В будущее с надеждой

Итоги спецпроекта «Будущее. Метод» на фестивале «Зодчество»–2014 подводят его куратор Оскар Мамлеев и студенты – участники проекта.

mainImg
Архи.ру:
– Какие вы ставили перед собой задачи как куратор?

Оскар Мамлеев:
– С самого начала основная задача виделась в том, чтобы не отвечать прямо – «что такое архитектура будущего в России», потому что это вопрос скорее риторический, и очень сложно дать на него адекватный ответ. Скорее, мы хотели дать повод задуматься о современном состоянии архитектуры и перспективах ее развития в России.

– Что, в итоге, было показано в рамках выставки?

По сравнению с первоначальным замыслом наша выставка была несколько скорректирована. Ее составили две экспозиционные части длиной 12 метров каждая. На одной из них были две фотографии: известный снимок студентов ВХУТЕМАСа с макетами и постановочное фото современных студентов в окружении макетов. Между ними были размещены ответы российских и зарубежных архитекторов на вопрос «Что такое в вашем понимании архитектура будущего?». Среди респондентов были руководитель бюро «Снёхетта» из Осло Хьетиль Торсен, Ким Нильсен из копенгагенского 3XN, немецкий инженер Вернер Зобек, наши архитекторы – Николай Лызлов, Андрей Чернихов, Наринэ Тютчева, Алексей Муратов, Левон Айрапетов и другие. Также там были высказывания молодых – победителей различных конкурсов: NEXT, «Умный дом» и т.д. Текст при этом чередовался с изображениями проектов международного конкурса Archiprix, который совпадал с нашей экспозицией по идеологии: там побеждают интересные, перспективные работы, предлагающие решения актуальных проблем.
Оскар Мамлеев
Изображение предоставлено Оскаром Мамлеевым

Вторая часть экспозиции была посвящена архитектурному колледжу Александра Ермолаева, самарской мастерской Сергея Малахова и Евгении Репиной и школе МАРШ. Экспозиция Ермолаева показала методику, результатом которой является не столько проект, но нечто большее, наполненное интеллектуальным содержанием. Глядя на эту экспозицию, понимаешь, что молодых людей в колледже готовят к пониманию социальной ответственности профессии будущего.
Экспозиция раздела «Будущее. Метод» на «Зодчестве»-2014. Фотография предоставлена Оскаром Мамлеевым

С таким же настроением воспринималась экспозиция самарцев. Малахов и Репина давно занимаются вопросами сохранения среды старого города, и их часть выставки рассказывала о том, что творится с исторической Самарой сегодня, как целыми районами сносятся старые постройки, и на их месте возводятся огромные, чудовищные сооружения. Ребята-студенты мастерской представили своеобразное эссе, где обозначили существующие проблемы города и ответили на вопрос: какой стимул нужен, чтобы не уезжать, а продолжать жить в родном городе. Должен сказать, что «Зодчество 2014» сильно отличалось от фестивалей предыдущих лет, когда просто показывали постройки и проекты бюро из разных российских городов. В этот раз мы не просто фиксировали сложившуюся ситуацию в отечественной архитектуре, но и получили информацию о понимании молодыми людьми своей ответственности за профессию.
Экспозиция раздела «Будущее. Метод» на «Зодчестве»-2014. Фотография предоставлена Оскаром Мамлеевым

Многим посетителям фестиваля понравилась экспозиция школы МАРШ: там были представлены дипломные работы ее первого выпуска, а также очень интересные макеты к проекту, заказанному Музеем современного искусства «Гараж». Заданием было спроектировать павильон к 100-летию российской выставки на Венецианской биеннале.
Экспозиция раздела «Будущее. Метод» на «Зодчестве»-2014. «Елка» объединения «АрхКузница». Фотография предоставлена Оскаром Мамлеевым

Кроме того, мы показали две «татлиновские» елки объединения «Архкузница» – детища Петра Виноградова: варианты того, что ими было сделано прошлым летом в Выксе на фестивале «Арт-Овраг». Молодые архитекторы из бюро «Новое» поставили в центре нашей площадки экран с планом некоего города: когда зритель приближался к этому экрану, план постепенно превращался в фасады, а затем «выравнивался» в прямую линию: как будто ты уходишь в будущее и там растворяешься – элегантная работа.
Экспозиция раздела «Будущее. Метод» на «Зодчестве»-2014. Фотография предоставлена Оскаром Мамлеевым

– Но в рамках вашего проекта была не только «традиционная» экспозиционная часть, но и семинар?

