Строители и первопроходцы

В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.

Наталья Коряковская

Автор текста:
Наталья Коряковская

05 Декабря 2022
mainImg
0 Байкало-Амурская железная дорога, протяженностью более 4 000 км, проходит через Восточную Сибирь и Дальний Восток России севернее Транссиба. Причем, по большей части – в районе вечной мерзлоты. За всю историю это, пожалуй, крупнейший проект инфраструктурного строительства: за десять лет планировалось заселить и освоить несколько миллионов квадратных километров, и, что самое удивительное, дорогу действительно построили. 

За колоссальным объемом строительства стоял не менее впечатляющий объем проектной работы –  в него были вовлечены порядка 70 институтов со всех республик бывшего СССР. И – наверное, это опять же беспрецедентный в истории масштаб одномоментной работы проектировщиков – сразу и над всеми участками дороги. Основной этап проектирования пришелся на вторую половину 1970-х, а к концу 1980-х уже завершилось строительство и самой дороги, и поселков вдоль нее. 
  • zooming
    Станция Тында» (№26). Арх. В. Гудков, А. Козлов (Моспроект-1, Мастерская № 13)
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
  • zooming
    Экспериментальные жилые дома. Поселок Верхнезейск (№30) В. Рапопорт, Р. Сабитов, В. Соловьев (Башкиргражданпроект)
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева

Помимо своего народохозяйственного значения, БАМ – это еще и важнейший культурный проект эпохи и он, конечно, не случайно стал предметом изучения искусствоведов и историков архитектуры. Как подчеркивает Марк Акопян, советский XX век уникален тем, что подходил к инфраструктуре как к проблеме искусства, творческого и эстетического поиска. Все эти вопросы поставил перед архитекторами еще авангард: сказалось и увлечение новыми технологиями, и материалами, и разработкой новых типологий зданий. В итоге гаражи, фабрики, промышленные и гидротехнические сооружения становились предметами архитектурных конкурсов и новаторских экспериментов, и в этом жанре появлялись выдающиеся объекты, от гаражей Мельникова до Днепрогэса Весниных.
  • zooming
    1 / 4
    Поселок Улькан (№7), М. Датиев, А. Джаббаров, Ю. Толстоногов (Азгоспроект), 10000-12000 жителей
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры имени А.В. Щусева
  • zooming
    2 / 4
    Поселок Улькан (№7), М. Датиев, А. Джаббаров, Ю. Толстоногов (Азгоспроект), 10000-12000 жителей
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры имени А.В. Щусева
  • zooming
    3 / 4
    Поселок Новый Уоян (№12), А. Кульветис (Институт проектирования промышленного строительства Литовской ССР), 1800 жителей
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры имени А.В. Щусева
  • zooming
    4 / 4
    Поселок Новый Уоян (№12), А. Кульветис (Институт проектирования промышленного строительства Литовской ССР), 1800 жителей
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры имени А.В. Щусева

Этими же идеями было проникнуто и проектирование БАМа. Помимо большой идеологической нагрузки – как колоссального шага в деле освоения нетронутых земель – на него наложилась и своеобразная патетика научно-технического прогресса, охватившаяся молодое поколение после полета Гагарина в космос.

Марк Акопян

«БАМ – это уникальный культурный феномен. Его строило поколение 20-30-летних людей, выросших на журналах «Техника молодежи» и мифах о покорении космоса. Большая часть культурных поисков эпохи заключалась в том, что полет в космос – фундаментальное открытие советского общества, еще чуть-чуть и дальше будут другие планеты. Но проходило время, и никто никуда не летел. А энтузиазм, энергия были, и БАМ стал возможностью построить для себя свой идеальный мир, колонизировав почти заполярные территории, создать здесь идеальное общество и остаться жить. Эта идея манила туда людей, и архитекторы отвечали на их запрос». 
 
Всего на участке от Усть-Кута, который начали строить в 1974 году, и до Комсомольска-на-Амуре было возведено 48 поселений. Все они разного масштаба, но строились по единому принципу: в начале закладывалась небольшая центральная часть, на несколько сотен жителей, и дальше создавался проект второй очереди, которая строилась, если в этом была потребность. Крупнейшие, например, Тында и Северобайкальск – города с населением больше 20 000 человек. Но есть и поселки, где на спутниковой карте видно, что ядро построено, но дальнейшего развития не случилось.
  • zooming
    1 / 3
    Конкурсный проект вокзала на 50 пассажиров. В Панельном исполнении
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
  • zooming
    2 / 3
    Конкурсный проект вокзала на 100 пассажиров. В Панельном исполнении. Авторы Уралгипротранс и кафедра ПГС ВЗИИТа
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
  • zooming
    3 / 3
    Конкурсный проект вокзала на 50 пассажиров. Из деревянных брусьев. Авторы И. Явейн, О. Явейн, Н. Явейн
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева

Практически везде до сих пор ясно видны общие принципы пространственной организации, разработанные проектными мастерскими с 1974 по 1976 год. В отличие от Транссиба все населенные пункты БАМа закладывали только с одной стороны от путей, имея резервную территорию для роста. Узловой точкой был вокзал – главная улица связывала его с планировочным центром поселка. Важно отметить, что это был общественный, а не идеологический центр – городская площадь, где располагался магазин, школа или больница.

