«Городское казино» – реконструкция концертного зала
Фото © Roman Weyeneth
К началу XXI века этот комплекс требовал не только реставрации, но и реконструкции – ради более эффективного использования, удобства музыкантов и зрителей. Был проведен архитектурный конкурс, предполагавший снос корпуса 1939 года. Победительницей стала Заха Хадид (а HdM тогда ей проиграли), но даже после переработки в целях уменьшения габаритов ее вариант показался базельцам слишком большим и агрессивным, и в 2007 они отвергли его на плебисците, обязательном в Швейцарии для крупных государственных проектов, с перевесом голосов почти в 2/3.
«Городское казино» – реконструкция концертного зала
Фото © Roman Weyeneth
После этого руководство «Городского казино» обратилось к главным базельским архитекторам, Herzog & de Meuron, которые выполнили градостроительное исследование, отметив важность положения здания рядом с одной из главных площадей и бывшей монастырской церковью, ныне вмещающей исторический музей, и полную непроработанность этих связей – вплоть до того, что не слишком интересная пристройка 1939 года занимает ведущее место и на площади, и в комплексе казино.
«Городское казино» – реконструкция концертного зала
Фото © Roman Weyeneth
Однако порученная затем HdM реконструкция Музыкального зала этот корпус почти не затронула: он вмещает Фестзаль, который используется для конференций, концертов и банкетов и пока останется в прежнем виде.
«Городское казино» – реконструкция концертного зала
Фото © Roman Weyeneth
Зато Музыкальный зал в стиле необарокко был отреставрирован и расширен. Его задний, обращенный к церкви, фасад был продублирован новым, повторяющим его исторический облик: основа его – из бетона, снаружи – деревянный вентилируемый фасад, замаскированный под оштукатуренный камень (чертежи).
«Городское казино» – реконструкция концертного зала
Фото © Roman Weyeneth
В промежутке между оригинальной и современной стеной разместили лестницы и фойе. Там сочетание старого и нового еще сложней. В фойе одна из продольных стен – бывший фасад Музыкального зала, а вторая, новая – полностью повторяет ее декор. Торцы сделаны зеркальными, чтобы зрительно раздвинуть пространство, а также поддержать традицию театров прошлых столетий, где зеркала играли важную роль. Архитекторы считают, что также продолжили линию XIX века в том, что «увеличили искусственность формы, материала и цвета».
«Городское казино» – реконструкция концертного зала
Фото © Roman Weyeneth
Лестницы с нишами-лоджиями, где зрители могут отдохнуть, обиты темно-красными парчовыми обоями – точным повторением первоначальных, 1876 года. Паркет с криволинейным узором, напоминающим орнамент обоев, был создан специально для реконструкции. Светодиодные светильники Parrucca тоже разработали сами Herzog & de Meuron – это тоже аллюзия – на роскошные театральные люстры XIX века.
«Городское казино» – реконструкция концертного зала
Фото © Roman Weyeneth
Собственно Музыкальный зал на 929 мест был отреставрирован на момент его первой перестройки в 1905 году, когда его богато украсили. Была восстановлена первоначальная цветовая схема, раскрыты заложенные окна в стенах и перекрытиях, балкон получил меньший уклон (его нагнули, чтобы сделать переход в корпус 1939 года).
«Городское казино» – реконструкция концертного зала
Фото © Roman Weyeneth
Камерный зал имени Ханса Хубера также вернули к изначальному колориту, восстановили двери, окна обшивку. Реставрация охватила гримуборные и фойе для исполнителей. Дополнительные помещения для музыкантов разместили на верхнем этаже корпуса 1939 года.
«Городское казино» – реконструкция концертного зала. Музыкальный зал
Фото © Roman Weyeneth
«Городское казино» – реконструкция концертного зала. Музыкальный зал
Фото © Roman Weyeneth
«Городское казино» – реконструкция концертного зала. Камерный зал Ханса Хубера
Фото © Roman Weyeneth
«Городское казино» – реконструкция концертного зала. Камерный зал Ханса Хубера
Фото © Roman Weyeneth