– Да, на этой же выставочной территории мы провели семинар, в котором приняли участие ребята из Казани, Самары и Москвы. Им тоже была поставлена задача – высказаться на тему «Что такое архитектура будущего в России?». Там было три команды. Самарцы, как и в случае с экспозицией мастерской Малахова и Репиной, показали ряд острых проблем своего города, а в итоге представили предложение по гуманизации среды.

Очень интересно выступила группа с кафедры «Дизайн среды» МАРХИ. Они не делали конкретного проектного предложения, решив, что попытки представить архитектуру будущего на отдаленный период при таком быстром темпе развития, как сейчас, могут вызвать лишь улыбку. Студенты сочинили историю под названием «Исповедь одного архитектора», разобрав различные ситуации в городе N-сква и с сарказмом описав все его проблемы: отношение к памятникам архитектуры, заигрывание государства с церковью, также они «прошлись» по проблемам дефицита общественных пространств, транспорта и т.д. Вот цитата: «Псевдоолигархи заказывают псевдотворцам из псевдозарубежа псевдоархитектуру за псевдоденьги для псевдохорошей жизни». А заканчивается все это исповедью другого архитектора, который, упомянув, что он «неправильный» архитектор, описывает, как на самом деле надо работать – по-честному. Эта команда оформила свою работу как брошюру, которую, я надеюсь, мы еще опубликуем.
Саида Бакаева, Андрей Лобанов, Дарья Макеенко, Дарья Свистова. «Мегаполис» – работа, созданная в рамках семинара на выставке «Будущее. Метод»
Саида Бакаева, Андрей Лобанов, Дарья Макеенко, Дарья Свистова. «Мегаполис» – работа, созданная в рамках семинара на выставке «Будущее. Метод»

– Как понимаю, было особенно важным соединить выставку с более «реактивной», творческой и образовательной составляющей?

– Началось все с того, что кураторы «Зодчества»-2014 Андрей и Никита Асадовы выразили надежду, что наш проект может получиться живым, потому что статичные экспозиции можно посмотреть и не все понять, а «активный» проект дает пространство для реакции и отклика. Моим помощником на семинаре был Егор Орлов, выпускник КГАСУ, автор очень интересной дипломной работы «Киберотопия. Смерть аналоговых городов», которая тоже вошла в нашу экспозицию. Я пригласил Тотана Кузембаева, Юрия Виссарионова, Николая Лызлова, Сергея Малахова, которые приняли участие в обсуждении семинарских проектов. Для студентов также была важна сама атмосфера диалога, общение с известными мастерами.
zooming
Презентация работы на семинаре, прошедшем в рамках выставки «Будущее. Метод». Фотография предоставлена Оскаром Мамлеевым

– Из вашего кураторского замысла получается, что будущее – это молодежь, новые архитекторы. А как вы, как педагог с большим стажем, оцениваете уровень оптимизма среди молодежи? Готовы ли они пытаться изменить мир к лучшему?

