Новые горизонты «устойчивой архитектуры»

Премия LafargeHolcim Awards ищет новые, более целостные и сложные, критерии sustainability. Среди лучших отмеченных решений – способы интегрировать промышленность в городское пространство, снизив затраты, но сохранив индустрию в городе, и дешевое жилье над парковками в Лондоне. Одну из премий для молодых архитекторов получила российская студентка.

mainImg
В прошедший четверг в Марселе наградили победителей европейской сессии премии LafargeHolcim Awards: 11 лауреатов разделили 330 000 USD из состава внушительного призового фонда премии, в целом составляющего 2 млн.

Премия учреждена в 2003 и не без понятной гордости именует себя самой значимой в области устойчивой архитектуры. Идеал понят широко и комплексно: включая инновационность, ценности социальные и экологические, экономическую целесообразность и экономию ресурсов, также как и эстетику, которая поставлена на последнее место в списке идеалов, но тем не менее учтена, – в целом фонд считает своей задачей развивать креативность «устойчивых» конструкций. Устроители также обращают внимание на перспективы реализации, дистанцируясь от необоснованных фантазий и «воздушных замков»: где-то половина награжденных проектов либо уже построена, либо вскоре будет. Так что в 2017 учреждена новая номинация «Реализация – лучшее признание», ее присуждают победителям прежних лет за реализацию объекта; впрочем, эта награда не предполагает денежного эквивалента.

В 2017 году на премию было подано в общей сложности 5085 заявок из 121 страны, 70% из них прошли отбор – по словам жюри это высокий показатель. В европейской премии награды получили 11 проектов из 792 рассмотренных жюри. Половина отобранных работ принадлежала молодым архитекторам и студентам, что эксперты также особо отметили как признак ответственности нового поколения. Одной из молодых победительниц стала студентка из Казани Анна Андронова, подробнее о ее проекте читайте ниже, также как и в интервью.
Победители европейской части премии LafargeHolcim Awards 2017. Фотография: LafargeHolcim Awards
zooming
Анна Андронова, лауреат 3 премии в части «Новое поколение». LafargeHolcim Awards 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
zooming
Вручение «золота пополам» LafargeHolcim Awards 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Председатель европейского жюри премии Гарри Гуггер принял решение отменить в этом году серебряную награду и присудить две золотых, разделив награду ex aequo – пополам между двумя победителями, по 75 000 USD. Оба проекта предназначены для динамично развивающегося района канала Виллебрук в Брюсселе. Для него недавно был разработан новый мастер-план, предполагающий превращение из индустриального в городской, достойный столицы ЕС, но – что довольно неожиданно, в сохранением функционального разнообразия. То есть следствием обновления района не будет его полное освобождение от промзон с их выводом за границы агломерации; мастер-план сохраняет часть индустриальных функций как ради мест приложения неквалифицированной рабочей силы, так и ради заключенного в них потенциала развития Брюсселя как динамичного преуспевающего города.
zooming
Кристиан Борре, главный архитектор Брюсселя. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Золото/1
Логистический хаб компании по сбору мусора / адаптируемая структура
Tetra architecten / заказчик NET Brussel / государственный заказ / старт март 2018 / Бельгия, Брюссель
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten

Здание расположено в северной части Брюсселя, между северным же краем парка Мёдон и каналом. Вдоль канала расположены исключительно промзоны, парк отделяет их от жилой застройки, очаровательно-бельгийской, трехэтажной и достаточно зеленой. На противоположном берегу канала – огромная сортировочная станция железной дороги, из множества веток. Новый мусорный хаб расположится среди промышленных соседей и привнесет в контекст еще одну индустриальную функцию, как-то сбор и сортировка отходов.
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten

Однако в здании предусмотрен открытый для горожан проход от парка к набережной канала. Причем поскольку здание встроено в рельеф берега, один проход стелется по земле двумя лестницами, а другой в будущем позволит пройти по крыше до консоли с видом на воду. Кроме того здание представляет собой подобие крупного патио-перистиля, обширный внутренний двор которого, засаженный деревьями – тоже всего рода мини-парк, призван, с одной стороны, продолжить собой зелень Мёдона, образовав не просто проход, а «зеленый коридор». С другой стороны, двор должен стать местом отдыха для сотрудников компании, а деревья будут поглощать шум и выбросы грузовых машин, и вырабатывать кислород.
zooming
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten

