Первым из представителей школы выступил Йоханнес Кистер, декан архитектурного факультета университета Анхольта. Этот факультет – головная организация Баухауза, поэтому господин Кистер также отвечает за все архитектурные подразделения школы. Он рассказал, что архитектурная школа Дессау – очень молодая. Школа располагается в старом здании Баухауза, и дух знаменитого предшественника здесь очень силен. Однако с другой стороны – мы живем в новое время, для которого важен иной архитектурный дискурс. По словам Йоханнеса Кистера, школа в Дессау – не то место, где предлагают готовые архитектурные решения, а место для постоянного дискурса, причем международного: люди из разных стран приезжают сюда, чтобы принять участие в творческом общении.
Ректор высшей архитектурной школы Дессау Альфред Якоби рассказал о курсе обучения по программе мастера архитектуры, по которой в школе обучают в течение последних 10 лет. Программа длится 2 года, в семестре 12 недель и 33 часа занятий, максимум из которых занимает работа в студии. Пристальное внимание уделяют компьютерному проектированию и презентации архитектурных проектов. В качестве дополнительных курсов студенты могут взять такие предметы как ландшафтный дизайн, урбанизм, архитектура и кино, пространство и объем и др. Все курсы очень разные, но они объединены одной общей идеей – того самого уже упомянутого архитектурного дискурса, который, как рассказал Альфред Якоби, содержит три основные составляющие: исторический контекст, структурный контекст и параметральный контекст.
Следующим выступил Гуннарт Хартман, профессор высшей архитектурной школы Дессау, который рассказал о своем курсе «Архитектурная теория». По его убеждению, архитектурная теория не может существовать сама по себе, это междисциплинарный курс, который включает также теорию современного дизайна, живописи и т.д. Курс затрагивает архитектуру, пространство, город, присутствие времени в архитектуры. Раньше теория архитектуры сильно зависела от социального контекста. Сегодня же глобализация и политика влияют на пространство.
Даниель Дендра, профессор высшей архитектурной школы Дессау, начал свое выступление с того, что поблагодарил всех архитекторов, участвовавших в конкурсе на ЦеппелинСтанцию, за отличные проекты. Дендра – один из четырех профессоров школы, который руководит отдельной студией, о чем он подробно рассказал в своем выступлении. «Учащиеся проводят большую часть своего учебного времени именно в студии, поэтому там обычно жуткий беспорядок, т.к. студенты почти что живут там» – с юмором заметил профессор. Дендра также отметил многонациональный состав учащихся, среди которых немцев почти нет: в школу Дессау приезжают учиться с Ямайки, из Арабских стран, Таиланда, Мексики, Китая, Польши и т.д. Каждая из четырех студий живет по своим определенным принципам, которые устанавливает ее руководитель, и Даниель Дендра рассказал о принципах своей студии.
В его студии студентам сначала необходимо объяснить свои работы с точки зрения программы и идеи. Затем много времени уделяется построению аналитических диаграмм. Как отметил Дендра, для него очень важно все новое, появляющееся в архитектуре, новые материалы, новые книги, все это он вместе со студентами обсуждает в каждом семестре. В конце обучения студенты делают презентацию своих дипломных проектов. Профессор показал некоторые студенческие работы своей студии. В прошлом семестре было задание спроектировать музей для ready-made – с неограниченным простором для фантазии и свободой для студентов делать то, что хочется. Даниель Дендра предложил им отталкиваться от «прочтения города и его качеств». Так, одна из учащихся – Сессилия Каспер придумала что-то вроде машины, которая анализирует потерянные предметы и их перемещение в городе, а Сара Елефайфа, студентка их Египта, придумала здание, модуль для которого собран из каркасов потерянных в городе на скамейках или в автобусах зонтиков.
Лекцию высшей архитектурной школы Дессау можно считать официальным приглашением русским студентам архитектурных вузов получить степень мастера архитектуры в современном Баухаузе и поучаствовать в том международном дискурсе, о котором так много говорилось в данной лекции.