Анна Андронова: «Мы считаем, что цифровые технологии принесут миру новый Ренессанс»

Разговор с автором российского проекта, получившего 3 место премии «Новое поколение» европейской секции LafargeHolcim Award.

author pht

Беседовала:
Юлия Тарабарина

03 Октября 2017
mainImg
Работа Анны Андроновой получила третью премию LafargeHolcim Award «Новое поколение» для студентов и архитекторов моложе 30 лет в региональном европейском подразделении премии. О награждении было объявлено 28 сентября (см. подробнее). Проект был сделан в студии концептуального проектирования TIArch Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ). Руководители студии – Ильнар и Резеда Ахтямовы, были кураторами работы. Которая, как выяснилось в разговоре, представляет собой комплексное исследование футуристического направления, состоящее из модулей: части проекта уже получили несколько различных международных премий. Сейчас Анна учится в магистратуре школы Бартлетт; но награжденный в Марселе проект «Жидкая эра» был номинирован от России.
zooming
Анна Андронова. Фотография LafargeHolcim Award
zooming
Городской календарь. Часть работы Анны Андроновой «Цифровой Ренессанс», представленной на LafargeHolcim Award 2017 под именем «Жидкая эра»
zooming
Слева Анна Андронова, справа Гильермо Бруско, руководитель российского подразделения LafargeHolcim. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Архи.ру:
– В чем суть вашего проекта, отмеченного LafargeHolcimAward?

Анна Андронова:
– В оригинальном варианте работа называется «Цифровой ренессанс» – мы считаем, то развитие цифровых технологий может привести к еще одному не только технологическому, но и культурному перевороту, сопоставимому с тем, который произошел после Средневековья. Уже сейчас города становятся совершенно иными, они функционируют по-новому. На наш взгляд, человек перестанет быть некоей деталью города, а станет центром всего, и в то же время будет находиться в гуманной среде, которая не портит, а улучшает планету. Мы будем жить в гармонии с природой, перестанем ее эксплуатировать; сможем осознать, кто мы в этом мире, и что делаем, куда движемся.
zooming
Часть работы Анны Андроновой «Цифровой Ренессанс», представленной на LafargeHolcim Award 2017 под именем «Жидкая эра»

– То есть это грандиозная футуристическая фантазия. Как вы работали над проектом?

– В его основе – моя дипломная работа, выполненная в прошедшем году в КГАСУ под руководством Ильнара и Резеды Ахтямовых. Они – кураторы моей работы. Я начала с исследовательской работы: изучала цифровые технологии, виртуальную реальность… Затем разработала комплексную модель, основанную на предположении – каким образом может функционировать город с учетом изменений, связанных с развитием цифровых технологий. Получилось два планшета, где я изобразила городскую ткань, людей, природу – во взаимодействии; постаралась вместить все. Затем выделила и проработала отдельные узлы, такие как рынок или парк будущего, гостиница или транспортный хаб. Затем исследовала элементы формы, такие как линия, точка, поверхность, объем.
zooming
Структурные элементы города. Часть работы Анны Андроновой «Цифровой Ренессанс», представленной на LafargeHolcim Award 2017 под именем «Жидкая эра»

