За колоссальным объемом строительства стоял не менее впечатляющий объем проектной работы – в него были вовлечены порядка 70 институтов со всех республик бывшего СССР. И – наверное, это опять же беспрецедентный в истории масштаб одномоментной работы проектировщиков – сразу и над всеми участками дороги. Основной этап проектирования пришелся на вторую половину 1970-х, а к концу 1980-х уже завершилось строительство и самой дороги, и поселков вдоль нее.
Помимо своего народохозяйственного значения, БАМ – это еще и важнейший культурный проект эпохи и он, конечно, не случайно стал предметом изучения искусствоведов и историков архитектуры. Как подчеркивает Марк Акопян, советский XX век уникален тем, что подходил к инфраструктуре как к проблеме искусства, творческого и эстетического поиска. Все эти вопросы поставил перед архитекторами еще авангард: сказалось и увлечение новыми технологиями, и материалами, и разработкой новых типологий зданий. В итоге гаражи, фабрики, промышленные и гидротехнические сооружения становились предметами архитектурных конкурсов и новаторских экспериментов, и в этом жанре появлялись выдающиеся объекты, от гаражей Мельникова до Днепрогэса Весниных.
Этими же идеями было проникнуто и проектирование БАМа. Помимо большой идеологической нагрузки – как колоссального шага в деле освоения нетронутых земель – на него наложилась и своеобразная патетика научно-технического прогресса, охватившаяся молодое поколение после полета Гагарина в космос.
Марк Акопян
«БАМ – это уникальный культурный феномен. Его строило поколение 20-30-летних людей, выросших на журналах «Техника молодежи» и мифах о покорении космоса. Большая часть культурных поисков эпохи заключалась в том, что полет в космос – фундаментальное открытие советского общества, еще чуть-чуть и дальше будут другие планеты. Но проходило время, и никто никуда не летел. А энтузиазм, энергия были, и БАМ стал возможностью построить для себя свой идеальный мир, колонизировав почти заполярные территории, создать здесь идеальное общество и остаться жить. Эта идея манила туда людей, и архитекторы отвечали на их запрос».
Всего на участке от Усть-Кута, который начали строить в 1974 году, и до Комсомольска-на-Амуре было возведено 48 поселений. Все они разного масштаба, но строились по единому принципу: в начале закладывалась небольшая центральная часть, на несколько сотен жителей, и дальше создавался проект второй очереди, которая строилась, если в этом была потребность. Крупнейшие, например, Тында и Северобайкальск – города с населением больше 20 000 человек. Но есть и поселки, где на спутниковой карте видно, что ядро построено, но дальнейшего развития не случилось.
Практически везде до сих пор ясно видны общие принципы пространственной организации, разработанные проектными мастерскими с 1974 по 1976 год. В отличие от Транссиба все населенные пункты БАМа закладывали только с одной стороны от путей, имея резервную территорию для роста. Узловой точкой был вокзал – главная улица связывала его с планировочным центром поселка. Важно отметить, что это был общественный, а не идеологический центр – городская площадь, где располагался магазин, школа или больница.
Марк Акопян
«Важнейшим планировочным принципом поселков БАМа является их общественный центр. Если ранее на его месте всегда находился дом советов, клуб или театр, то есть реализовывалась идеологическая программа, то здесь это общественное пространство. Это роднит БАМ с идеями НЭРа и его мечтами о новой системе жизни. Именно в бионических структурах НЭРа мы видим в центре гражданское пространство: по сути, это постиндустриальный город, который приходит на смену индустриальному, где все общение происходило между человеком и фабрикой. И в этом отношении проект БАМа – очень прогрессивный для своего времени».
Помимо своей планировки поселки БАМа замечательны и проектами отдельных зданий, среди которых встречаются экспериментальные типовые серии – например, специально разработанная для БАМа серия 122 БА (ЛенЗНИИЭП). Но главные архитектурные объекты – это, конечно, вокзалы, причем некоторые из них настоящие жемчужины, встретить которые в местах, где не всегда есть даже спутниковые снимки, довольно неожиданно.
В середине 1970-х на типовые проекты вокзалов БАМа разной вместимости был поведен архитектурный конкурс. Он совпал со временем увлечения интернациональным модернизмом, но, пока шла стройка поселков – а вокзал в них всегда был последним на очереди зданием – сменилась эпоха. Так, возведенные в середине и второй половине 1980-х вокзальные комплексы по стилю получились ближе к постмодернизму, а многие из них были построены с примесью национальной эклектики.
Стилистический вектор определялся тем, какая республика занималась строительством. Так, вокзал станции Звездная облицован привезенным (!) армянским туфом (Армгоспроект), а станция Улькан – украшена национальным орнаментом (Азгоспроект). Но встречаются также яркие авторские жесты – прежде всего это три вокзала, автором которых является архитектор Владимир Авксентюк (Сибгипротранс): это крупнейший вокзал в Северобайкальске, станции Тунгала и Постышево. Несмотря на разницу масштаба, все три здания – абсолютно столичные по своему уровню объекты. Вокзал в Северобайкальске, расположенный на берегу Байкала – это еще и инженерный шедевр: в нем реализована самая большая для этих широт вантовая кровля. Постышево – один из самых фотогеничных объектов БАМа, виртуозно использующий пластику складчатой кровли снаружи и внутри.
Впрочем, атрибутировать, по словам Марка Акопяна, удалось меньше половины проектов. В лучшем случае имена авторов остались в архивах проектных институтов, нередко эти архивы расположены на территории других государств, а в худшем случае – вообще не сохранилось. Все поселки БАМа – это, конечно, коллективный труд прибывавших туда из разных республик строителей-комсомольцев, градостроителей и архитекторов. Причем многое еще допроектировалось и корректировалось по месту, и в этом кроется еще одна особенность БАМа: все поселки вписывали в существующий ландшафт: никакого выравнивания не предполагалось. «То есть сама идеология проекта как попытка не перестроить это место, а построить что-то новое для этого места – как если бы люди осваивали иную планету – делает БАМ, как бы мы сегодня сказали, инклюзивным проектированием», – говорит Марк Акопян.
БАМ – выдающийся проект, который заставляет размышлять и вдохновляться им. В контексте нынешнего конкурса участникам предстоит достаточно сложный поиск нетривиальной формы, способной отразить масштаб явления. И здесь на помощь, по словам Акопяна, может прийти история и лучшие идеи архитекторов XX века. Чтобы память жила в будущем – памятник должен быть футуристичным, ведь и сам БАМ – проект, устремленный в далекое будущее. Со своей стороны, организаторы конкурса провели проектный семинар с участием реальных строителей БАМа и дополнили ТЗ конкурса пожеланиями ветеранов стройки.
Напомним, что конкурс на лучшую концепцию памятника, посвященного 50-летию Байкало-Амурской магистрали, организован Фондом развития науки и культуры «Таволга» при поддержке ОАО «РЖД», партнером выступает Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева. Оператор конкурса – Институт Генплана Москвы.