Воспитание архитекторов по-английски

Учеба в London Metropolitan University и трактовка профессии архитектора в Великобритании.

mainImg
London Met – это один из самых многонациональных вузов Англии. Здесь учатся студенты из 170 стран мира, в том числе – много русских. Архитектура преподается на факультете имени сэра Джона Кэсса (CASS) вместе с другими творческими курсами.

Свою учебу на звание бакалавра я начал с подготовительного курса (foundation year). Этот курс более всего пригодится тем, кто не очень уверенно владеет английским языком, или тем, кто раньше не имел дела с обучением по творческим специальностям. В моем случае этот год был полезен как художественная подготовка. Нулевой год направлен на развитие основных умений: рисования, композиции, фотографирования, а также написания текстов. Хотя на этом уровне не стоит ожидать архитектурного обучения как такового, этот курс позволяет привыкнуть к английской образовательной системе и к способу работы с преподавателями, и освоенные навыки помогут более эффективно действовать в будущем. Задачи, поставленные перед студентами – это обследование зданий, изготовление модели архитектурной детали, дизайн какого-нибудь устройства и очень много коротких сочинений. По окончании этого курса можно не только продолжить обучение по специальностям «архитектура» или «архитектура интерьеров», но и еще по ряду других курсов. Нагрузка нулевого года – всего два дня в неделю: это позволяет студентом дневной формы обучения еще и подрабатывать, но надо учесть то, что учебный план предусматривает много самостоятельной работы. С первого по третий курс нагрузка становится больше – три дня в неделю, но, чтобы успеть выполнить все задания, многие приходят на факультет каждый рабочий день, включая субботу.
Выставка работ студентов нулевого курса. Фото © Руперт Шишко

На первом курсе обучение проводится в большой группе студентов – будущих архитекторов и проектировщиков интерьеров, поскольку первый курс у этих специальностей практически не отличается. В целом, первый курс многим похож на нулевой, но его основной фокус – это уже именно архитектура. Структура учебного года – это постоянное увеличение масштаба проектов, начиная с задания на проектирование мебели или устройства, затем – дизайна выставки, а заканчивая проектом небольшого здания в сложившейся городской среде. Нагрузка постоянно увеличивается, так как, наряду с растущей сложностью задач и решений, со временем уделяется все больше внимания различным «частностям» и техническим деталям, но переход от приятных к серьезным проектам – плавный. Чтобы приучить студентов к совместному труду, много проектов делается в группах, и такие групповые задачи составляют важную долю от финальной оценки – как на нулевом, так и на первом курсе.
Обследование здания павильона; 1-й курс. Фото © Руперт Шишко



Обучение на втором и третьем курсах проводится в группах по 20–30 человек, так называемых studios (мастерских). Каждая проектная студия имеет свою собственную тему, которая каждый год меняется. В зависимости от темы студии, студенты могут заниматься жилой средой, коммерческой или культовой архитектурой, отношением между ландшафтом и архитектурой или восстановлением запущенной городской среды. На этом этапе студенты должны более тесно сотрудничать с преподавателями на основе индивидуальных учебных планов. Обычно студию ведут два педагога, причем большинство преподавательского состава составляют практикующие архитекторы. Работа в студии не только дает возможность дважды в неделю обсуждать свои проекты с преподавателями, но еще и видеть решения своих сокурсников. Преподаватели CASS часто говорят о том, что на «обычных» занятиях можно узнать много, но и друг от друга студентам тоже можно многому научиться.

Ежегодно в конце ноября каждая студия отправляется в экскурсию в одну из стран Европы. Кроме того, иногда работающие в лондонских бюро преподаватели приглашают студентов посетить спроектированные ими здания – готовые или еще строящиеся. В целом, учеба в студии – это как будто работа в архитектурной мастерской, где происходит постоянный обмен идеями и решениями. В конце учебного года студенты имеют возможность обсудить детали своих проектов с профессионалами различных отраслей извне вуза. Это в большей степени касается дипломников, поскольку их работы подразумевают более детальное исследование.
Выставка работ первокурсников. Фото © Руперт Шишко



В целом, на протяжении всего обучения проектирование составляет половину финальной оценки и является основной целью учебы на факультете CASS университета London Met. Технические предметы – это 25%, а история и теория архитектуры и искусства дает оставшуюся четверть набранных баллов. В Великобритании архитектура – это скорее творческая, чем техническая профессия. Британцы считают, что архитектор необязательно должен знать все про строительные технологии или конструкцию проектируемого здания, и именно поэтому здесь существуют разнообразные близкие к архитектурной образовательные программы, которые сосредоточены на технических аспектах работы архитектора. Например, это архитектурные технологии (architectural technology), гражданское и архитектурное инженерное дело (civil and architectural engineering), архитектурное проектирование и технологии (architectural design & technology), но эти программы не подразумевают дальнейшее получение лицензии архитектора и обычно не имеют продолжения на уровне магистра.