Наконец, поняв свою работу изнутри, я получила возможность проецировать ее на конкретные площадки в Казани, городе, который я хорошо знаю. Получилось три проекта, «привязанных» к конкретным местам. Первый – железнодорожный узел. Второй – торговый центр Мега, здесь я размышляю о том, как в будущем может измениться торговый центр. Третий – канал Булак, он течет в центре города между автомобильными трассами, мы предложили вернуть его обществу, людям.
zooming
Канал Булак. Часть работы Анны Андроновой «Цифровой Ренессанс», представленной на LafargeHolcim Award 2017 под именем «Жидкая эра»
zooming
Канал Булак. Часть работы Анны Андроновой «Цифровой Ренессанс», представленной на LafargeHolcim Award 2017 под именем «Жидкая эра»
zooming
Канал Булак. Часть работы Анны Андроновой «Цифровой Ренессанс», представленной на LafargeHolcim Award 2017 под именем «Жидкая эра»
zooming
Центральный железнодорожный вокзал «Казань». Узел – многомерная городская площадь. Часть работы Анны Андроновой «Цифровой Ренессанс», представленной на LafargeHolcim Award 2017 под именем «Жидкая эра»
zooming
Центральный железнодорожный вокзал «Казань». Узел – многомерная городская площадь. Часть работы Анны Андроновой «Цифровой Ренессанс», представленной на LafargeHolcim Award 2017 под именем «Жидкая эра»
zooming
Центральный железнодорожный вокзал «Казань». Узел – многомерная городская площадь. Часть работы Анны Андроновой «Цифровой Ренессанс», представленной на LafargeHolcim Award 2017 под именем «Жидкая эра»
zooming
ТЦ «Мега». Часть работы Анны Андроновой «Цифровой Ренессанс», представленной на LafargeHolcim Award 2017 под именем «Жидкая эра»
zooming
ТЦ «Мега». Часть работы Анны Андроновой «Цифровой Ренессанс», представленной на LafargeHolcim Award 2017 под именем «Жидкая эра»
zooming
Ильнар Ахтямов, руководитель проекта Анна Андроновой. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Ильнар Ахтямов:
– Работа основана на структурной модели: как изменится площадь, улица, жилое пространство... Как технологии изменят профессии, человека, общество. И с другой стороны – как общество, которое уже сейчас существует в цифровом пространстве, меняет город, мы смотрим в обе стороны. Модель – это сумма объективных предположений, связанных между собой. Затем на ней выстраивается система, близкая к архитектуре: конструкция и пространство. Поскольку Аня обладает развитым пространственным мышлением, у нас получилась футуристическая трактовка – на планшетах представлен взгляд на то, как модель превращается в архитектуру. Хотя это авторская трактовка; если другой архитектор будет использовать ту же модель, он сможет представить себе другой город. Хотя суть будет та же. Собственно модель мы не показываем на конкурсах. А вот результат превращения модели в архитектуру, поданный в разных ракурсах, нередко впечатляет конкурсные жюри.
zooming
Слева направо: Ильнар Ахтямов, Резеда Ахтямова, Анна Андронова, Гильермо Бруско, руководитель российского подразделения LafargeHolcim. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
zooming
Анна Андронова. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

– Проект уже участвовал в нескольких конкурсах?

Ильнар Ахтямов:
– Не весь, а его части. У нас есть такая методика: работа состоит из модулей, которые можно рассматривать и дорабатывать по отдельности. Один из модулей, посвященный торговому центру будущего, получил третье место на конкурсе в Китае. Затем проект Ани стал региональным победителем в конкурсе Velux, связанном с проблематикой естественного освещения; с этой работой она выступала на WAF в Берлине. Были и другие премии… Например, премия Tamayouz в Иордании впервые в 2016 году присуждалась в международном формате, в принципе это премия для иракских архитекторов, ее поддерживала Заха Хадид. Анин проект, посвященный транспорту, там тоже получил призовое место. Аня участвовала в американском конкурсе «Аэропорт будущего», где ее работа была посвящена аэропорту Гонконга, и заняла там 2-е место.

Анна Андронова:
Моя дипломная работа охватывает все аспекты жизни города, поэтому можно вычленить что-то про свет, что-то про экологическое строительство, что-то про социальные аспекты.

– Насколько ваш проект «бумажный»?

Ильнар Ахтямов:
– Если рассматривать ту комплексную модель, которую Аня разработала под нашим руководством, то это не «бумажный» проект, а методика к действию. Это в большей степени прогноз, в чем-то футуристический, в чем-то конкретный: как архитектура будет реагировать на те изменения в материалах и цифровых технологиях, которые происходят уже сейчас? Ведь скоро архитектуру будут печатать на принтерах, и масса строительных специальностей попросту исчезнет. К этому надо быть готовым, необходимы не проекты как таковые, а методика прогнозирования изменений, новых подходов к индустрии.

Такие футуристические прогнозы и разработка их методики – одно из направлений нашей студии. До этого была работа Егора Орлова, связанная с будущим, она была финалистом Archiprix 2015, потом работа Алисы Силантьевой стала финалистом Archiprix в этом году – она посвящена еде в городе, возвращению производства еды в город и обеспечению таким образом его автономности.

Аню же всегда интересовала цифровая составляющая города. Когда мы обсуждали работу, то пришли к выводу, что назревает та пора, когда город изменится, наступит тот момент, когда цифровая составляющая станет определяющей. Конечно, останутся бетонные конструкции, но решения будет принимать искусственный интеллект. Архитектор никуда не исчезнет, но технологии, подходы к строительству изменятся. Также как и сам человек, общество – должны будут измениться. Мы уже сейчас меняемся.

Поставщики, технологии

LafargeHolcim

03 Октября 2017

author pht

Беседовала:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.