– Сейчас, конечно, поводов для оптимизма и у молодых ребят, и у умудренных опытом архитекторов не очень много. Но очень важно понимать, что, если бы люди не пытались высказать свое мнение о настоящей ситуации и не демонстрировали свою социальную активность, то нельзя было бы и говорить о том, что у них есть оптимизм. Такие действия уже служат стимулом, дают надежду на то, что люди будут противостоять странным событиями, порой происходящим вокруг нас, и одна из самых серьезных проблем – это непрофессионализм. Есть надежда на изменения к лучшему. В этом плане молодые архитекторы – оптимисты, хотя вслух они говорят о грустном. Важно то, чтобы педагоги, мастера своего дела, опытные архитекторы не только передавали студентам профессиональные, ремесленные навыки, но и воспитывали у них понимание того, где и как они живут, чтобы молодые архитекторы своими работами старались если не улучшить, то хотя бы не ухудшить город.
zooming
Экспозиция раздела «Будущее. Метод» на «Зодчестве»-2014. Фотография предоставлена Оскаром Мамлеевым

– Наши молодые архитекторы – неужели все они имеют активную социальную позицию?

– Нельзя сказать, что все. Когда я работал в жюри конкурса, проходившего в преддверии «Зодчества», то видел работы студентов и молодых архитекторов. Раздел молодых архитекторов выглядел довольно тоскливо. Я считаю, что в будущем стоит изменить фестивальную идеологию. Просто показывать реальную ситуацию, никоим образом ее не комментируя, неправильно. У нас есть масса интересных молодых ребят, я очень люблю молодежь и стараюсь поддерживать любые их начинания. Если бы эти архитекторы тоже принимали участие в «Зодчестве», то и у нас было бы больше оптимизма.

Со студенческими работами дело обстоит лучше, но, как всегда, есть известные лидеры среди школ, которые и на смотрах-конкурсах отличаются в лучшую сторону от остальных. Но их не так много, и в итоге не набирается достаточно интересных работ, которые стоит рекомендовать для показа на выставках, награждения дипломами и т.д.

– Вы упомянули талантливых молодых архитекторов, которые не подали свои работы на «Зодчество». Почему же они решили не участвовать?

– Это распространенная позиция, не только у этих молодых людей. Я сам лет пять вообще не ходил на «Зодчество», потому что там постоянно показывали одно и то же. Такая же реакция и у многих моих друзей. Я предлагал ответить на вопрос об архитектуре будущего нескольким известным архитекторам, но они, услышав слово «Зодчество», сразу отвечали, что никогда не принимали и не будут принимать участие в этом фестивале. Пока, к сожалению, существует очень большая разница между «Зодчеством» и «АрхМосквой». «АрхМосква» – это всегда некая интрига, поиск проблемы, привлечение новых людей и новых идей. Барт Голдхорн в этом плане – молодец, он организовал конкурс молодых архитекторов NEXT, благодаря которому мы узнали совершенно потрясающих ребят с нестандартным мышлением, которое и является залогом успеха в профессии. Если будет изменена идеология «Зодчества», то и участие в нем будут принимать гораздо больше архитекторов.

– Давайте вернемся к проблеме образования и его связи с реальностью, которая нас редко радует. Как надо готовить молодых архитекторов к реальной практике за стенами вуза? И стоит ли вообще это делать?

– Все очень просто: сама система образования должна быть скорректирована. Нельзя доводить академическую схему до абсурда. Понятно, что такие институции, как высшие школы – это огромные лайнеры, которые не очень мобильны и с трудом меняют свой курс. Но, тем не менее, если мы видим на горизонте цель, то должны корректировать наше движение, чтобы в итоге все же прийти к этой цели. Существует масса методов архитектурного образования, очень отличающихся друг от друга. Есть немецкие школы, особенно архитектурные факультеты технических университетов, где сильный крен делается в сторону технических дисциплин. Там есть отличные кафедры и специалисты по смежным дисциплинам. Работы студентов этих вузов очень серьезно проработаны.

Лучшие английские школы наполнены поэтикой, уходят в сторону фантазии. Решая серьезные проблемы, студенты там делают предложения, на первый взгляд, не очень реалистичные. Но ведь на знаменитых конкурсах «бумажной архитектуры», с точки зрения далеких от архитектуры людей, побеждали «абсурдные» работы. Но когда вы видите нестандартное предложение, оно побуждает вас поразмышлять на данную тему самому и, может быть, прийти к новаторскому решению. К сожалению, во многих отечественных архитектурных школах нет таких подходов, а учебные программы и задания не меняются десятилетиями, хотя в вузах есть и блестящие педагоги, и талантливые студенты. Мне кажется, что нужно смелее проводить реорганизацию.

