можно купить вино, и даже окошек в стенах домов. По части окошек они ссылаются на опыт средневековой и ренессансной Флоренции, где такими окошками обеспечивался простейший доступ к вину.
Винокурня (и немедленно выпил)
Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова
Винокурня (и немедленно выпил)
Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова

В названии авторы опираются на бессмертный текст Венедикта Ерофеева, а их графика напоминает бумажную архитектуру самого классического вида, прежде всего, конечно, того Бродского, который Александр Саввич. 
  • zooming
    1 / 3
    Винокурня (и немедленно выпил)
    Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова
  • zooming
    2 / 3
    Винокурня (и немедленно выпил)
    Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова
  • zooming
    3 / 3
    Винокурня (и немедленно выпил)
    Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова

Помимо очаровательных, хотя чуть робких, рисунков, предложена карта города с местами «выходов» из винных катакомб и разнообразный облик павильонов с окошком, в котором вам могли бы вручить бутылку. Это очень мило – обычный
Винокурня (и немедленно выпил)
Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова
Винокурня (и немедленно выпил)
Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова

У Стругацких были павильоны, через которые Странники забирали неизвестно такой, в меру строгий и стройный, город, и в нем, внезапно – маленькие павильоны для такой несложной надобности. куда проштрафившееся в смысле охраны среды население – а тут все наоборот, подземелье питает нас чем-то простым и приятным, и в то же время отчасти clandestin, поскольку распитие, как известно, традиционно осуждается ответственной частью населения. Что делает проект еще более утопическим и от этого еще более душевным. 
  • zooming
    Подземелье. Проект Винокурня (и немедленно выпил)
    Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова
  • zooming
    Модуль выхода в город. Проект Винокурня (и немедленно выпил)
    Ирина Кащеева, Елизавета Михайлова

Авторов, конечно, упрекнули в том, что их проект подан в номинации городского дома, каковым не является. Действительно, его можно было бы считать общественным пространством, поскольку тут нам предложена модель взаимодействия части общества внутри города. Общество буквально пронизывает город в этой модели, создает сеть – а что еще нужно для его развития (читай: распития)? Более того, за моделью читается еще одна сеть – сеть осуждения распивающих. Словом, тут много всего, что выходит за рамки привычного благоустройства. 

Еще больше жюри удивило, что проект сделан двумя юными девушками, а пропитыми, хоть в какой-то мере, мужчинами. Хотя меня вот – не удивило. Самые жуткие анекдоты, как говорили у нас на истфаке, и как подтверждают некоторые писатели про психологию – рассказывают девушки в своей компании. А тут, признаться, вовсе и не жутко. Даже мило и уютно, поскольку, как говорит одна коллега, в Питере без вина – как без витамина D.

И да, название – цитата из самой короткой главы поэмы в прозе Венедикта Ерофеева «Москва–Петушки» «Серп и Молот – Карачарово». Глава из этой фразы и состоит. 

  
 
Кирпичный
городской дом / 1 место

Термы на Кожевенной линии
Антон Тендитный, Санкт-Петербург
Термы на Кожевенной линии
Антон Тендитный

Еще один не самый типичный для номинации проект – пора заводить номинацию «Общественные здания»? – поскольку тема городского дома показалась жюри ограниченной скорее жилым домом, чем диапазоном всех городских построек, в этом есть нюанс русского языка. 

Но после некоторого обсуждения представленные среди номинантов ЖК сочли все же несколько слишком привычными, и выиграл оригинальный и по смыслу, и по подаче проект терм – почти римских бань. Между Невской набережной и Кожевенной линией. Проект стереометричен, сложно организован и оригинален в подаче, в том числе – по цвету.
  • zooming
    1 / 5
    Термы на Кожевенной линии
    Антон Тендитный
  • zooming
    2 / 5
    Термы на Кожевенной линии
    Антон Тендитный
  • zooming
    3 / 5
    Термы на Кожевенной линии
    Антон Тендитный
  • zooming
    4 / 5
    Термы на Кожевенной линии
    Антон Тендитный
  • zooming
    5 / 5
    Термы на Кожевенной линии
    Антон Тендитный

UPD: Здесь была ошибка, автор не работает в «Студии 44», но учился у Никиты Явейна в Академии художеств. 

В следующей номинации «Общественного пространства» симпатии жюри, на самом деле, разошлись между двумя проектами: умным, жестким и критичным «Намывищем» и несколько более легким для восприятия «Музеем клейменого кирпича». Первый занял второе место, второй – первое, в общем, мы публикуем оба проекта, до сих пор не уверена, может, правда, «Намывище» сильнее. 