В здании также предусмотрено множество экологичных решений, в том числе пассивных источников энергии: солнечные батареи обеспечивают, в частности, подогрев пола, запланировано использование дождевой и «серой» воды и несколько циклов охлаждения и обогрева с ее помощью. Сейчас заложено несколько зарядных станций для электрокаров, а в будущем планируется, что и двигатели грузовых мусоровозов будут электрическими.
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten

Но главная особенность проекта состоит в том, что он трансформируемый. Архитекторы просчитали варианты возможностей постепенного превращения здания с целым рядом переходных стадий от многофункционального индустриального к многофункциональному же жилому:
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten

Пафос проекта, таким образом, двоякий: с одной стороны он, вместо того, чтобы убирать индустриальную составляющую из обновляемой части города, добавляет ему новую, утверждая важность разнообразия типологии и ценность близкого расположения такой, в частности, функции, как сбор мусора, для ее более эффективной работы на благо горожан. С другой стороны, структура здания проста и потенциально универсальна: «хороший город адаптивен» – утверждают авторы, и в него, как в известный горшок Винни-Пуха, можно, строго говоря, положить что угодно; очевидно, что любая смена функции потребует некоторой реконструкции, но сносить каркас не понадобится: пространство внутри безопорное благодаря ребристой конструкции кровли, так что перепланировка не должна составить проблем. Двор с деревьями подойдет как для брутальной функции переработки мусора, так и – возможно, в будущем – для жилого дома. 
***
 
Золото/2
Mix-city: интеграция завода по производству бетона в городскую среду
BC architects & studies / заказчик Интер-бетон / частный заказ / старт июнь 2018 / Бельгия, Брюссель
zooming
Интеграция завода по производству бетона в городскую среду, Брюссель © BC architects & studies

В этом проекте речь не о создании новой промышленной функции, а об интеграции существующего бетоносмесительного завода в обновляемый город. Завод расположен намного ближе к историческому центру Брюсселя, чем мусорный хаб Tetra architecten – существующее здание стоит в начале расширения канала – Бассейна Вергот. Вокруг – самая высокая жилая башня города Up-Site, торгово-выставочный центр Tour and Taxis и одноименный большой парк, а также здания Бельгийского правительства. Сохранить бетонный завод при таком соседстве – шаг достаточно смелый, и авторы объясняют его как необходимостью наличия в городе низкоквалифицированных рабочих мест, так и экономическими причинами: бетон будет быстрее доезжать до строек, также как и бетон с площадок для вторичной переработки будет быстрее попадать на завод – рабочий цикл будет короче, чем если вынести завод за пределы города. Авторский девиз: «В хорошем городе есть промышленность».
Интеграция завода по производству бетона в городскую среду, Брюссель © BC architects & studies

Из переработанного бетона, а его грузовики привозят на завод по 20 м3 в день, архитекторы BC предлагают выстроить стену вдоль канала (еще неизвестно, произведут или панели из вторично переработанного бетона на месте или на другом заводе). На стену ляжет гигантская протяженная консоль, в которой планируется разместить как офисы заводской администрации, так и городские общественные пространства. Первый ярус пространства под консолью станет открытым для горожан общественным пространством. Консоль, как и стена, будет защищать город от шума и пыли завода; сама же заводская башня станет монументальным акцентом, придаст пикантное своеобразие динамично развивающемуся району. Таким образом проект уплотняет площадку завода общественными функциями, включает завод в город и даже эстетизирует – белой балкой консоли. Жюри оценило в проекте смелость «буквального совмещения казалось бы несовместимых вещей».
Интеграция завода по производству бетона в городскую среду, Брюссель © BC architects & studies
zooming
Интеграция завода по производству бетона в городскую среду, Брюссель © BC architects & studies
zooming
Интеграция завода по производству бетона в городскую среду, Брюссель © BC architects & studies
Интеграция завода по производству бетона в городскую среду, Брюссель © BC architects & studies
***
 
