Спит кирпич, и ему снится

Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.

mainImg
В Петербурге подвели итоги первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, организованного компанией «АРХИТАЙЛ» совместно с журналом «Проект Балтия». Конкурс проводился в «бумажном» формате, участникам предложили создать свои варианты кирпичного стиля для городского или загородного дома или общественного здания. В рамках конкурса состоялась образовательная программа, здесь можно послушать лекцию Валентины Лелиной об истории кирпичной архитектуры Санкт-Петербурга.

На конкурс принимались заявки от архитекторов не старше 30 лет, всего было подано 67 проектов от участников из 20 российских городов. Лучшие проекты представлены на выставке в центре дизайна и архитектуры Design District DAA, а мы публикуем работы победителей.


Гран-при

ЖК «Стена»
Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин
ЖК «Стена»
© Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин

Кирпич как элемент архаичного строительства отсылает к базовым архитектурным формам. С тех пор, как человек укрылся в созданной природой пещере, он искал способ закрыться, обезопасить свое жилище. Сначала валуном, после – грудой камней. Так появилась основная рукотворная постройка – стена. Со временем на смену камням пришли удобные кирпичи, а стена уже служила не только преградой: замыкаясь, она образовывала форму, здание.

Москва как объект притяжения с одной стороны впускает в себя потоки масс, а с другой стороны сохраняет слободские устои: «внутри Садового», «пять минут от центра», «за МКАДом». Наш проект не рисует образ Москвы как города передового урбанизма. Напротив, мы отвечаем на запрос изоляции, развивая средневековый принцип развития города. Не важно, Москва ли отделяется от России, или страна отторгает от себя столицу. Важно, что условные границы из кольцевых дорог обретают форму монументальной постройки, раз и навсегда отвечая на вопрос, где заканчивается Москва.
  • zooming
    1 / 5
    Вид с Каширской развязки. ЖК «Стена»
    © Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин
  • zooming
    2 / 5
    ЖК «Стена»
    © Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин
  • zooming
    3 / 5
    Генеральный план. ЖК «Стена»
    © Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин
  • zooming
    4 / 5
    Вид на стену с Москвы-реки. ЖК «Стена»
    © Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин
  • zooming
    5 / 5
    Открытый этаж. ЖК «Стена»
    © Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин


Кирпичный городской дом

Клуб звонарей на Валдае
Семен Селютин

Клуб звонарей на центральной площади Валдая может превратиться в главную точку притяжения местных жителей и туристов. Концепт эксплуатирует и развивает бренд «валдайские колокольчики». Популяризация колокольного звона и возрождение традиции русской кирпичной архитектуры усиливает идентичность города. В клубе колокольный звон существует сам по себе, без связи с религиозным контекстом, поэтому способен увлечь любые группы людей. Внешний облик навеян образом классической звонницы палатного типа: в объеме из оштукатуренного кирпича появляются оконные проемы, позаимствованные у окрестных монастырей.
  • zooming
    1 / 6
    Вид с площади. Клуб звонарей на Валдае
    © Семен Селютин
  • zooming
    2 / 6
    Главный фасад. Клуб звонарей на Валдае
    © Семен Селютин
  • zooming
    3 / 6
    Клуб звонарей на Валдае
    © Семен Селютин
  • zooming
    4 / 6
    Боковой фасад. Клуб звонарей на Валдае
    © Семен Селютин
  • zooming
    5 / 6
    Ситуационный план. Клуб звонарей на Валдае
    © Семен Селютин
  • zooming
    6 / 6
    Клуб звонарей на Валдае
    © Семен Селютин


Кирпичный загородный дом

Жилой дом на озере
Инна Клименко

Дом для одной семьи располагается в живописном месте на берегу озера. Родители с двумя детьми много времени проводят друг с другом, поэтому в доме помимо спален, кухни-столовой, санузлов, гардеробных и хозяйственных помещений есть просторная гостиная с библиотекой, а также домашний кинозал, спортивный зал, летний павильон, терраса с бассейном и лодочный гараж.
  • zooming
    1 / 6
    Жилой дом на озере
    © Инна Клименко
  • zooming
    2 / 6
    Жилой дом на озере
    © Инна Клименко
  • zooming
    3 / 6
    Жилой дом на озере
    © Инна Клименко
  • zooming
    4 / 6
    Жилой дом на озере
    © Инна Клименко
  • zooming
    5 / 6
    План 1-го этажа. Жилой дом на озере
    © Инна Клименко
  • zooming
    6 / 6
    План 2-го этажа. Жилой дом на озере
    © Инна Клименко

Кирпич позволяет выполнять не только сплошные конструкции, но и криволинейные перфорированные объемы. При укладке применяется несколько кладочных схем, которые за счет своего рисунка позволяют сделать каждый объем отличным от другого. Так, к примеру, в облицовке ортогональных плоскостей применена штабельная и ложковая кладки, а для криволинейной стены – ажурная, на основе ложковой кладки.
Жилой дом на озере
© Инна Клименко

Композиция здания выстраивается вокруг двух тем: кубические объемы символизируют камень, а криволинейная ажурная плоскость, проходящая через один из объемов, – воду. В подобной технике выполнены также стены, ограждающие внутренний двор с бассейном и лодочный ангар. Это решение позволяет обеспечить приватность и одновременно связь находящегося внутри человека с окружающим природным ландшафтом.


