Из первых рук

В прошедшее воскресенье состоялась автобусная экскурсия по постройкам мастерской «Сергей Киселев и Партнеры», организованная «Свободой доступа» в рамках архитектурной биеннале. Экскурсия стала удачным дополнением экспозиции «архитектор года» в ЦДХ – ее участники получили возможность взглянуть на известные архитектурной Москве постройки глазами одного из руководителей мастерской – Сергея Киселева

mainImg
Архитектор:
Сергей Киселев

Для поклонников московской старины существует один день в году – день музеев, когда они могут попасть в интерьеры архитектурных памятников, занимаемых частными и государственными организациями. Те, кого интересует современная архитектура, лишены и такой привилегии – в некоторые новые офисные центры, не говоря уже о жилых домах, не то что внутрь не пускают, но и рядом постоять не дают. Проект «Свобода доступа» создавался с целью дать возможность всем желающим проникнуть туда, куда в частном порядке могут не пропустить, увидеть с подсказки автора новые детали, которые самостоятельно можно и не заметить, услышать кулуарные подробности, которые не вычитаешь и в прессе, и спросить о том, о чем давно хотелось узнать, у самого архитектора.

За прошедшие две недели «Свобода доступа» уже провела экскурсии по отдельным объектам мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» – строящемуся деловому кварталу  «Красная Роза» и офисному центру «Эрмитаж-Плаза». Вчерашняя же экскурсия была не «точечной», а обзорной – по самым важным постройкам, которые демонстрируют историю развития узнаваемого стиля этой известной московской мастерской. Такая возможность привлекла более полусотни желающих, чего организатор акции Александр Змеул никак не ожидал, привыкнув на опыте предыдущих мероприятий делить количество зарегистрировавшихся на три. А тут неожиданно пришли все и вовремя – некоторым даже пришлось следовать за автобусом своеобразным кортежем на собственных автомобилях.

Надо сказать, что архитектура мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» исключительно хорошо подходит для автобусных экскурсий. Эта архитектурная компания строит только в Москве, насыщая ее качественной архитектурой на протяжении уже почти двадцати лет. Кроме того, компания – одна из первых крупных частных архитектурных мастерских, в 1990-е и в начале 2000-х в ней успели поработать несколько известных московских архитекторов, которые впоследствии «отделились» и открыли собственные мастерские: Вячеслав Богачкин, Сергей Скуратов, Константин Ходнев. А мастерская растет и развивается, теперь уже осваивая новый масштаб заказов – 300-400-«тысячные» и больше. Поэтому экскурсия по постройкам архитектурной компании «Сергей Киселев и Партнеры» это не только обзор работ одной студии – это во многом взгляд на значительную часть истории становления новой московской архитектуры.

Стартовали из 5-го Монетчиковского переулка, от здания, в верхнем этаже которого располагается офис мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» – оно стало первым объектом  программы. Постройка, возведенная в середине 1990-х годов на крыше советского бомбоубежища, объединяет в одно целое здания, воспроизводящие (с разной степенью точности) некогда существовавшие на этом месте дома – и новый объем, примыкающий к ним со стороны двора. Это был один из первых московских опытов архитектуры, акцентирующей соединение «старого с новым» – имитируя таким образом естественное развитие городской среды. Кроме того, для мастерской это был принципиальный шаг – построить для себя постоянную офисную площадь в центре города, собственное «гнездо». Надо сказать, что в Москве до сих пор немногие архитектурные мастерские обитают в зданиях собственной постройки – помимо «Сергея Киселева и Партнеров», на ум приходят только бюро Алексея Воронцова и Никиты Бирюкова в Филипповском переулке.

Пока автобус переезжал от одного объекта до другого, Сергей Киселев непрерывно что-то рассказывал, шутил и делился с присутствующими разного рода закулисными подробностями из истории своих проектов, что вызывало самый оживленный и неподдельный интерес у слушателей.

Второй объект экскурсионной программы, показанный Сергеем Киселевым, располагается по соседству с мастерской на улице Бахрушина. Это офисный центр, который сейчас занимают «Мегафон» и «ВТБ» – один проектов начала 2000-х гг., который вел Вячеслав Богачкин.

Следующими оказались два жилых дома, принадлежащих к периоду, когда одним из ГАПов компании «Сергей Киселев и Партнеры» был Сергей Скуратов – на Большой Полянке и в Зубовском проезде. Оба здания выдержаны в характерной для мастерской сдержанной стилистике. Дом в Зубовском проезде – одно из известных московских зданий конца девяностых – времени, когда «лужковский стиль» сменялся спокойным и деликатным, особенно в центре города, модернизмом. Он воспет критиками за почти японский лиризм архитектурного решения – силуэт дерева на фоне полосатой стены и прочие тонкачества.

