Прочность без границ

Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.

Реклама
mainImg
Компaния:
Holcim
Контакты:
Холсим Россия
Москва, Серебряническая набережная, дом 29 
"Ductal®, – это сверхвысокопрочный фибробетон, или UHPC (Ultra High Performance Concrete), обладающий высокой прочностью как на сжатие, так и на растяжение при изгибе.  Это инновационный продукт компании LafargeHolcim – мирового лидера в производстве строительных материалов и предоставлении комплексных решений для строительства.   Самое ценное в Ductal® для архитекторов – сочетание феноменальных конструктивных и декоративных качеств.  Финишная отделка этому материалу не требуется: его внешняя красота и так безусловна.

Уникальные качества этого материала оценили многие всемирно известные архитекторы: Ренцо Пьяно, Herzog & de Meuron, Заха Хадид и многие другие. Например, Жан Нувель применил его в фасадных конструкциях марсельского небоскреба “Jean Nouvel Marseillaise Tower”, Френк Гери облицевал белыми панелями из Ductal® Фонд Louis Vuitton в Париже, а Руди Риччотти создал знаменитые кружевные фасады Музея цивилизаций в Марселе.
zooming
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья – MUCEM. Agence Rudy Ricciotti
© Lisa Ricciotti

Сверхвысокопрочный фибробетон обладает рядом выдающихся качеств. Этот материал гораздо более долговечный и прочный, чем обычный бетон. Любопытно, что при изобретении Ductal® в 1990-х его прочность в лабораторных условиях была исключительной и равнялась 500 МПа, ее специально уменьшали. Сейчас она составляет не менее 100 МПа, а для конструкций 150 МПа (для сравнения: у обычного бетона прочность не более 40 МПа). Причина – в плотности упаковки матрицы, которая в Ductal® очень высокая, тогда как в обычном бетоне присутствуют довольно крупные поры. Благодаря этому изделия из Ductal® имеют сверхнизкое водопоглощение, высокую прочность и безупречную гладкость поверхности.

По этим параметрам Ductal® превосходит как обычный бетон, так и стеклофибробетон. При производстве элементов из обычного бетона невозможно обойтись без арматуры периодического профиля. Для элементов же, производимых из Ductal® , этого не требуется. Роль арматуры выполняет фибра (нержавеющая, полимерная или стекло-пластиковая). Этот факт значительно облегчает производство изделий в заводских условиях. Более того, наличие заводских элементов способствует высокому качеству монтажных и строительных работ. Даже если речь идет о достаточно сложных объектах, как, скажем, перекрытие вокзала TGV в Монпелье или оболочка Стадиона Жана Буэна в Париже.
zooming
Стадион «Жан Буэн». Предоставлено Agence Rudy Ricciotti
© Olivier Amsellem

Идеальные поверхности

В создании перфорированных фасадов сверхвысокопрочному фибробетону (UHPC) нет равных, но материал также активно применяется для изготовления облицовочных панелей. И здесь у него тоже масса преимуществ, в том числе декоративных. Архитекторы любят открытый бетон за то, что это честный и красивый материал, излучающий брутальность и силу. Но, как правило, бетонная поверхность требует тщательной обработки и ухода, чтобы защитить ее от влаги и старения. Крашеный бетон теряет пятьдесят процентов эстетики. В случае с Ductal® покраска не нужна, это открытый бетон с бархатистой поверхностью, демонстрирующий, так сказать, мягкую силу.

Так, для арт-галереи Foksal Gallery Foundation в Варшаве известное швейцарское бюро Diener & Diener реконструировало памятник архитектуры 1960-х  с помощью темно-серых панелей из Ductal® размером 7,21 х 3,46 м на основе органической фибры. Вес этих панелей в три раза меньше, чем вес обычного бетона, потому что их толщина – всего 4 см. Применение сверхвысокопрочного фибробетона позволило обеспечить логичные переходы к старым бетонным элементам и создать образ, продолжающий утонченную брутальность исторической галереи. Это первое применение Ductal® в Польше.
  • zooming
    Реконструкция галереи Foksal в Варшаве. Арх. Diener & Diener.
    © LafargeHolcim
  • zooming
    Реконструкция галереи Foksal в Варшаве. Арх. Diener & Diener.
    © LafargeHolcim