– Я имела в виду даже не то, что образование фантазийно или, напротив, реалистично, а то, что атмосфера школы «идеальна». Студент в комфортной среде развивает свои идеи, его поддерживают. А потом он оказывается в реальной жизни, где приходится лавировать между заказчиками, чиновниками и т.д., а новые, интересные идеи далеко не всегда находят положительный отклик.

– Я сейчас говорил о методике, а вы затронули квалификационный вопрос. В какой именно методике вы работаете – это не столь важно, а ключевым моментом является профессионализм и понимание как технических, так и всех остальных вопросов. Почему во всех странах приоритет отдается не отдельным архитектурным вузам, а университетам с архитектурной школой в его составе? Потому что на тех же технических кафедрах работают высококлассные специалисты-практики, которые держат руку на пульсе развития профессии. Они прекрасно знают, какие бывают современные материалы и технологии, и этому учат студентов. Нельзя же по учебникам 20- и 30-летней давности учить ребят стоечно-балочной системе. Каждый педагог должен самосовершенствоваться, и преподавать может только человек, который сам постоянно учиться. На прошедшем в декабре в четвертый раз Московском урбанистическом форуме я не видел педагогов МАРХИ – за некоторым исключением. В то время как архитекторы-практики постоянно бывают на таких мероприятиях, потому что там обсуждаются интересные темы – не только узкопрофессиональные, а охватывающие весь спектр проблем города. Профессионализм, уровень, квалификация – это главное. Можно закончить разные школы, но если ты достиг определенного уровня мастерства в профессии, то это и есть залог успеха. Но, конечно, архитектурные мастерские у нас далеко не все идеальны, потому что большое давление на них оказывает строительный комплекс, и приходится использовать те технологии, которые не меняются десятилетиями. Многие вчерашние студенты, попадая в такие бюро, соглашаются работать в этих рамках ради зарабатывания денег, ну а когда результат их труда показывают на фестивале «Зодчество», то он оказывается далек от идеала.

Т. Трусова, А. Бенца, К. Рыкова, А. Каракашян. «Чепуха» – работа, созданная в рамках семинара на выставке «Будущее. Метод»


Участники семинара на выставке «Будущее. Метод» – студенты 5-го курса МАРХИ, кафедры «Дизайн архитектурной среды»
 

Саида Бакаева:
«Зодчество – это искусство проектировать. Цель фестиваля – это повышение уровня архитектурной и градостроительной деятельности в России с помощью выставок, лекций, презентаций и дискуссий. Анализируя три дня фестиваля, можно смело заявить об успешно достигнутой цели: он привлект не только профессионалов, но и широкую публику, что, я уверена, принесет свои плоды. Осознание, погружение, соприкосновение – вот слова-синонимы «Зодчества»–2014.
Поучаствовав в воркшопе на тему «Архитектура будущего», я поняла, насколько важно давать людям свободу мысли, свободу фантазии, свободу действия. Не ограничивать и не ставить рамки. Только благодаря этому, я и моя команда смогли преодолеть «рамки» и сделать работу, которая отражала бы «утопию» нашего будущего – мир, отмечающий каждый день «день победы» над здравым смыслом!»

Анаида Каракашян:
«Зодчество. Много материала, возможность отвлечься, осмотреться.
Другая обстановка, другой формат. Воркшоп. Возможность оторваться, сыграть в игру, перестать быть серьезными, постоянно занятыми. Посмотреть просто на такую важную тему, как будущее. Заставило задуматься...
А почему бы нам не быть свободными всегда, работать, играть и получать удовольствие?!»