Однако для мастерской с домом в Зубовском проезде связаны также и другие, в большей степени прагматические решения – здесь архитекторы впервые опробовали технологии компьютерного моделирования движения вокруг здания, доказав с помощью видеоролика согласующим инстанциям тот факт, что на этом месте возможен 6-этажный дом вместо разрешенного в порядке «регенерации» 3-этажного. Город получил дом, номинированный в 2001 году на «Золотое сечение» и обласканный критиками, заказчик приобрел 5927 кв. м – почти в семь раз больше первоначально разрешенных для этого участка 870-ти кв. м. А мастерская «Сергей Киселев и Парнеры» освоила новую, теперь активно используемую и очень любимую технологию моделирования проектов с помощью компьютерной анимации. А также – репутацию архитекторов, едва ли не владеющих легендарным «пятым измерением» – способных значительно увеличить объем проектируемого здания и предоставить заказчику максимум желаемых площадей. Не навредив при этом городу, позвольте заметить. Кроме всего прочего, дом в Зубовском оказался еще и первым для мастерской опытом использования на фасадах керамогранита с дорогим скрытым, незаметным снаружи креплением.

Следующим пунктом маршрута стала набережная Москвы-реки в районе Тружениковых переулков и Саввинской набережной. Здесь, на водянистом и непрочном грунте, «Сергей Киселев и Партнеры» недавно возвели жилой дом – не очень высокую, но компактную башню, фасады которой отличает очень старательная (что в Москве, увы, нечасто встречается) «раскладка» пластин керамогранита. Квартал, прилегающий к этому дому, мастерская «разрабатывает» уже давно: рядом, на Саввинской набережной предполагалось реконструировать старую текстильную фабрику, сохранив существующие корпуса и выстроив поверх них (но не опираясь на слабый фундамент) длинную «балку» с двумя новыми этажами. За время существования проекта концепция изменилась – теперь на месте фабрики будут жилые дома, заводские корпуса снесут и на их месте выстроят здания, похожие по размеру и ритму окон на фасаде. В одном из вариантов над домами даже нависает протяженный объем – прежде вынужденный, а теперь декоративный.

Жилой дом 2002 года в 1-м Тружениковом переулке, расположенный неподалеку – спокойный, но стильный и очень аккуратный. Его жильцы за прошедшие годы ни капельки не испортили фасад и не повредили архитектуре дома. Дом замечателен также тем, что, будучи построен, он распродался почти моментально.

Добираясь до следующего пункта программы – офисного центра «Эрмитаж-Плаза», экскурсанты проехали мимо знаменитого дома в Левшинском переулке – спроектированного Ильей Уткиным при поддержке мастерской Сергея Киселева, и взглянули на реконструкцию дома в Чистом переулке, расположенного прямо напротив резиденции Патриарха. Фасад этого дома, образец модерна начала XX века, был отреставрирован, а сам дом – реконструирован, причем его внутренняя площадь увеличилась почти вдвое – с 1300 кв. метров до 2375 – за счет добавленного подземного гаража и дополнительного объема со стороны двора. Площадь стала больше, а квартир (sic!) меньше – всего две квартиры на весь дом. Дом, разумеется, получился роскошным. Он также уникален качеством использованных материалов, уровнем инженерного оборудования и безопасности – по некоторым параметрам сравнимой с уровнем безопасности здания кремлевского Сената, которую «Сергей Киселев и Партнеры» переоборудовали под резиденцию президента РФ несколькими годами ранее.

Около «Эрмитаж-Плазы» экскурсанты несмотря на внезапное похолодание решили все же выбраться из автобуса – тем, кто не испугался непогоды, представилась возможность зайти во внутренний двор, обыкновенно бдительно охраняемый от посторонних, и пофотографировать внутреннюю пешеходную улицу комплекса. Сергей Киселев подробно рассказал историю этого проекта – ставшего результатом заказного конкурса и старательно вписанного в городскую среду. Это здание получилось действительно удачным – оно быстро и успешно нашло своего арендатора (им стал Билайн), и было отмечено многими профессиональными премиями. Дом действительно хорош: со стороны «Маяковки» его длинный и строгий каменный фасад величественен, со стороны Самотеки – гибкий стеклянный нос энергичен и очень современен, хотя прекрасно соседствует с амирным флигелем.

Следующая остановка предполагалась на гигантской стройке комплекса «Миракс-Плаза» – самого крупного реализуемого на данный момент объекта мастерской «Сергей Киселев и Партнеры». Этот комплекс сейчас хорошо известен – он стал вторым архитектурным брендом Миракс-Групп после башни Федерация – и кажется, строят его даже быстрее. Однако менее известно, что несколько лет назад на этом месте собирались построить не деловой центр с двумя башнями, а большую московскую «ИКЕЮ» - «Сергей Киселев и Партнеры» даже сделали вариант проекта. Также не все знают, что проект строящегося комплекса был создан первоначально не для Миракса, а для другого девелопера, который затем продал участок компании Миракс-Групп вместе с архитектурным проектом. Последний внес лишь несколько изменений – в частности, «срезал» объемы башен по косой плоскости.