Бронза
«Права на воздушное пространство»
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне
ZEDfactory / частная инвестиция / старт август 2017
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory

Проект служит ответом на жилищный кризис в Лондоне, где, как известно, жилье очень дорогое. Модульные панельные дома под названием ZEDpods – на ножках над городскими парковками – катастрофически малы внутри, но способны обеспечить недорогим жильем молодежь и работников городских служб, к примеру, пожарных, нянь, полиции, которым не придется подолгу ездить на работу с окраин, что также снизит нагрузку на транспортную инфраструктуру. Дома над парковками не занимают никакой площадки и не входят ни в какую программу девелопмента, «вместо покупки участка они арендуют права на воздушное пространство», – комментирует экономное решение жюри конкурса. Строить дома предлагается с помощью электроподъемников, на патентованным ростверке, так что давление дома на площадку, как утверждают авторы, будет не более веса одной машины.
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory
zooming
Авторы проекта Жилых модулей над парковочными местами в Лондоне/ ZEDfactory. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
zooming
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory
zooming
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory
zooming
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory

Дома оснащены многими энергоэффективными технологиями: дополнительной тепло- гидро- и пароизоляцией, тройными стеклопакетами. Солнечные батареи, которые накапливают энергию в литиевые аккумуляторы; дома полностью рассчитаны на возобновляемую энергию, и для освещения, и для отопления. Каркас домов оцинкован горячим способом и заполнен панелями клееной древесины с внешней теплоизоляцией. Фасады прочны и огнеупорны. Дома рассчитаны на 20 лет бесперебойной эксплуатации. Авторы подсчитали, что над городскими парковками Лондона можно будет разместить до 200 000 таких домов.

Впрочем, похвалив проект за социальную и эко-ответственность, также как и за вклад в дело развития доступного жилья, часть членов жюри усомнилась в том, что эстетические свойства проекта были осознанно сформулированы в проекте, а не стали попросту следствием экономии материалов.
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory
zooming
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory
***

Поощрительные премии
Первый независимый театр в Бухаресте
Architect Office Codrin Tritescu / Asociatia Culturala Grivita 53 / Бухарест
Первый независимый театр в Бухаресте © Asociatia Culturala Grivita 53, Architect Office Codrin Tritescu

Здание первого независимого театра в Бухаресте, появившегося после 1946 года, примет труппу, работающую с 1999 года без собственной сцены. Проект финансируют спонсоры.

Собственно сцена, гримерные и репетиционные залы разместятся под землей, на -1 этаже, что позволит сэкономить энергию для их обогрева. Фасады существующего здания включены в состав новой постройки; их надстроят одним этажом, деликатно вписав обновленное здание в контекст старейшего района Бухареста, который перед Второй мировой войной называли местным Монмартром.
Первый независимый театр в Бухаресте © Asociatia Culturala Grivita 53, Architect Office Codrin Tritescu
Первый независимый театр в Бухаресте © Asociatia Culturala Grivita 53, Architect Office Codrin Tritescu
Первый независимый театр в Бухаресте © Asociatia Culturala Grivita 53, Architect Office Codrin Tritescu
***
 
Эко-концепция музеефикации археологических раскопок
AGi architects / Испания, Понтеведра
Концепция экологичной археологии, Понтеведра, Испания © AGi architects

Авторы предлагают переосмыслить руины нескольких галло-римских городов в Понтеведра в ландшафтные парки, ставя по главу угла не столько археологические артефакты, сколько целостность их восприятия посетителями. Авторы, в частности, предлагают озеленить места археологических раскопок растениями, характерными для римского периода.