В Школе управления «Ротман» в Университете Торонто благородного оттенка серые панели (высота от 3,5 до 5 м, ширина от 0,5 до 1 м, толщина 30 мм) чередуются в усложненном шахматном порядке со стеклянными окнами. Бархатная серая поверхность контрастирует с гладкой стеклянной и в зависимости от освещения и ракурса меняет оттенок: она то светлее темного стекла, то темнее отраженного в нем неба. 
  • zooming
    1 / 6
    Расширение Школы управления «Ротман» в Торонто.
    © LafargeHolcim
  • zooming
    2 / 6
    Расширение Школы управления «Ротман» в Торонто.
    © LafargeHolcim
  • zooming
    3 / 6
    Расширение Школы управления «Ротман» в Торонто.
    © LafargeHolcim
  • zooming
    4 / 6
    Расширение Школы управления «Ротман» в Торонто.
    © LafargeHolcim
  • zooming
    5 / 6
    Расширение Школы управления «Ротман» в Торонто.
    © LafargeHolcim
  • zooming
    6 / 6
    Расширение Школы управления «Ротман» в Торонто.
    © LafargeHolcim

Оттенки белого

Столь любимая мастерами модернизма белая архитектура требует высочайшего строительного качества. Если на обычном белом бетоне со временем проступают ржавые точки от  арматуры, то поверхность из Ductal®  останется белоснежной на многие десятилетия. Кроме того, даже при сложной изогнутой форме панелей, достигается идеальное качество стыков, что также для белой архитектуры принципиально. Примером является детский сад в Париже – La crèche Pierre Budin, где все облицовочные панели выполнены из Ductal®. Все элементы уникальны, при этом стыкуются очень точно, так как сделаны на заводе. Стыки панелей практически не заметны. В результате придуманные архитекторами плавные изгибы и скругления фасада получили достойное воплощение.
  • zooming
    1 / 9
    Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique Marrec)
    © LafargeHolcim
  • zooming
    2 / 9
    Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
    © LafargeHolcim
  • zooming
    3 / 9
    Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
    © LafargeHolcim
  • zooming
    4 / 9
    Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
    © LafargeHolcim
  • zooming
    5 / 9
    Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
    © LafargeHolcim
  • zooming
    6 / 9
    Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
    © LafargeHolcim
  • zooming
    7 / 9
    Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
    © LafargeHolcim
  • zooming
    8 / 9
    Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
    © LafargeHolcim
  • zooming
    9 / 9
    Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
    © LafargeHolcim

Любая сколь угодно сложная форма в белом цвете всегда ясно воспринимается, поскольку подчеркнуто ясен ее рельеф. Студенческое общежитие в Порт-де-Ванв в Париже демонстрирует прихотливо устроенный «слоеный» фасад с навесными частями – своеобразными эркерами, устроенными ради лучших видов из окон. Поверхности, в том числе на углах, облицованы белыми панелями из Ductal®, которые в должной мере проявляют смелый замысел архитекторов.
  • zooming
    1 / 4
    Студенческое общежитие в Париже. Jacques Ripault Architecture
    © LafargeHolcim
  • zooming
    2 / 4
    Студенческое общежитие в Париже. Jacques Ripault Architecture
    © LafargeHolcim
  • zooming
    3 / 4
    Студенческое общежитие в Париже. Jacques Ripault Architecture
    © LafargeHolcim
  • zooming
    4 / 4
    Студенческое общежитие в Париже. Jacques Ripault Architecture
    © LafargeHolcim

Кроме того, на белой поверхности выразительно смотрятся грани и прорези. Architecture Studio обыграли эту особенность в Высшей школе промышленного и гражданского строительства в Кашане (Франция). Граненая оболочка с прорезями обнимает стены и крышу здания. Панели нестандартной формы Ductal® выполнены с абсолютной точностью. 
Школа гражданского и промышленного строительства в Кашане (Франция). Architecture Studio
© LafargeHolcim