Дарья Свистова:
«Зодчество-2014 стал моим первым шагом выстраивания новых отношений в профессиональной среде архитекторов, проектировщиков, художников, педагогов. В одном пространстве сосуществовали архитектурные школы, независимые проекты, «мастеровитые» архитекторы. Фестиваль стал индикатором моего места в профессиональной среде и оказался правдоподобным отражением этой среды. Контрастные экспозиции в соседстве друг с другом подчеркивали разобщенность проектного мира, живущего в подобных противоположностях: пафос и естественность, сложность и простота, искренность и фальшь, компромисс и беспрекословность. Искусственная выстроенность экспозиции читалась разве что во внешней форме – намеке на связь с архитектурой. Я не увидела на выставке экспозиций абсолютных, несомненных, идеальных, но именно поэтому фестиваль показался прямым и честным, как сама жизнь.
Воркшоп «Архитектура будущего» в секции «Будущее. Метод» – это не столько фантазии о будущем, сколько переживание настоящего, еще один повод остановиться и осмыслить сегодняшний день. Мне важно делать такие остановки, паузы. А воркшоп – это всегда пауза и попытка осмыслить весь свой опыт с иной позиции. В учебном процессе института бесконечные рамки приводят к зашоренности, закрытости, узости взгляда, а значит, закостенелости проектных решений. Черствость, однозначность, монументальность, «вечность» в архитектуре, мне кажется, равноценны провалу, потому что означают смерть. О жизни говорит гибкость, подвижность, изменяемость, легкость. И эту легкость дает только постоянное выдергивание себя из святой уверенности в собственной важности, авторитетности проектов. Мой малый проектный опыт был не перечеркнут, но скорректирован под влиянием воркшопа. И мне жаль, что титулованные архитекторы не прошли подобный путь на «Зодчестве» в те три дня. Мир стал бы лучше.»

Диана Мариничева:
«Я впервые участвовала в таком фестивале, где была затронута тема очень близкая мне духовно. Чувствовалось участие и взаимодействие в попытке найти выход из сложившегося настоящего дня в завтрашнее будущее. Всегда волновал вопрос: а что же будет завтра? Было очень здорово обсуждать проекты, касающиеся нашего будущего, в таком сплоченном кругу. Для меня коллективное обсуждение на таком уровне было, пожалуй, самым важным событием, поскольку я чувствовала наше хоть и маленькое, но участие в общем деле, чувствовала, что от нас ждут идей и открытий, которые смогут в будущем помочь нашей жизни и жизни наших детей. Меня действительно поразило то, как мы всеми общими силами участвовали в общем деле. То, как люди разных возрастов делились мыслями и предложениями, и как яростно каждый из нас пытался донести свои идеи, как с уважением и благосклонностью к ним относились слушатели – поддерживали и давали советы. Самое важное – это то, что фестиваль заставляет каждого хоть на один момент задуматься о завтрашнем дне, и, возможно, кто-то после посмотрит на эту важную сторону нашей жизни – будущее – совсем по-другому. С большой благодарностью за предоставленную возможность участия в таком важном деле.»

Мария Широва:
«В просторах Гостиногo двора было интересно, простая организация и тема фестиваля позволила вновь обратить внимание на авангардное прошлое, идеи которого ценятся и по сей день. Хороший подбор фотографий и работ позволили вдохновиться и поучаствовать в воркшопе Оскара Раульевича Мамлеева. Тематика его воркшока обращена к фестивалю и сподвигла нас на переосмысление и осознание будущего, его возможного и невозможного изменения. Нам была дана полная свобода в проектировании любого объекта и любой концепции. Также помогал вести проектный процесс Егор Орлов, которому пришлось выслушивать и развивать наши туманные идеи и запутанные мысли. Его способность задавать и изменять направление развития идеи помогла нам создать концепцию проекта «Тюрьма переосмысления». Суть этого проекта – в том, чтобы создать такое пространство в антиутопическом будущем, которое позволит человеку задуматься о настоящих ценностях нашего существования. И хочется его поблагодарить за поддержку и вдумчивость. Было очень здорово попробовать себя в новом формате, отличающегося от учебных проектов нашего института. Хотелось бы видеть будущие фестивали «Зодчество» в более «наполненом» состоянии, чтобы там было как можно больше воркшопов и других мероприятий, а также участников.»

