Спит кирпич, и ему снится

Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.

mainImg
В Петербурге подвели итоги первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, организованного компанией «АРХИТАЙЛ» совместно с журналом «Проект Балтия». Конкурс проводился в «бумажном» формате, участникам предложили создать свои варианты кирпичного стиля для городского или загородного дома или общественного здания. В рамках конкурса состоялась образовательная программа, здесь можно послушать лекцию Валентины Лелиной об истории кирпичной архитектуры Санкт-Петербурга.

На конкурс принимались заявки от архитекторов не старше 30 лет, всего было подано 67 проектов от участников из 20 российских городов. Лучшие проекты представлены на выставке в центре дизайна и архитектуры Design District DAA, а мы публикуем работы победителей.


Гран-при

ЖК «Стена»
Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин
ЖК «Стена»
© Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин

Кирпич как элемент архаичного строительства отсылает к базовым архитектурным формам. С тех пор, как человек укрылся в созданной природой пещере, он искал способ закрыться, обезопасить свое жилище. Сначала валуном, после – грудой камней. Так появилась основная рукотворная постройка – стена. Со временем на смену камням пришли удобные кирпичи, а стена уже служила не только преградой: замыкаясь, она образовывала форму, здание.

Москва как объект притяжения с одной стороны впускает в себя потоки масс, а с другой стороны сохраняет слободские устои: «внутри Садового», «пять минут от центра», «за МКАДом». Наш проект не рисует образ Москвы как города передового урбанизма. Напротив, мы отвечаем на запрос изоляции, развивая средневековый принцип развития города. Не важно, Москва ли отделяется от России, или страна отторгает от себя столицу. Важно, что условные границы из кольцевых дорог обретают форму монументальной постройки, раз и навсегда отвечая на вопрос, где заканчивается Москва.
  • zooming
    1 / 5
    Вид с Каширской развязки. ЖК «Стена»
    © Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин
  • zooming
    2 / 5
    ЖК «Стена»
    © Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин
  • zooming
    3 / 5
    Генеральный план. ЖК «Стена»
    © Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин
  • zooming
    4 / 5
    Вид на стену с Москвы-реки. ЖК «Стена»
    © Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин
  • zooming
    5 / 5
    Открытый этаж. ЖК «Стена»
    © Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин


Кирпичный городской дом

Клуб звонарей на Валдае
Семен Селютин

Клуб звонарей на центральной площади Валдая может превратиться в главную точку притяжения местных жителей и туристов. Концепт эксплуатирует и развивает бренд «валдайские колокольчики». Популяризация колокольного звона и возрождение традиции русской кирпичной архитектуры усиливает идентичность города. В клубе колокольный звон существует сам по себе, без связи с религиозным контекстом, поэтому способен увлечь любые группы людей. Внешний облик навеян образом классической звонницы палатного типа: в объеме из оштукатуренного кирпича появляются оконные проемы, позаимствованные у окрестных монастырей.
  • zooming
    1 / 6
    Вид с площади. Клуб звонарей на Валдае
    © Семен Селютин
  • zooming
    2 / 6
    Главный фасад. Клуб звонарей на Валдае
    © Семен Селютин
  • zooming
    3 / 6
    Клуб звонарей на Валдае
    © Семен Селютин
  • zooming
    4 / 6
    Боковой фасад. Клуб звонарей на Валдае
    © Семен Селютин
  • zooming
    5 / 6
    Ситуационный план. Клуб звонарей на Валдае
    © Семен Селютин
  • zooming
    6 / 6
    Клуб звонарей на Валдае
    © Семен Селютин


Кирпичный загородный дом

Жилой дом на озере
Инна Клименко

Дом для одной семьи располагается в живописном месте на берегу озера. Родители с двумя детьми много времени проводят друг с другом, поэтому в доме помимо спален, кухни-столовой, санузлов, гардеробных и хозяйственных помещений есть просторная гостиная с библиотекой, а также домашний кинозал, спортивный зал, летний павильон, терраса с бассейном и лодочный гараж.
  • zooming
    1 / 6
    Жилой дом на озере
    © Инна Клименко
  • zooming
    2 / 6
    Жилой дом на озере
    © Инна Клименко
  • zooming
    3 / 6
    Жилой дом на озере
    © Инна Клименко
  • zooming
    4 / 6
    Жилой дом на озере
    © Инна Клименко
  • zooming
    5 / 6
    План 1-го этажа. Жилой дом на озере
    © Инна Клименко
  • zooming
    6 / 6
    План 2-го этажа. Жилой дом на озере
    © Инна Клименко

