Partners: Jacques Herzog, Pierre de Meuron, Andreas Fries (Partner in Charge)
Project Team: Thorsten Kemper (Associate, Project Manager), Michael Schmidt (Associate, Project Manager), Stephan Weber (Project Architect), Inga Federe (Project Architect), Roman Aebi (Workshop), Caetano Braga da Costa de Bragança, Alessia Catellani, Axel Chevroulet, Federica von Euw, Noël Fäh, Judith Funke, Joanna Karolina Gajda, Luis Gisler, Elena Klinnert, Oxana Krause, Sophia Landsherr, Marcin Ernest Mejsak, Yolanda de Rueda, Juan Sala, Eduardo Salgado Mordt, Günter Schwob (Workshop), Francisca Soares de Moura, Matthias Stauch, Florian Stroh, Ana Miruna Tutoveanu, Daniel Wilson
Herzog & de Meuron расширили базельский концертный зал – «Городское казино», вступив в сложный диалог с памятником истории и стилями прошлого.
«Городское казино», общественный зал для собраний и концертов, появился в Базеле еще в 1826. Ближе к концу столетия к нему был пристроен специальный Музыкальный зал (1876), до сих пор отличающийся отличной акустикой, а в 1905 к нему добавился камерный зал. В 1939 изначальное здание казино заменили на новое, в духе рационально-традиционной архитектуры.
К началу XXI века этот комплекс требовал не только реставрации, но и реконструкции – ради более эффективного использования, удобства музыкантов и зрителей. Был проведен архитектурный конкурс, предполагавший снос корпуса 1939 года. Победительницей стала Заха Хадид (а HdM тогда ей проиграли), но даже после переработки в целях уменьшения габаритов ее вариант показался базельцам слишком большим и агрессивным, и в 2007 они отвергли его на плебисците, обязательном в Швейцарии для крупных государственных проектов, с перевесом голосов почти в 2/3.
После этого руководство «Городского казино» обратилось к главным базельским архитекторам, Herzog & de Meuron, которые выполнили градостроительное исследование, отметив важность положения здания рядом с одной из главных площадей и бывшей монастырской церковью, ныне вмещающей исторический музей, и полную непроработанность этих связей – вплоть до того, что не слишком интересная пристройка 1939 года занимает ведущее место и на площади, и в комплексе казино.
Однако порученная затем HdM реконструкция Музыкального зала этот корпус почти не затронула: он вмещает Фестзаль, который используется для конференций, концертов и банкетов и пока останется в прежнем виде.
Зато Музыкальный зал в стиле необарокко был отреставрирован и расширен. Его задний, обращенный к церкви, фасад был продублирован новым, повторяющим его исторический облик: основа его – из бетона, снаружи – деревянный вентилируемый фасад, замаскированный под оштукатуренный камень (чертежи).
В промежутке между оригинальной и современной стеной разместили лестницы и фойе. Там сочетание старого и нового еще сложней. В фойе одна из продольных стен – бывший фасад Музыкального зала, а вторая, новая – полностью повторяет ее декор. Торцы сделаны зеркальными, чтобы зрительно раздвинуть пространство, а также поддержать традицию театров прошлых столетий, где зеркала играли важную роль. Архитекторы считают, что также продолжили линию XIX века в том, что «увеличили искусственность формы, материала и цвета».
Лестницы с нишами-лоджиями, где зрители могут отдохнуть, обиты темно-красными парчовыми обоями – точным повторением первоначальных, 1876 года. Паркет с криволинейным узором, напоминающим орнамент обоев, был создан специально для реконструкции. Светодиодные светильники Parrucca тоже разработали сами Herzog & de Meuron – это тоже аллюзия – на роскошные театральные люстры XIX века.
Собственно Музыкальный зал на 929 мест был отреставрирован на момент его первой перестройки в 1905 году, когда его богато украсили. Была восстановлена первоначальная цветовая схема, раскрыты заложенные окна в стенах и перекрытиях, балкон получил меньший уклон (его нагнули, чтобы сделать переход в корпус 1939 года).
Камерный зал имени Ханса Хубера также вернули к изначальному колориту, восстановили двери, окна обшивку. Реставрация охватила гримуборные и фойе для исполнителей. Дополнительные помещения для музыкантов разместили на верхнем этаже корпуса 1939 года.