Марк Акопян

«Важнейшим планировочным принципом поселков БАМа является их общественный центр. Если ранее на его месте всегда находился дом советов, клуб или театр, то есть реализовывалась идеологическая программа, то здесь это общественное пространство. Это роднит БАМ с идеями НЭРа и его мечтами о новой системе жизни. Именно в бионических структурах НЭРа мы видим в центре гражданское пространство: по сути, это постиндустриальный город, который приходит на смену индустриальному, где все общение происходило между человеком и фабрикой. И в этом отношении проект БАМа – очень прогрессивный для своего времени».

Помимо своей планировки поселки БАМа замечательны и проектами отдельных зданий, среди которых встречаются экспериментальные типовые серии – например, специально разработанная для БАМа серия 122 БА (ЛенЗНИИЭП). Но главные архитектурные объекты – это, конечно, вокзалы, причем некоторые из них настоящие жемчужины, встретить которые в местах, где не всегда есть даже спутниковые снимки, довольно неожиданно.
 
В середине 1970-х на типовые проекты вокзалов БАМа разной вместимости был поведен архитектурный конкурс. Он совпал со временем увлечения интернациональным модернизмом, но, пока шла стройка поселков – а вокзал в них всегда был последним на очереди зданием – сменилась эпоха. Так, возведенные в середине и второй половине 1980-х вокзальные комплексы по стилю получились ближе к постмодернизму, а многие из них были построены с примесью национальной эклектики.
  • zooming
    1 / 3
    Станция Звездная (№3) Армгоспроект. Арх. А. Давтян, М. Алексанян
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
  • zooming
    2 / 3
    Станция Тунгала (№32) Архитектор В. Авксентюк (Сибгипротранс)
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
  • zooming
    3 / 3
    Станция Таксимо (№14) Латгипрострой. Арх. Х. Васильева, А. Кронбергс, Э. Трейманис. Конст. Л. Егере, Я. Формальский
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
 
Стилистический вектор определялся тем, какая республика занималась строительством. Так, вокзал станции Звездная облицован привезенным (!) армянским туфом (Армгоспроект), а станция Улькан – украшена национальным орнаментом (Азгоспроект). Но встречаются также яркие авторские жесты – прежде всего это три вокзала, автором которых является архитектор Владимир Авксентюк (Сибгипротранс): это крупнейший вокзал в Северобайкальске, станции Тунгала и Постышево. Несмотря на разницу масштаба, все три здания – абсолютно столичные по своему уровню объекты. Вокзал в Северобайкальске, расположенный на берегу Байкала – это еще и инженерный шедевр: в нем реализована самая большая для этих широт вантовая кровля. Постышево – один из самых фотогеничных объектов БАМа, виртуозно использующий пластику складчатой кровли снаружи и внутри.
  • zooming
    Станция Северобайкальск (№9), Сибгипротранс. Арх. В. Авксентюк, инж. В. Жигалов, М. Песляк
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
  • zooming
    Станция Северобайкальск (№9), Сибгипротранс. Арх. В. Авксентюк, инж. В. Жигалов, М. Песляк
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева

Впрочем, атрибутировать, по словам Марка Акопяна, удалось меньше половины проектов. В лучшем случае имена авторов остались в архивах проектных институтов, нередко эти архивы расположены на территории других государств, а в худшем случае – вообще не сохранилось. Все поселки БАМа – это, конечно, коллективный труд прибывавших туда из разных республик строителей-комсомольцев, градостроителей и архитекторов. Причем многое еще допроектировалось и корректировалось по месту, и в этом кроется еще одна особенность БАМа: все поселки вписывали в существующий ландшафт: никакого выравнивания не предполагалось. «То есть сама идеология проекта как попытка не перестроить это место, а построить что-то новое для этого места – как если бы люди осваивали иную планету – делает БАМ, как бы мы сегодня сказали, инклюзивным проектированием», – говорит Марк Акопян. 
  • zooming
    1 / 3
    Станция Постышево (№44). Сибгипротранс. Арх. В. Авксентюк, Ю. Ершова, инж. М. Песляк
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
  • zooming
    2 / 3
    Станция Постышево (№44). Сибгипротранс. Арх. В. Авксентюк, Ю. Ершова, инж. М. Песляк
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
  • zooming
    3 / 3
    Станция Постышево (№44). Сибгипротранс. Арх. В. Авксентюк, Ю. Ершова, инж. М. Песляк
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева

БАМ – выдающийся проект, который заставляет размышлять и вдохновляться им. В контексте нынешнего конкурса участникам предстоит достаточно сложный поиск нетривиальной формы, способной отразить масштаб явления. И здесь на помощь, по словам Акопяна, может прийти история и лучшие идеи архитекторов XX века. Чтобы память жила в будущем – памятник должен быть футуристичным, ведь и сам БАМ – проект, устремленный в далекое будущее. Со своей стороны, организаторы конкурса провели проектный семинар с участием реальных строителей БАМа и дополнили ТЗ конкурса пожеланиями ветеранов стройки. 