Наряду с гладкими панелями в сверхвысокопрочном фибробетоне можно создавать и рельефные поверхности, которые либо отливаются целиком, либо объемный узор изготавливается отдельно и наносится позднее. Один из примеров сложносоставного фасада демонстрирует здание Louis Vuitton в Майами. Белые панели размером 2 х 1,7 метра покрыты звездчатым узором из Ductal®, сочиненным на основе логотипа модного дома.
  • zooming
    1 / 4
    Магазин Louis Vuitton в Майами. Арх. Петер Марино
    © LafargeHolcim
  • zooming
    2 / 4
    Магазин Louis Vuitton в Майами. Арх. Петер Марино
    © LafargeHolcim
  • zooming
    3 / 4
    Магазин Louis Vuitton в Майами. Арх. Петер Марино
    © LafargeHolcim
  • zooming
    4 / 4
    Магазин Louis Vuitton в Майами. Арх. Петер Марино
    © LafargeHolcim

Бетонное кружево XXI века 

Кружевные фасады из Ductal® поражают воображение. Конечно, у них есть исторические предшественники. Это и каменное кружево готических соборов, причем именно французской готики, скажем, собора в Руане. Это и архитектура мистика Антонио Гауди. И более близкий к нам по времени ажурный дом 1940 года архитектора Андрея Бурова на Ленинградском проспекте в Москве, где растительный орнамент фасадных панелей выполнен из бетона. 
  • zooming
    Собор в Руане
    Предоставлено LafargeHolcim
  • zooming
    Ажурный дом на Ленинградском проспекте. Арх. Андрей Буров
    Фотография © Archi.ru

Современные архитекторы, продолжая традиции, создают ажурные фасады XXI века. Всемирно известный французский архитектор Жан-Мишель Вильмот реконструировал в Париже одно из зданий компании Vente-privee, расположенное на въезде во французскую столицу недалеко от спортивной арены Стад-де-Франс. Фасад получил двойную «кожу» из сверхвысокопрочного фибробетона. Первая оболочка представляет собой сплошные панели, а поверх наброшено кружево из Ductal®. Рисунок кружева выполнен итальянским художником Пуччи де Росси, другом основателя Vente-privee Жака-Антуана Граньона. Эта вторая оболочка из бетонной «пряжи», содержащей стальную фибру, отстоит от основной поверхности на 1 м и является на 72 процента прозрачной. На ней укреплено 1950 led-светильников, вечером превращающих архитектуру в цветное шоу. 
  • zooming
    1 / 4
    Один из офисов компании Vente-privee в Париже. Арх. Жан Мишель Вильмотт.
    © LafargeHolcim
  • zooming
    2 / 4
    Один из офисов компании Vente-privee в Париже. Арх. Жан Мишель Вильмотт.
    © LafargeHolcim
  • zooming
    3 / 4
    Один из офисов компании Vente-privee в Париже. Арх. Жан Мишель Вильмотт.
    © LafargeHolcim
  • zooming
    4 / 4
    Один из офисов компании vente-privee в Париже. Арх. Жан Мишель Вильмотт.
    © LafargeHolcim
 
Очевидно, что тонкая вязь из Ductal® может играть несколько ролей: быть сплетением монограмм на основе логотипа компании, как у Луи Вюиттон в Майами, быть просто художественной каллиграфией, как в здании Вильмотта в Париже, а может отвечать за национальную специфику. Арабская  тема стала основой в образовательном центре и музее фонда Ага-Хан в Лондоне. Прицкеровский лауреат, архитектор Фумихико Маки выполнил полупрозрачные стены «Садов света» во дворе музея из белоснежного Ductal® с фиброй из нержавеющей стали. Столь же важны арабески на фасаде аэропорта в Марокко. Здесь они еще и защищают от солнца, создавая узорчатую полутень.
  • zooming
    1 / 3
    Музей и образовательный центр Фонда Ага-Хан в Лондоне. Арх. Фумихико Маки
    © LafargeHolcim
  • zooming
    2 / 3
    Музей и образовательный центр фонда Ага-Хан в Лондоне. Арх. Фумихико Маки
    © LafargeHolcim
  • zooming
    3 / 3
    Аэропорт Рабат-Сале в Марокко. Арх. Zhor Jaidi Bensouda
    © LafargeHolcim