03 Февраля 2015

Пресса: Фестиваль «Зодчество-2014» - кураторский порыв назло...
В конце декабря в Гостином дворе прошел 22-й Международный фестиваль «Зодчество-2014», ситуативным контекстом которого стала профессиональная рефлексия по поводу последствий для строительной практики двукратной девальвации рубля.
Пресса: Эдхам Акбулатов, мэр Красноярска: «Стремительное...
Экспозиция Красноярска стала одной из самых ярких на XXII международном фестивале «Зодчество» в Москве. Сибиряки привезли в столицу новый генеральный план развития города. Мэр Красноярска Эдхам Акбулатов рассказал, какой опыт Москвы может быть полезен городу, зачем он планирует реорганизовывать промзоны в промышленном сердце Сибири и как изменится Красноярск к проведению Универсиады-2019.
Пресса: В Москве прошел Международный фестиваль «Зодчество»
В Москве прошел Международный фестиваль «Зодчество». Его тема звучала довольно сложно – «Актуальное. Идентичное», с посвящением 100-летию русского авангарда. Организаторы объяснили, что, соединяя прошлое с настоящим, современные архитекторы формируют будущее. Тем самым у них в руках – ключ к зарождению нового авангарда.
Пресса: Северный эпос
Архитектурная мастерская «Атриум» открыла мощный источник вдохновения в традициях и природе Якутии, когда разрабатывала конкурсную концепцию для международного центра Олонхо в Якутске. Сооснователь мастерской, архитектор Антон Надточий призывает не забывать о культурах малых народов в разговоре о российской идентичности.
Загадки русской души
Участникам фестиваля «Зодчество» удалось перевести его опасную тему – идентичность, в единственно адекватную плоскость: нервной рефлексии на грани абсурда. Сохранив невозмутимое выражение лица.
Пресса: Ольга Бумагина: Детский сад как центр притяжения
Главный архитектор и гендиректор мастерской ППФ «Проект-Реализация» Ольга Бумагина убеждена в том, что социальные объекты не должны являться довеском к жилой застройке, а вполне могут стать центрами притяжения в жилых кварталах.
Пресса: Большая встреча с кураторами фестиваля «Зодчество-2014»
12 ноября 2014 года на площадке архитектурной школы МАРШ состоялся круглый стол «Специальные проекты фестиваля «Зодчество-2014». Кураторы, среди которых Андрей и Никита Асадовы, Елена Гонсалес, Александр Змеул, Оскар Мамлеев, Елена Петухова, Алексей Комов, Вероника Харитонова, Александра Селиванова и Борис Кондаков, рассказали присутствующим о философии своих выставочных проектов, их профессиональной и общественной направленности, а также поговорили об идентичности российской архитектуры.
Загадки русской души
Участникам фестиваля «Зодчество» удалось перевести его опасную тему – идентичность, в единственно адекватную плоскость: нервной рефлексии на грани абсурда. Сохранив невозмутимое выражение лица.
Антон Шаталов: «В Сибири для пассионариев наилучшая...
Куратор выставки «Прошлое, настоящее и будущее Красноярска» – о городе, который находится сейчас «на этапе социальной эволюции, когда людям предоставляется безграничный выбор возможностей для проявления себя».
Владислав Кирпичев: «Мы все живем запахами из детства»
Говоря о своей экспозиции на «Зодчестве» 2014, глава школы EDAS Владислав Кирпичев признался, что не делал попыток вписаться в тему фестиваля («актуальное идентичное»), – и между тем, кажется, сказал о ней очень многое.
Между прошлым и будущим
Публикуем кураторский манифест фестиваля «Зодчество», который пройдет 18–20 декабря в Гостином Дворе. Кураторы – Андрей и Никита Асадовы.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.