Проект выбран местной администрацией в результате открытого конкурса. Его цели – артикулировать научные исследования античной Галисии, остановить отток населения, стимулировать внесезонный туризм.
zooming
Концепция экологичной археологии, Понтеведра, Испания © AGi architects
Концепция экологичной археологии, Понтеведра, Испания © AGi architects
***
 
Центр археологических исследований римского города Августа-Раурика
Karamuk Kuo Architects / Швейцария
Центр раскопок в городе-музее Августа-Раурика, Швейцария © Karamuk Kuo Architects

Археологический центр занят исследованиями крупнейшего в Швейцарии римского поселения, но, увы, до последнего времени он страдал из-за недостатка финансирования. Новое здание объединяет в себе: экспозиционные пространства, кабинеты ученых, реставрационные лаборатории и хранение экспонатов, прежде распределенные по отдельным зданиям. Легкая стальная конструкция над римскими руинами рассчитана на рост и трансформации – именно адаптивность конструктивной основы больше всего впечатлила жюри.
Центр раскопок в городе-музее Августа-Раурика, Швейцария © Karamuk Kuo Architects
Центр раскопок в городе-музее Августа-Раурика, Швейцария © Karamuk Kuo Architects
***
 
Спортивно-досуговый центр
NP2F architectes / Бордо
Спортивно-досуговый центр в Бордо © NP2F architectes

Радикально-минималистичное здание, объединяет под одной крышей множество видов спорта и обещает стать не только спортивным центром, но и катализатором социальной жизни района. Фасадными панелями закрыты только помещение ресторана и магазинов, в остальном простая бетонная конструкция закрыта лишь металлической сеткой, которая обеспечивает защиту от дождя, ветра и солнца, в то же время открывая возможности для естественной вентиляции и снижая потребности в принудительном охлаждении и обогреве.
Спортивно-досуговый центр в Бордо © NP2F architectes
***
 
 
«Новое поколение»

первое место
Преобразование фабрики в жилой район
Malgorzata Mader / Lodz University of Technology / Польша
Преобразование бывшей фабрики в жилой район, Польша © Malgorzata Mader – Lodz University of Technology

Заброшенное промышленное здание 1960-х преобразуется в жилой район: 35 индивидуальных домов встраиваются с помощью нового деревянного каркаса в состав старого заводского металлического каркаса. Дома, чья конструктивная основа подобна фахверку и состоит из деревянных балок и изоляции между ними, располагаются внутри контура старых бетонных стен. Пространство внутри фабрики становится «промежуточным»: оно защищено от ветра и отчасти от холода (что позволяет экономить энергию на обогрев), но открыто солнцу – поэтому во дворах можно будет разводить сады и огороды. Большие зенитные окна в потолках домов обеспечивают обилие естественного света. Проект разрабатывался совместно с будущими жителями, все дома – индивидуальны и рассчитаны на будущие изменения.
Преобразование бывшей фабрики в жилой район, Польша © Malgorzata Mader – Lodz University of Technology
***
 
второе место
Реконструкция руин монастыря в реабилитационный центр
Jakub Grabowski / Польша
Реконструкция монастыря в реабилитационный центр, Польша © Jakub Grabowski

В здании будут объединены хоспис, клиника обезболивания и центр реабилитации наркозависимости; все они расположатся в руинах заброшенного монастыря. Архитекторы предложили укрепить каменные стены конструкцией из клееной древесины; внутренние помещения также будут деревянными. Пассивная энергия обеспечивается за счет использования геотермальных скважин, тепловых насосов и солнечных батарей.
Реконструкция монастыря в реабилитационный центр, Польша © Jakub Grabowski
Реконструкция монастыря в реабилитационный центр, Польша © Jakub Grabowski
***
 