Напомним, что конкурс на лучшую концепцию памятника, посвященного 50-летию Байкало-Амурской магистрали, организован Фондом развития науки и культуры «Таволга» при поддержке ОАО «РЖД», партнером выступает Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева. Оператор конкурса – Институт Генплана Москвы.

05 Декабря 2022

Наталья Коряковская

Автор текста:

Наталья Коряковская
Похожие статьи
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
От стула до жилого дома
Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.
Как быть в городе
Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.
Новогодние небоскребы
Карен Сапричян поздравляет всех с Новым годом серией небоскребов в виде букв. Автор давно разрабатывает эту тему и имеет в запасе календари разных лет. Последняя подборка – башни для города NEOM, запланированного в Саудовской Аравии.
И вонзил в него нож
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Нюансы сохранения
Как взаимодействуют фандрайзинг и помощь благотворительных фондов при сохранении наследия – рассказывает Роман Ушаков, координатор фонда «Внимание», спикер фестиваля архитектурного образования и карьеры «Открытый город 2021», организованного Москомархитектурой.
Город, дружелюбный к детям
Вместе с организаторами и кураторами фестиваля «Детская Платформа», который прошел в Нальчике, разбираемся, как привить детям чувство причастности к городу, какие практики позволят вовлечь их в городские процессы и почему важно учить детей работать с материалами.
Искусство света и цвета
Искусствовед Ольга Колганова – об одном из экспонатов выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», Светопамятнике Григория Гидони.
Зодчество: 16 истин
Где архитектору искать истину? Участники «Зодчества» предложат сразу 16 вариантов. Рассказываем о спецпроектах фестиваля, который пройдет в Гостином дворе с 1 по 3 октября.
От импрессионизма до фотореализма
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Феликс Новиков: «Где-то я прочел про себя, что я литературоцентричен....
Вчера Феликс Новиков отпраздновал 94 день рождения. Присоединяемся к поздравлениям и публикуем подборку «Итогов» – отчасти авторское резюме своих работ, отчасти воспоминаний о сотрудничестве с издательствами. Рассказ включает список проектов построек, составлен в первой половине 2021 года, и предваряется небольшим вступительным интервью.
Один раз увидеть
8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Сейчас на главной
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
«Чайка» с мозаикой
В здании речного вокзала Волгограда открылось кафе «Чайка на крыше». Над интерьером работало бюро Object, которое обратилось к эстетике позднего советского модернизма – отсюда цветовая гамма, шпонированные панели, терраццо и главный элемент интерьера – яркая мозаика.
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Дело четвертое
Мастерская Delo представила новую модель в линейке типовых каркасных домов: четыре спальни, теплые полы-террацо и минималистичный интерьер с мебелью собственного производства, а также отделкой из кедра.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Теллурические ясли
Бюро Régis Roudil architectes встроило в исторический комплекс Дворца Альма в Париже вытянутый объем детских ясель. В качестве основных строительных материалов архитекторы несколько неожиданно выбрали дерево и… землю.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
Дом с видом
Новый модульный дом из линейки SWIDOM, разработанной бюро MAParchitects, по-прежнему ставит в приоритет окружающие виды, но отличается большой площадью и улучшенной технологией производства и сборки.
Восточные пределы
«Восточная дуга» – один из главных земельных резервов развития Казани, при этом сосредоточенный в руках одного владельца. Институт Генплана Москвы разработал концепцию комплексного освоения этой территории, основанную на аналитической транспортной модели, которая позволит создавать комфортную жилую среду, новые центры притяжения и рабочие места.
Растворение цвета
В дизайне обновленных пространств для офисов Райффайзен банка архитекторы VOX не просто использовали фирменный желтый цвет в качестве основного акцента – это было почти неизбежно – они «зажгли» его множеством оттенков, отразили, растворили и заставили сиять. Похоже на солнечных зайчиков на стене.
Семейное гнездо
Дом для семьи архитектора Никиты Капитурова, основателя бюро Snegiri Architects, совмещает сруб, фахверк и деревянный каркас. Его вид и структура отражает семейные ценности: связь поколений, стремление к естественности и любовь к искусству. Внутри «лесного домика» нашлось место для коллекции предметов дизайна.
Умер Рафаэль Виньоли
Скончался американский архитектор Рафаэль Виньоли, автор лондонских и нью-йоркских небоскребов, токийского «Форума» и многих других построек по всему миру.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.