Кирпич позволяет выполнять не только сплошные конструкции, но и криволинейные перфорированные объемы. При укладке применяется несколько кладочных схем, которые за счет своего рисунка позволяют сделать каждый объем отличным от другого. Так, к примеру, в облицовке ортогональных плоскостей применена штабельная и ложковая кладки, а для криволинейной стены – ажурная, на основе ложковой кладки.
Жилой дом на озере
© Инна Клименко

Композиция здания выстраивается вокруг двух тем: кубические объемы символизируют камень, а криволинейная ажурная плоскость, проходящая через один из объемов, – воду. В подобной технике выполнены также стены, ограждающие внутренний двор с бассейном и лодочный ангар. Это решение позволяет обеспечить приватность и одновременно связь находящегося внутри человека с окружающим природным ландшафтом.


Кирпичное общественное пространство

Сон кирпича
Даниил Наринский

Современный кирпич уже не стремится быть стеной. Ему уже не нужно нести на себе перекрытия и крыши. Теперь он – фактура, ощущение, дух. Кирпич в своем изначальном замысле уснул. Мы продолжаем использовать его как воспоминание, как образ мира до модернизма, бетона и газоблока, когда фасад стены и ее плоть были единым целым. Мы поддерживаем кирпич, истончаем его, чтобы он влез в новые пироги стен, придумываем подсистемы, поддерживающие его.

Мой проект – это поэтизация и проблематизация тех процессов, что происходят с современным кирпичом. Никто не строит из него дома – ни городские, ни загородные. Его просто клеят на фасад дома, тонким слоем прикрывая теплоизоляцию и бетон.

Смотровая башня из кирпича где-то в полях России. Всю нагрузку берет на себя металлокаркас, показывая роль материала в современном мире. Здесь нет теплого контура. Кирпич больше не служит физическому теплу. Тут есть дух, лицо, форма, именно этому и служит современный кирпич – создает образ. Создает дивный сон.
  • zooming
    1 / 6
    Сон кирпича
    © Даниил Наринский
  • zooming
    2 / 6
    Сон кирпича
    © Даниил Наринский
  • zooming
    3 / 6
    Сон кирпича
    © Даниил Наринский
  • zooming
    4 / 6
    Сон кирпича
    © Даниил Наринский
  • zooming
    5 / 6
    Сон кирпича
    © Даниил Наринский
  • zooming
    6 / 6
    Сон кирпича
    © Даниил Наринский


Спецприз от журнала «Проект Балтия»

Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
Карина Орлова

Цель авторов проекта – создать запоминающийся образ, который передает характер казачества и гармонично вписывается в историческую застройку. Участок проектирования окружают кирпичные здания, многие из которых являются памятниками регионального значения. Этим обосновано использование кирпича в проекте. Рифма здания с окружающей исторической застройкой возникает благодаря живости кирпича ручной формовки.

В основных формах здания прослеживается сюжетная линия, раскрывающая историю, традиции и миропонимание Казачьего сообщества. Стилобат воплощает в себе собирательный образ живописных кубанских просторов. Его плавные изгибы символизируют реку Кубань, а ступени, повторяющие рисунок рельефа, вызывают ассоциации с необъятными полями житницы России. Фасадная часть театра сформирована массивными полуцилиндрическими объемами, создающими метафорическое изображение казаков, стоящих плечом к плечу на берегу Кубани. Фоном развернувшемуся сюжету служит плоскость стены с остеклением, имитирующим традиционную вышивку.
  • zooming
    1 / 9
    Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
    © Карина Орлова
  • zooming
    2 / 9
    Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
    © Карина Орлова
  • zooming
    3 / 9
    Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
    © Карина Орлова
  • zooming
    4 / 9
    Интерьер фойе театра. Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
    © Карина Орлова
  • zooming
    5 / 9
    Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
    © Карина Орлова
  • zooming
    6 / 9
    Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
    © Карина Орлова
  • zooming
    7 / 9
    Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
    © Карина Орлова
  • zooming
    8 / 9
    План 1-го этажа. Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
    © Карина Орлова
  • zooming
    9 / 9
    Планы 2-го и 3-го этажей. Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
    © Карина Орлова


Поставщики, технологии

10 Ноября 2020

comments powered by HyperComments
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.