Далее экскурсанты увидели два автосалона, спроектированные мастерской Сергея Киселева – один, исковерканный позднейшим перестройками, для компании Субару на Аминьевском шоссе, другой с более удачной судьбой – Инфинити на Ленинском проспекте. Этот последний проектировали первоначально с названием «Торговый дом Товары из Санкт-Петербурга». Проект холодноватого, строгого и одновременно легкого здания был номинирован на «Золотое сечение» 2000 года. Затем проект перепродали дилерам автомобилей «Ауди», которые вскоре стали эксклюзивными дистрибьюторами «Инфинити» – в результате здание обогатилось фирменным тыквообразным объемом.

Недалеко от Черемушкинского рынка посреди 12-15 этажной застройки возвышается стройный жилой дом, чем-то похожий на «цековские» дома восьмидесятых. Его объем кажется составленным из красных и розовых кирпичных параллелепипедов разной высоты, сросшихся между собой в подобие ступенчатой башни. Сейчас дом изуродован лоджиями, его сложно узнать и почти невозможно фотографировать. Дом задумывался еще в 1994 г., это одна из самых ранних показанных на экскурсии построек. В те годы здание удалось построить столь высоким, доказав при согласовании, что объем, поставленный под углом 45 градусов к окружающим его домам, возвышаясь, объединит вокруг себя окружающую застройку и завершит композицию квартала. 

Через несколько минут автобус был уже у «Авангарда», который, к слову сказать, стоит на фоне квартала «Царское село» из розово-кирпичных «цековских» домов. Сопоставление позволяет представить себе, насколько разительно изменились представления о жилье за прошедшие десять лет. Правда, не всем это сопоставление по душе – по количеству протестов жителей «Авангард» побил, по словам Сергея Киселева, все рекорды. Это неудивительно – дома-то вокруг цековские, их жители особенно не привыкли к строительству поблизости. Между прочим, «Авангард» низкобюджетный проект, его фасады сделаны из минерита – сравнительно нового для России отделочного материала, который изготовляется по финской технологии. Из всех известных вентилируемых фасадов эти – самые дешевые. Однако у фасадных панелей, которыми отделан «Авангард», есть одна особенность – они самоочищающиеся, поэтому дом не будет тускнеть – а будет сохранять пеструю расцветку, которая делает его привлекательным пятном в ряду монотонной застройки.

За трехчасовую экскурсию Сергей Киселев успел показать наиболее важные «события» творческой биографии мастерской. У слушателей сложилось отчетливое представление о  истории развития архитектуры мастерской Сергея Киселева, о том, как рос масштаб заказов, начиная от небольшой площади жилых домов до гигантских «плаз», о том, как трансформировался стиль. Неизменными остались только основные принципы Сергея Киселева, которые он отметил в своем интервью – всегда быть уместным и умелым, искать разумный компромисс одновременно с городом и заказчиком.

Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза» (проектирование 2003-2004 гг.)
zooming
Офис мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» в 5-м Монетчиковском пер. (проектирование 1995 г.)
zooming
Административное здание на ул. Бахрушина. (проектирование 2000 г.)
zooming
Жилой дом в Зубовском пр. (проектирование 1997-99 гг.)
zooming
Жилой дом в Левшинском пер. (проектирование 2000-2002 гг.)
zooming
Реконструкция жилого дома в Чистом пер. (проктирование 1996-97 гг.)
Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза» (проектирование 2003-2004 гг.)
Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза» (проектирование 2003-2004 гг.)
Сергей Киселев у жилого дома во 2-м Тружениковом переулке. (проектирование 2002-2003 гг.)
Жилой дом во 2-м Тружениковом переулке (проектирование 2002-2003 гг.)
zooming
Жилой дом в Тружениковом пер., вл. 15а (проектирование 2001 г.)
zooming
Комплекс жилых зданий на территории промышленного предприятия «Гардтекс». Проект. 2001-2002 гг.
Административно-торговый комплекс на ул. Кульнева
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
zooming
Станция технического обслуживания автомобилей Subaru (проектирование 1998-99 гг.)
zooming
Многоэтажный жилой дом на Ленинском проспекте, 7. Строительство: 1995-2000 гг.
Жилой комплекс «Авангард» (проектирование 2003-2004 гг.)
Архитектор:
Сергей Киселев

25 Июня 2008

Похожие статьи
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.