Кирпичное общественное пространство

Сон кирпича
Даниил Наринский

Современный кирпич уже не стремится быть стеной. Ему уже не нужно нести на себе перекрытия и крыши. Теперь он – фактура, ощущение, дух. Кирпич в своем изначальном замысле уснул. Мы продолжаем использовать его как воспоминание, как образ мира до модернизма, бетона и газоблока, когда фасад стены и ее плоть были единым целым. Мы поддерживаем кирпич, истончаем его, чтобы он влез в новые пироги стен, придумываем подсистемы, поддерживающие его.

Мой проект – это поэтизация и проблематизация тех процессов, что происходят с современным кирпичом. Никто не строит из него дома – ни городские, ни загородные. Его просто клеят на фасад дома, тонким слоем прикрывая теплоизоляцию и бетон.

Смотровая башня из кирпича где-то в полях России. Всю нагрузку берет на себя металлокаркас, показывая роль материала в современном мире. Здесь нет теплого контура. Кирпич больше не служит физическому теплу. Тут есть дух, лицо, форма, именно этому и служит современный кирпич – создает образ. Создает дивный сон.
  • zooming
    1 / 6
    Сон кирпича
    © Даниил Наринский
  • zooming
    2 / 6
    Сон кирпича
    © Даниил Наринский
  • zooming
    3 / 6
    Сон кирпича
    © Даниил Наринский
  • zooming
    4 / 6
    Сон кирпича
    © Даниил Наринский
  • zooming
    5 / 6
    Сон кирпича
    © Даниил Наринский
  • zooming
    6 / 6
    Сон кирпича
    © Даниил Наринский


Спецприз от журнала «Проект Балтия»

Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
Карина Орлова

Цель авторов проекта – создать запоминающийся образ, который передает характер казачества и гармонично вписывается в историческую застройку. Участок проектирования окружают кирпичные здания, многие из которых являются памятниками регионального значения. Этим обосновано использование кирпича в проекте. Рифма здания с окружающей исторической застройкой возникает благодаря живости кирпича ручной формовки.

В основных формах здания прослеживается сюжетная линия, раскрывающая историю, традиции и миропонимание Казачьего сообщества. Стилобат воплощает в себе собирательный образ живописных кубанских просторов. Его плавные изгибы символизируют реку Кубань, а ступени, повторяющие рисунок рельефа, вызывают ассоциации с необъятными полями житницы России. Фасадная часть театра сформирована массивными полуцилиндрическими объемами, создающими метафорическое изображение казаков, стоящих плечом к плечу на берегу Кубани. Фоном развернувшемуся сюжету служит плоскость стены с остеклением, имитирующим традиционную вышивку.
  • zooming
    1 / 9
    Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
    © Карина Орлова
  • zooming
    2 / 9
    Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
    © Карина Орлова
  • zooming
    3 / 9
    Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
    © Карина Орлова
  • zooming
    4 / 9
    Интерьер фойе театра. Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
    © Карина Орлова
  • zooming
    5 / 9
    Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
    © Карина Орлова
  • zooming
    6 / 9
    Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
    © Карина Орлова
  • zooming
    7 / 9
    Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
    © Карина Орлова
  • zooming
    8 / 9
    План 1-го этажа. Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
    © Карина Орлова
  • zooming
    9 / 9
    Планы 2-го и 3-го этажей. Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
    © Карина Орлова

Поставщики, технологии

АРХИТАЙЛ/ ARCHITILE

10 Ноября 2020

Похожие статьи
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
Технологии и материалы
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Сейчас на главной
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Кирпичная энергетика
В Вантаа под Хельсинки бюро Kivinen Rusanen Architects построило новый корпус электроподстанции: его фактурные кирпичные фасады ведут диалог с соседним историческим зданием.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
«Устойчивая» мода
Бюро gmp реконструировало сразу четыре небольших здания в историческом квартале Шанхая под модный кластер ICCF Group. Проект стал результатом более чем десятилетнего сотрудничества двух компаний.
Сады на высоте
Бюро HENN выиграло конкурс на проект вертикальной фермы, совмещенной с офисным зданием, в новом районе на месте промзоны на юго-востоке Берлина.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Семейное древо
По проекту команды Алексея Полищука в Ленинградской области построен дом, в котором бок о бок живут четыре семьи. Архитекторы предложили систему из автономных жилых блоков и общих пространств, а также объединили требования дизайн-кода поселка с пожеланиями заказчика: за лаконичными фасадами из планкена и фибробетона прячется интерьер, характерный для традиционного деревянного дома.
В основе – ромб
Арт-павильон в новом жилом районе Нанкина по проекту местного бюро azLa напоминает о 3-тысячелетней истории и столичном статусе этого мегаполиса.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Круглые бани
Камерный банный комплекс построен по проекту kub house в поселке Московской области на участке с другими объектами. Круглая форма обеспечивает уединение, а моллированное стекло и обожженное дерево в отделке фасада – слияние с ландшафтом.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
«Маленький лес» во дворе
Во дворе начальной школы в Шэньчжэне по проекту пекинского бюро Vector Architects растет роща китайского баньяна: архитекторам удалось сохранить ее при строительстве.
Смотрящий на воду
Участок виллы Sonata вытянут от дороги до кромки воды, у него есть собственный берег, пристань, хорошая речная панорама. Раскрывая виды, Роман Леонидов «срезал» фасад по диагонали параллельно реке: так у дома образовалось две главные оси и, как следствие, «две головы». А внутреннее ядро – два двусветных пространства, гостиная и оранжерея, и «мостик» над ними – делает дом и проницаемым, и светлым.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Обновление имиджа
Перехватывающая парковка на окраине Рена в Бретани от ateliers O-S architectes – современная версия пригородного паркинга.