«Архитектура - это проектирование Родины». Лекция Альфреда Якоби

Лекция Альфреда Якоби, ректора архитектурной школы Дессау, прошла в рамках программы Ц:СА OVERVIEW в московском Доме Архитектора. Темой лекции стала отдельная и очень личная область в творчестве Альфреда Якоби – строительство синагог и еврейских центров. Дело в том, что в детстве архитектор пережил трагический опыт Холокоста, потом, живя в послевоенной Германии, на себе испытал нелегкую судьбу евреев, чудом выживших во время нацистского режима

Свою лекцию о строительстве новых синагог в Германии, стране, больше всего пострадавшей от гонений на евреев, Альфред Якоби начал с самого начала – с ветхозаветного иерусалимского Храма. Он показал слушателям сделанную историками реконструкцию. По мнению Якоби, он сочетает в себе особенности двух культур – греческой и вавилонской, но также несет в себе и специфические черты еврейской культуры – она проявляет себя в организации системы доступа к храму, которая, как известно, состояла из нескольких дворов – последовательность этих дворов отражает структуру древнееврейского общества.

Второй Иерусалимский Храм (храм Ирода). Реконструкция. Модель, находящаяся в Музее Израиля. Источник: wikipedia
zooming
Нюрнберг. Купола главной синагоги города, разрушенной в 1938 году. Фотография 1900 года. Источник: wikipedia.org

Иерусалимский Храм – центр и воплощение веры Ветхого Завета и культуры еврейского народа, был разрушен римлянами в 70 г. н.э., от него осталась только западная стена – «стена плача», названная так потому, что у нее евреи оплакивают разрушение своего первого храма. С тех пор евреи не имели права жить в Иерусалиме и рассеялись по Европе: через Грецию по долине Рейна они попадали на территорию современной Германии. Так начинается история еврейских общин в этой стране, с ними же появляются и первые молельни - синагоги.

Альфред Якоби. Синагога в Аахене. 1995. Фотография: Norbert Schnitzler

Чтобы проследить историю и типологию синагоги в Германии, Альфред Якоби предложил рассмотреть для примера отдельно взятый немецкий город – Нюрнберг. На гравюре XV века Нюрнберг представлен типичным феодальным городом, вокруг которого простираются засеянные крестьянами поля, внутри стен обитают ремесленники, а на холме возвышаются две основные силы, властвующие над городом – церковь и феодал. В средневековом немецком городе церковь и синагога мирно сосуществовали по соседству друг с другом. В XIX веке немецкое общество шло навстречу евреям – и как доказательство этого – купола главной синагоги издалека видны на фотографиях города.

Альфред Якоби. Синагога в Аахене. 1995

Нацисты, придя к власти, перечеркнули всю еврейскую культурную традицию, сложившуюся к этому моменту в Германии – практически все синагоги были разрушены или сожжены. В 1960-е гг. строительство синагог в Германии возобновляется, но они приобретают довольно странный вид, по словам Альфреда Якоби, «они становятся похожи не на молельные сооружения, а на жилые дома с пристройкой в виде кафе». Такой парадокс произошел вследствие нацистских гонений и истреблений евреев в Германии. Даже спустя несколько десятков лет евреям все равно было некомфортно жить в этой стране, они не хотели строить заметные синагоги и прибегали к маскировке своих сооружений внутри городской застройки.

Альфред Якоби. Синагога в Касселе

Следующим этапом развития синагоги в Германии стала ее «реабилитация» – которой, в частности, занимается в настоящее время архитектор Альфред Якоби. Первым проектом, о котором рассказал архитектор, стала перестройка синагоги в Оффенбахе. Изначально постройка представляла собой небольшое стоящее в глубине и тем самым спрятанное от города здание, рассчитанное на 80 человек. Но к 1998 г. еврейская община Оффенбаха выросла с 80 до 1000 и понадобилась перестройка синагоги.

Альфред Якоби. Синагога в Шемнице

Идея Якоби заключалась в том, чтобы построить вокруг старого здания нечто подобное ковчегу: он сохранил ядро, убрав всю его внутренность, а в центре организовал пространство в виде корабля – место, куда кладут тору.