Поскольку «коммуникация» – очень важное умение, особое внимание уделено написанию текстов. От студентов требуют писать самые разные сочинения, но наиболее интересны короткие пояснительные тексты к проектам, например, по 200 слов, и, чтобы хорошо подобрать эти слова, иногда надо сильно потрудится. Такое внимание к «литературной» стороне профессии архитектора характерно для всех курсов, начиная с нулевого, но степень этого внимания все же зависит от преподавателя. Этот аспект учебы лично мне очень помог при работе в строительной фирме, где ежедневно надо было отвечать на десятки писем.
Совместный воркшоп 8-й студии CASS с немецкими студентами в Лейпциге в 2012. Фото © Руперт Шишко

Возможность следить за своим «развитием» предоставляется несколько раз в год на презентациях проектов, называемых «crit» (коллективный разбор студенческих работ). Кроме публичного представления проекта, это мероприятие служит стимулом для начала дискуссии между сокурсниками, преподавателями других студий и специально приглашенными гостями. «Crit» – это очень важный и напряженный день, но при этом и большой факультетский праздник.
Итоговая выставка учебного года. Фото © Руперт Шишко

Все время обучения на факультете CASS в London Met делается упор на нескольких направлениях: во-первых, это умение работать в коллективе, что крайне важно для архитектурной отрасли – как и для строительной сферы в целом. Во-вторых, это обширные исследования (research). Многих преподавателей более всего интересует не сам проект, а именно процесс его создания, в том числе – проведенные исследования окружающей среды и контекста, его влияния на будущих пользователей и т.д. При этом сразу бросается в глаза то, как много внимания уделяется человеку. «Человеческий подход» (human approach) и «обязанность заботиться» (duty of care) – это основные ценности, которые профессора стараются передать студентом. «Обязанность заботиться» – это, проще говоря, озабоченность качеством своей работы и ее влиянием на окружающих. Это важная роль архитектора в обществе как создателя пространства, ответственного перед людьми и перед средой. Это особая этика, которой архитектор должен следовать при разработке любых проектов, даже самых маленьких.
Очередь из желающих увидеть выставку в CASS. Фото © Руперт Шишко

Если говорить о более материальной стороне обучения, архитектурное отделение CASS очень хорошо оснащено технически. Кроме компьютерного зала, здесь есть станки лазерной резки, а также цех с оборудованием для работы с брусом, металлом и другими материалами. Доступны также 3d-принтеры разных размеров. В отличие от некоторых других архитектурных школ, в CASS студентам рекомендуют использовать разные материалы для моделирования разных проектов.
Выставка одной из студий. Фото © Руперт Шишко

Условия поступления – разные в зависимости от страны происхождения и выбранного курса, но они не более сложны, чем российские. Конечно, обязательно надо подтвердить свое знание английского языка, однако, кроме наиболее распространенного IELTS, London Met признает и другие сертификаты. Проще поступить на подготовительный курс, зачет по итогам которого обеспечит вам место на первом курсе. Процесс поступления очень прост: если вы отвечаете требованиям по оценкам и сертификату английского языка, вас приглашают на собеседование. Оно проходит в дружеской атмосфере; кроме презентации своего портфолио, надо еще поговорить с преподавателем об архитектуре, своих интересах и ожиданиях от учебы.
Выставка дипломных работ на степень магистра. Фото © Руперт Шишко



Время от времени в CASS читают лекции дизайнеры, инженеры, архитекторы из разных стран Европы и мира. Постоянно открыты выставки, причем экспозиции меняются несколько раз в год. Обычно их организуют студенты магистерских курсов, но иногда свои работы представляют и учащиеся бакалавриата. Ежегодно по окончании учебного года открывается общефакультетская выставка, где свои проекты выставляют все курсы и студии. Это очень важное событие в London Met, поскольку эта экспозиция открыта для широкой публики, причем для студентов старших курсов это также и возможность воспользоваться случаем и показать свои работы потенциальным работодателям, так как выставку посещают и профессионалы.

Важно подчеркнуть, что дорога к получению лицензии архитектора в Великобритании – довольно долгая. Звание бакалавра – это лишь первый шаг на этом пути, и прежде, чем возвратиться в вуз на магистерский курс, надо обязательно поработать один год в архитектурном бюро: это так называемый «year-out».

18 Сентября 2014

Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.