 Разнообразные солнцезащитные навесы, козырьки, ширмы и другие конструкции из Ductal® стали основой архитектурного решения резиденции Odalys Prestige Nakara в Нарбонне (Франция). Архитектор Жак Феррье с помощью белых ажурных панелей из Ductal® искусно замаскировал практически все остальные конструкции.
  • zooming
    1 / 1
    Резиденция Odalys Prestige Nakara. Арх. Жак Ферье.
    © LafargeHolcim

В крупных общественных сооружениях, перфорированые фасады из Ductal® могут быть составлены из отдельных элементов. Например в железнодорожном вокзале в Кенитре (Марокко) фасад состоит из 4174 треугольных 3D панелей белого цвета. Панели имеют плоскую лицевую сторону и вертикальный загиб для закладных деталей и крепежных элементов для установки на металлоконструкции здания.
  • zooming
    Железнодорожный вокзал в Кенитре (Марокко). Арх. Омар Коббити
    © LafargeHolcim
  • zooming
    Железнодорожный вокзал в Кенитре (Марокко). Арх. Омар Коббити
    © LafargeHolcim

Ductal® дает современной архитектуре то, чего ей так не хватает, – красоту поверхности, богатую светотень, присутствие искусства в здании (так как узор заказывают художнику), исключительную долговечность и благородное старение. Наверное, не случайно Ductal® так бурно развивается во Франции. Каменные кружева готики, изящный рисунок кованых балконных оград... Красоту в этой стране всегда ценили. Характерно, что гиганты модной индустрии сразу отметили эти качества. Про Луи Вюитттон речь была выше. Вот и мануфактура модного дома Шанель в 19-м округе Парижа, где разместится также штабквартира отделения ремесленных производств (ювелирные украшения, вышивка бисером и жемчугом, перчатки ручной работы и т.д.), обрела очередной фасад из Ductal®  – изящную композицию на тему текстиля из стилизованных 24-метровых нитей.
Мануфактура модного дома Шанель в Париже.
фото – Simon Garcia

Инсталляция фрагмента перфорированного фасада из Ductal®  будет представлена на экспозиции LafargeHolcim на выставке Арх-Москва 2021, а 4 июня в рамках деловой программы мероприятия Андрей Ваулин, бизнес-инженер компании, расскажет о преимуществах и возможностях этого инновационного материала. 
 

Поставщики, технологии

Holcim

20 Мая 2021

Holcim: другие статьи и новости
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Мыслить радикально
В апреле фонд LafargeHolcim проведёт VI форум в Каире. Его тема – «Ре-материализация строительства», с 4 по 6 апреля 2019 года мировые эксперты обсудят радикальный подход к строительным материалам, основанный на сокращении их потребления. Регистрация открыта до 31 января.
Архитектура из «гипюра»
Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
Новые горизонты «устойчивой архитектуры»
Премия LafargeHolcim Awards ищет новые, более целостные и сложные, критерии sustainability. Среди лучших отмеченных решений – способы интегрировать промышленность в городское пространство, снизив затраты, но сохранив индустрию в городе, и дешевое жилье над парковками в Лондоне. Одну из премий для молодых архитекторов получила российская студентка.
LafargeHolcim Awards 2017: улучшаем жизнь местных сообществ
Конкурс с призовым фондом $2 000 000 проводится в сотрудничестве с ведущими техническими университетами мира: Швейцарским технологическим университетом, Высшей архитектурной школой Касабланки, Массачусетским институтом технологий и другими.
Названы самые «зеленые» проекты Европы
В Милане подведены итоги III Международного архитектурного конкурса Holcim Awards for Sustainable Construction. Россия не вошла в число победителей, но заняла почетное четвертое место по общему числу поданных на конкурс проектов.
Holcim Awards приглашает российских архитекторов
17 ноября в Москве на фестивале инновационных технологий в архитектуре и строительстве «Зеленый проект 2010» состоялась презентация III Международного архитектурного конкурса Holcim Awards for Sustainable Construction. Состязание с общим призовым фондом 2 миллиона долларов ставит перед собой более чем амбициозную задачу – найти на каждом континенте планеты архитектурные проекты, соответствующие требованиям устойчивого развития.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.