Следующий проект был создан для Аахена, который был почти разрушен во время второй мировой войны. Альфред Якоби выиграл конкурс на строительство синагоги, в котором участвовали около 80 мастерских – за счет того, что в программе его проекта было заложено улучшение городской среды и реставрация города посредством строительства синагоги, а также строительство нового жилья. Особенность этого молельного дома в том, что синагога раскрывается в городское пространство – больше не прячется, а занимает важное место в застройке. Внутреннее пространство – многофункциональный зал, где установлены общие скамьи, а не отдельные стулья – как объяснил А. Якоби, «люди здесь должны чувствовать общность, когда собираются вместе». Также в зале установлено 5 столбов, дабы обозначить то место, где должно храниться Пятикнижие Моисея.

В следующей постройке – синагоге в Касселе, Альфред Якоби стремился воплотить идею того, что еврейский народ является народом Книги, не только в религиозном, но и в культурном плане. Дело в том, что частный коллекционер подарил общине этого города частным коллекционером было подарено 1000 книг – и хотел, чтобы в новом здании синагоги была утроена, в числе прочего, библиотека для них. Здание состоит из двух объемов, объединенных стеклянным фойе, которое, по словам архитектора, «символизирует святую Книгу и одновременно книгу как литературу». Алтарное пространство, которое должно быть самым заполненным местом, здесь пусто, в чем заключен глубинный смысл: человек приходит сюда и молится, находясь наедине с собой.
 
Еще один проект Альфреда Якоби находится в Бремене. Это еврейское кладбище, спроектированное в сотрудничестве с ландшафтными архитекторами. Оно состоит из площади перед входом, здания для церемоний, технических построек и огромного эллипса, символизирующего бесконечную дорогу.

Также Альфред Якоби выиграл конкурс на создание полусакрального – полумузейного здания в Кельне, городе с большой историей, которая начинается с римского завоевания -  сейчас в центре города находится большая зона археологических раскопок, где было найдено множество римских фундаментов. Над остатками древней синагоги, найденной при этих раскопках, было решено построить еврейский музей. В своем проекте Альфред Якоби стремился как воссоздать древнюю синагогу, так и отдать дань римским руинам, находящимся на глубине пяти метров под уровнем земли. Идея архитектора заключалась в том, чтобы организовать постепенный переход от прошлого к настоящему, от Римской империи к современной Германии, снизу – вверх. Здание музея не предполагало нахождения в нем синагоги. Однако над тем местом, где находились руины старой синагоги, было устроено пространство для молитвы, рассчитанное на 10 человек.

Три года назад Альфред Якоби выиграл конкурс на строительство здания еврейской общины в Парк-Сити, штат Юта, США. Здание должно было находиться вне черты города, в великолепном природном окружении, поэтому главной задачей, которую ставил перед собой архитектор, было проектирование здания как части ландшафта. Для этого он использовал наиболее экологичные материалы – светлое дерево и темный кирпич, создавшие эффектный контраст в отделке фасадов и интерьера. Здание еврейской общины состоит из двух соединенных объемов, которые могут трансформироваться в один большой зал, а также классов и офисов для работы администрации общины. В разрезе здания архитектор хотел сымитировать ландшафтные формы – холмов, гор, воды. Отсюда появляются изгибающиеся деревянные потолки, контрастирующие с такими же деревянными, но ровными потолками.

Здание еврейского центра – единственная постройка Якоби, которая вышла за пределы лекции о новых синагогах Германии. Вероятно, архитектор намеривался сравнить архитектуру еврейских сооружений через сравнение судеб одного и того же народа в разных странах: Америка стала приютом для евреев во время нацистского режима, Германия стала для них одним большим концлагерем. Но в современном мире стараниями многих людей, в том числе и Альфреда Якоби, еврейская культура в Германии восстановлена и существует на равных со всеми остальными, так же, как и в Америке.

23 Июня 2008

Черные ступени
Храм Баладжи по проекту Sameep Padora & Associates на юго-востоке Индии служит также для восстановления экологического равновесия в окружающей местности.
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Открывшись небу
Архитекторы Enota соединили часовню с деревенской площадью, превратив свое сооружение в ландшафтную скульптуру, призванную акцентировать идентичность пригородного поселения.
Знание и свет
Катарский факультет исламоведения и мечеть «Города образования» близ Дохи по проекту бюро Mangera Yvars Architects.
Технологии и материалы
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.