        

Кирпичное общественное пространство / 1 место

Музей петербургского клейменого кирпича
Владислав Лобко, Анастасия Сергеева, Санкт-Петербург
Музей петербургского клейменого кирпича
Владислав Лобко, Анастасия Сергеева

Лабиринт, чей паттерн нарисован нейросетью, но скорректирован в смысле лучшей проницаемости, большего количества входов и выходов, авторы предлагают выстроить вокруг кирпичной заводской трубы на Канонерском острове. Труба – смотровая площадка. На стенах лабиринта закреплены старинные кирпичи с клеймами, за стеклом с комментариями о них – в основном, периода 1847–1917 годов, самые новые во внешних частях лабиринта, самые старые в его центре. Авторы расположили свой лабиринт на берегу острова рядом с ЗСД, так что его могло бы видно с трассы. Войти в лабиринт – теоретически, конечно, – можно из города, и, пройдя его насквозь, выйти к набережной. 
  • zooming
    1 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева
  • zooming
    2 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева
  • zooming
    3 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева
  • zooming
    4 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева
  • zooming
    5 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева
  • zooming
    6 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева
  • zooming
    7 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева
  • zooming
    8 / 8
    Музей петербургского клейменого кирпича
    Владислав Лобко, Анастасия Сергеева

  
Кирпичное общественное пространство / 2 место

Намывище
Михаил Ситников, Санкт-Петербург
Намывище
Михаил Ситников

Страшноватый на вид проект-высказывание. Довольно точен в своей литературности, хорошо нарисован, образность передает смысл, хотя и несколько «встряхивает» зрителя своей мрачноватой жесткостью. 

Проект, вероятно, можно понять как пародию на идеальный город, выстроенную на размышлениях о Петербурге и его новой застройке. Это намывной, но остров, совершенно круглый, огражденный стеной и этим напоминающий форт или равелин, петербургскую тюрьму императорского времени.  
  • zooming
    1 / 3
    Намывище
    Михаил Ситников
  • zooming
    2 / 3
    Намывище
    Михаил Ситников
  • zooming
    3 / 3
    Намывище
    Михаил Ситников

Автор определяет его как "«ковчег для образов Петербурга, выстроенных в реальном времени <...> Намывище ставит фигуральную и буквальную точку: это конец акта, finita. <...> Положение выбрано неслучайно – как и Петербург, Намывище существует не благодаря, а скорее вопреки окружающей среде <...> Проект можно назвать небоскребом вверх ногами: вавилонские башни не могут быть энегроэффективными за счет огромного расхода ресурсов на всех этапах, они безвозвратно меняют панораму города и служат, главным образом, символами. Намывище направлено вниз, лишено энергоэффективности, вряд ли окупится при жизни инвесторов и потребует на свое создание огромных затрат. Но он благосклоннее стеклянного шпиля отнесется к сути города», – часть описания проекта.

И да, конечно, весь этот торус кирпичный.  

   
Кирпичный интерьер / 1 место

...Пришлите мне эту книгу со счастливым концом!
Полина Шевчук, Александра Покатович, Санкт-Петербург
...Пришлите мне эту книгу со счастливым концом!
Полина Шевчук, Александра Покатович

Цельное лаконичное пространство павильона увенчано ступенчатыми «ложными куполами» со зенитным световым фонарем по центру каждого из них. Стол для чтения, как и стены, сложен целиком из кирпича. Но главное – павильон наполнен книгами с хорошим концом, которые «позволяют посетителю обрести уверенность и надежду». 
  • zooming
    1 / 3
    ...Пришлите мне эту книгу со счастливым концом!
    Полина Шевчук, Александра Покатович
  • zooming
    2 / 3
    ...Пришлите мне эту книгу со счастливым концом!
    Полина Шевчук, Александра Покатович
  • zooming
    3 / 3
    ...Пришлите мне эту книгу со счастливым концом!
    Полина Шевчук, Александра Покатович

    
Кирпичный загородный дом / 1 место

Дача
Татьяна Вечканова, Москва
Дача
Татьяна Вечканова

Загородный дом стал самой сложной номинацией, поскольку здесь в основном были представлены индивидуальные загородные дома, спроектированные реалистично, но без яркой идеи.

Единственным исключением стал проект, предложивший серию кирпичных домов для дачных участков, в том числе – с купольным верхом, так как, по утверждению автора, кирпич прочен, долговечен, пожаропрочен и «такой дом можно возвести самостоятельно при сдержанном участии архитектора». Предложено достаточно много вариантов формы. 
Дача
Татьяна Вечканова

Специальным упоминанием отметили проект «Кинь кирпич – иди в баню», автор которого предложил построить в Москва-Сити небоскреб, полностью состоящий из бань. Таким образом среди победителей оказалось целых два проекта бань: термы и небоскреб-баня. 

Результаты другой специальной номинации, «Кирпичный городской дом+», еще не подведены: она объявлена в партнерстве с девелоперской компанией А101 и, в отличие от других номинаций, здесь участники могут поработать с реальными проектами, а именно придумать фасады для домов петербургского ЖК «А101 Лаголово». 

Жюри: 
Григориос Гавалидис, Андрей Дойницын, Любовь Леонтьева, Юлия Тарабарина, Юрий Хитров, Данил Шевкунов, Евгений Спирин, Борис Гусев и Елизавета Дворщенко, Вячеслав Семененко. 
Председатель – Ильсияр Тухватуллина, главный архитектор Казани, ответственный секретарь с правом голоса – Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия».

_____________________
*Выпьем же! lat.
Дословно: «сейчас надо выпить». Вторая часть известной латинской сентенции: In vino veritas! Nunc est bibendum! (Истина в вине! Выпьем же!). 
 

30 Декабря 2022

Похожие статьи
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.