Бульвар для города и искусства

В Берлине заложили первый камень в фундамент Музея XX века – масштабного проекта Herzog & de Meuron недалеко от Потсдамер-плац.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

13 Декабря 2019
mainImg
Музей XX века предназначен для размещения коллекции Новой Национальной галереи, которой давно тесно в своем здании по проекту Людвига Мис ван дер Роэ (сейчас этот памятник модернизма реставрирует Дэвид Чипперфильд).
 
Музей XX века. Вид со стороны Филармонии. Северный фасад с главным входом
© Herzog & de Meuron

Сооружение Herzog & de Meuron появится рядом и завершит собой комплекс Культурфорума – главного центра искусств Западного Берлина. После объединения Германии Музейный остров оттянул центр тяжести на себя, однако именно на Культурфоруме близ Потсдамер-плац находятся знаменитая Филармония – уникальное здание Ганса Шаруна и штаб-квартира лучшего в мире оркестра, Картинная галерея с богатой коллекцией старых мастеров (архитекторы Hilmer & Sattler und Albrecht) и еще одна постройка Шаруна – Государственная библиотека: известное помимо прочего как одна из «локаций» «Неба над Берлином», это здание сейчас готовится к реновации по проекту gmp.
 
Музей XX века рядом с Новой Национальной галереей Людвига Мис ван дер Роэ (1968). Южный фасад.
© Herzog & de Meuron

Новая Национальная галерея в этом ряду – самое сложное для использования здание. Его прозрачные фасады делают экспозицию произведений искусства, по большей части чувствительных к свету, очень сложной, поэтому для выставок в первую очередь использовалась его сравнительно небольшая подземная часть. Эту проблему реставрация никак не исправит, кроме того, с момента открытия постройки в 1968 коллекция галереи выросла в три раза, что и потребовало в итоге строительства нового здания.
 
Музей XX века. Северный и западный фасады.
© Herzog & de Meuron

Музей XX века вместит в себя собрание Новой Национальной галереи, коллекции Эджидио Марцоны (он продал около тысячи произведений Государственным музеям Берлина, куда входит и галерея, за треть их рыночной стоимости) и Уллы и Хайнера Пич. Также в новом здании (но уже независимо от музея искусства прошлого столетия) будут показывать коллекции Эриха Маркса и входящих в состав Государственных музеев Гравюрного кабинета и Библиотеки по искусству. В общем и целом, постоянные и временные экспозиции искусства «классического» модернизма разместят в здании Миса, а произведения второй половины XX века – в постройке Herzog & de Meuron.
 
Музей XX века. Восточный фасад
© Herzog & de Meuron

Проект, принесший Жаку Херцогу и Пьеру де Мерону победу в большом конкурсе 2016 года (Архи.ру публиковал его результаты здесь), практически не изменился в ходе последующей разработки. «Большая крыша, архаическая и до сих пор актуальная, а также совершенно явно провоцирующая форма дома показалась нам особенно уместной», как поясняют архитекторы, для создания «перекрытого участка города», «бульвара», где «повседневная жизнь, художественные эксперименты, перформансы и общественные дискуссии будут смешиваться и стимулировать друг друга».
 
Музей XX века
© Herzog & de Meuron

Херцог подчеркнул, что здание было задумано именно для этого конкретного места: можно увидеть в этих словах реакцию на упреки в неконтекстуальности его постройки и в широком использовании образа дома-архетипа в творчестве HdM – как будто Берлину досталась лишь очередная вариация на эту тему.
 
Музей XX века. Вид со стороны Филармонии
© Herzog & de Meuron

Относительно контекста: пропорции кровли взяты у Старой Национальной галереи на Музейном острове, к Филармонии обращен остекленный фасад и общественное пространство, которым смогут воспользоваться и посетители концертов. Здание крестом пересекут два общественных коридора – те самые «бульвары», что, конечно, удобно: не придется обходить крупное сооружение. Простота форм – ответ на звучное соседство Шаруна и Миса.
 
Музей XX века. Вид со стороны Филармонии
© Herzog & de Meuron

Особо Херцог подчеркнул, что сумма бюджета тщательно продумана и согласована всеми участниками процесса. Этот пассаж понятен на фоне огромного превышения бюджета и задержки открытия Эльбской Филармонии в Гамбурге тех же Herzog & de Meuron: в этот раз обещают все сделать по плану. Бюджет составит 364,2 млн евро, еще 52,2 млн уйдет на индексацию расходов, а на покрытие рисков – 33,8 млн, всего получится 450,2 млн. Сейчас проект будет детализироваться и согласовываться, а на участке начнутся подготовительные работы. Окончание строительства запланировано на 2026 год.
Музей XX века. Вид от северного входа на восточно-западный «бульвар» и далее на юг
© Herzog & de Meuron / © Sarah Morris 2019
Музей XX века. Вид от «восточно-западного» бульвара на северный вход с лестницей-трибунами
© Herzog & de Meuron / © Lawrence Weiner / VG Bild-Kunst, Bonn 2019


13 Декабря 2019

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.

Сейчас на главной

Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».
Кино на плоту
Летний кинотеатр от архитектурного бюро «А4» как универсальное общественное пространство и вариация на тему паркового павильона.
Перемена мест слагаемых
Используя приемы и материалы типового дачного строительства, Spirin architects находят свой убедительный архитектурный ответ на вызов предельно ограниченного бюджета.
Заседание в бассейне
Новый корпус штаб-квартиры adidas по проекту бюро COBE включает переговорные и актовый зал в виде разных типов спортивных сооружений, включая бассейн.
Метод сращивания
Вариант современного контекстуализма – фактурная и орнаментальная архитектура, сдержанно-классичная, но явным образом не принадлежащая ни к одному стилю. T+T architects использовали этот современный подход для деликатной работы в историческом центре Екатеринбурга.