Бетонный квартал

Квартал А3 в лионском районе Конфлюанс застроен под руководством Herzog & de Meuron шестью разными архитекторами, включая их самих.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Архитекторы Herzog & de Meuron и ландшафтный архитектор Мишель Девинь в 2009–2011 разработали концепцию второго этапа застройки района Конфлюанс в Лионе, территории у места слияния рек Роны и Соны (подробнее об этом крупнейшем градостроительном проекте Европы мы писали здесь), а затем в роли консультантов заказчика следили за исполнением своего плана. В состав этой зоны вошел район Картье дю Марше с простой регулярной сеткой улиц, проницаемыми кварталами, значительной плотностью застройки, разнообразием функций и типов зданий, в числе которых – приспособленные под новое использование оптовые рынки. Всего в районе – 14 кварталов с примерно сотней построек. Первым из них реализован А3 – своего рода прототип. Бюро Herzog & de Meuron выступило как «главный архитектор квартала»: в обязанности такого «ГАКа» в Конфлюанс входит разработка проектов отдельных построек, приглашение других архитекторов для таких же задач, координирование их работы от начала и до конца – чтобы в итоге получилась цельная композиция с ровно высоким уровнем качества. По такой схеме известные архитекторы могут легко сотрудничать с начинающими, специалисты международного уровня – с местными бюро.
Квартал А3 в районе Конфлюанс © Julien Lanoo
Квартал А3 в районе Конфлюанс © Maxime Delvaux
А3 – это «открытый квартал» из восьми зданий – жилья, в том числе социального, офисов, объектов сервиса на первых этажах. Авторами проектов выступили шесть архитекторов – Herzog & de Meuron, Татьяна Бильбао, Мануэль Херц, Кристиан Керец, лионцы AFAA, а также Дидье Дальма, который превратил девятый объект – цветочный рынок – в спортивный центр. Ландшафтом, в том числе – двора в центре квартала, занимался Мишель Девинь.
Квартал А3 в районе Конфлюанс. Вид из крытого прохода у В2 AFAA; слева направо: В5 HdM, В9 (бывший цветочный рынок) Дидье Дальма, В7 и В8 Татьяны Бильбао и В6 Кристиана Кереца © Maxime Delvaux
В квартале А3 были впервые воплощены основные принципы плана HdeM для Конфлюанс-2: «активация пространства улицы», соседство разных функций и масштабов, старого и нового, визуальная проницаемость, система общественных пешеходных маршрутов, связность общественного пространства и озеленения. Еще один ключевой принцип – единство в многообразии – выразился в выборе почти всеми проектировщиками бетона для фасадов своих зданий, что не было заложено в концепции квартала, а стало результатом совместной работы. Материал в каждом случае потребовал своих вариантов опалубки, в отдельных зданиях есть сборные элементы, опоры из трамбованного бетона и т.д., однако строительная компания пошла навстречу архитекторам, несмотря на «коммерческий» бюджет и сжатые сроки. Единственным исключением стал В4 – обшитый деревом «Павильон» с детским садом на первом этаже и социальным жильем на двух верхних ярусах.
Квартал А3 в районе Конфлюанс. Вдоль бульвара Шарлемань стоят В2 бюро AFAA, В6 Кристиана Кереца, В8 Татьяны Бильбао © Julien Lanoo
Общественными первыми этажами зданий (общая площадь 1755 м2) занимались архитекторы AFAA; чтобы оживить пространство улицы, их функциональное наполнение порой финансировалось с помощью «верхних» функций, а не определялось коммерческими соображениями. Учитывая теплый климат Лиона, квартиры получили балконы, лоджии, террасы, в домах также есть открытые галереи и лестницы: они связывают жилье с пространством двора, поощряют общение соседей.
Квартал А3 в районе Конфлюанс © Maxime Delvaux
Самое заметное здание квартала, первое многоэтажное здание в Конфлюанс – это 16-этажная башня B5 (5751 м2). Авторы, Herzog & de Meuron, считают, что наличие башен позволяет сохранить нужную плотность застройки даже при одновременном строительстве трехэтажных домов, что в итоге дает свойственное «естественному» городу разнообразие масштабов. Криволинейные балконы и углы здания сочетаются с регулярной сеткой окон в специальных многоугольных металлических рамах, которая позволяет использовать маркизы, даже когда окно открыто. Из 71 квартиры 23 там – малой площади (45 м2), 28 средних (70 м2), 20 больших (90 м2).

Еще одно коммерческое жилое здание – B8 Татьяны Бильбао (69 квартир, 4 971 м2), ей же принадлежат два корпуса социального жилья: В3 (21 квартира, 1 829 м2) и В7 (31 квартира, 1 996 м2). Доступным жильем заняты также дома В2 бюро AFAA (36 квартир, 2 740 м2) и упоминавшийся «Павильон» В4 Мануэля Херца (шесть квартир, 928 м2), в котором также находится детский сад (441 м2). Офисы расположены в объектах AFAA В1 (2805 м2) и В6 (6676 м2). В9 – оптовый цветочный рынок 1963 года, от которого был сохранен лишь каркас. Архитектор Дидье Дальма превратил его в спортивный центр с двумя залами – для занятий танцами и восточными единоборствами. В подземном гараже квартала – 135 машиномест.

Общая площадь комплекса – 27 990 м2, участка А3 – 7763 м2, его двора – 3130 м2.
Квартал А3 в районе Конфлюанс. Слева – В6 Кристиана Кереца и В2 AFAA; в центре – В4 Мануэля Херца; справа – В1 AFAA и В5 Herzog & de Meuron © Maxime Delvaux
Квартал А3 в районе Конфлюанс. Вид из окна В8 Татьяны Бильбао; слева – В5 Herzog & de Meuron и В3 Татьяны Бильбао © Maxime Delvaux
Квартал А3 в районе Конфлюанс. Вид с эспланады Франсуа Миттерана: В7 и В8 Татьяны Бильбао, между ними – В5 HdM © Julien Lanoo
Квартал А3 в районе Конфлюанс © Jonathan Letoublon
Квартал А3 в районе Конфлюанс © George Dupin
Квартал А3 в районе Конфлюанс. Слева направо: В7 и В8 по проекту Татьяны Бильбао, В6 Кристиана Кереца, В9 – перестроенный Дидье Дальма цветочный рынок © Maxime Delvaux
Квартал А3 в районе Конфлюанс © Maxime Delvaux
Квартал А3 в районе Конфлюанс © Maxime Delvaux
Квартал А3 в районе Конфлюанс © Julien Lanoo
Квартал А3 в районе Конфлюанс © George Dupin
Квартал А3 в районе Конфлюанс © Maxime Delvaux
Квартал А3 в районе Конфлюанс © George Dupin
Квартал А3 в районе Конфлюанс © Julien Lanoo
Квартал А3 в районе Конфлюанс © Julien Lanoo


25 Июля 2018

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Решетчатая «опора»
Энергоэффективное офисное здание oxxeo с несущим фасадом, одновременно работающим как солнцезащитный экран: проект Rafael de La-Hoz Arquitectos на севере Мадрида.
«Стальная змея»
Основная часть Северного вокзала Кёге, нового транспортного узла для Большого Копенгагена, – это 225-метровый пешеходный мост через шоссе и железнодорожные пути. Авторы проекта – DISSING+WEITLING architecture и COBE.