третье место
«Жидкая эра» / концепция цифрового города
Анна Андронова / Казань / Казанский государственный архитектурно-строительный университет
zooming
Концепция цифрового города, Казань © Анна Андронова, Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Жюри оценило заложенный в работе визионерский подход, также как и попытку осмыслить вероятные перспективы симбиоза архитектуры с природой. «Описание проекта начинается с провокационного вопроса, – замечает жюри, – почему архитекторы так уверены в том, что в будущем устойчивость будет связана кирпичными постройками?» В будущем, отвечает Анна, «устойчивость» будет поддержана саморегуляцией архитектуры в симбиозе с природой. Все это станет возможным благодаря «цифровым мильтиматериалам, нанокомпозитам, природной растительности и голографических лазеров», – опять же цитирую резюме экспертов жюри. Хотя проект возможно нуждается в некоторой аккуратной доработке, – продолжают эксперты, – жюри высоко оценило заложенный в нем подход к архитектурному проектированию как к исследовательской платформе для изучения еще не познанных сфер, также как и потенциально новый подход к строительным материалам, комбинации элементов природных с искусственными элементами, произведенными цифровым способом.
zooming
Концепция цифрового города, Казань © Анна Андронова, Казанский государственный архитектурно-строительный университет
zooming
Часть работы Анны Андроновой «Цифровой Ренессанс», представленной на LafargeHolcim Award 2017 под именем «Жидкая эра»
zooming
Городской календарь. Часть работы Анны Андроновой «Цифровой Ренессанс», представленной на LafargeHolcim Award 2017 под именем «Жидкая эра»
zooming
Структурные элементы города. Часть работы Анны Андроновой «Цифровой Ренессанс», представленной на LafargeHolcim Award 2017 под именем «Жидкая эра»

Как видно из интервью, проект Анны основан на дипломной работе КГАСУ, защищенной в этом году. Работа представляет собой методику изучения возможного влияния цифровых технологий на архитектуру будущего, то есть с моей точки зрения представляет собой масштабную футуристическую фантазию, чем, конечно, ощутимо выпадает из тренда реализуемости, заявленного LafargeHolcim Awards. Между тем степень отрыва от реальной действительности, и в то же время – насыщенность фактами развития инновационных технологий, в проекте столь велика, что несложно согласиться с мнением жюри: этот проект украшает ряд премированных проектов как своего рода жемчужина, имеющая отношение к очень дальней перспективе.

Несложно заметить, что работа легко вписывается в ряд визионерских проектов «бумажной архитектуры» как авангарда, так и футуристических фантазий 1960-х – 1970-х, что, возможно, составляет значительную часть ее обаяния. Различные части проекта уже получили признание на нескольких международных конкурсах.

Комментарий Анны Андроновой:
«Провозглашаемая в работе эра «Цифрового Ренессанса» исследует, как с помощью цифровых технологий возможно возродить утерянную гармонию между природой и культурой, вернуть чувства общности и взаимопомощи в городе. С помощью моделей пространственной организации города (ландшафты парка, площади, рынка, школы, жилых ячеек, плантаций и т. д.) переизобретается пространство, а в типологической матрице структурных элементов города (точка, линия, поверхность, объем) в функциональное программирование города внедряется временной аспект, формируя гибридный городской ландшафт. В заключение концептуальные тезисы апробируются методом реконструкции трех локальных участков в городе Казани».
zooming
Концепция цифрового города, Казань © Анна Андронова, Казанский государственный архитектурно-строительный университет
***
четвертое место
Пожарная цистерна и лесное укрытие
Frédéric Bouvier / Франция
Пожарная цистерна и лесное укрытие, Франция © Frédéric Bouvier

Водная цистерна предназначена для сбора дождевой воды и тушения пожаров в регионе Коллобрьер. Над цистерной размещен приют для пеших туристов; конструкция располагает к тихому созерцанию, кроме того, автор посвятил ее памяти добровольцев воевавших в Алжирской войне на стороне Франции и затем вынужденных покинуть свою страну. Они работали во Франции пожарными. Жюри оценило изящество, с которым архитектору удалось уместить целый комплекс разнообразных идей в лаконичном артефакте.
Пожарная цистерна и лесное укрытие, Франция © Frédéric Bouvier
***
Региональные награды во всех пяти частях света присудили в общей сложности около 200 проектам. Все они теперь будут претендовать на три главных – международных – приза. Заседание главного жюри, под руководством Алехандро Аравены, состоится весной 2018 года. 
 

Поставщики, технологии

Holcim
ЦЕМЕНТУМ

03 Октября 2017

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
LafargeHolcim Awards 2017: улучшаем жизнь местных сообществ
Конкурс с призовым фондом $2 000 000 проводится в сотрудничестве с ведущими техническими университетами мира: Швейцарским технологическим университетом, Высшей архитектурной школой Касабланки, Массачусетским институтом технологий и другими.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.