Воспитание архитекторов по-английски

Учеба в London Metropolitan University и трактовка профессии архитектора в Великобритании.

Автор текста:
Руперт Шишко

mainImg
London Met – это один из самых многонациональных вузов Англии. Здесь учатся студенты из 170 стран мира, в том числе – много русских. Архитектура преподается на факультете имени сэра Джона Кэсса (CASS) вместе с другими творческими курсами.

Свою учебу на звание бакалавра я начал с подготовительного курса (foundation year). Этот курс более всего пригодится тем, кто не очень уверенно владеет английским языком, или тем, кто раньше не имел дела с обучением по творческим специальностям. В моем случае этот год был полезен как художественная подготовка. Нулевой год направлен на развитие основных умений: рисования, композиции, фотографирования, а также написания текстов. Хотя на этом уровне не стоит ожидать архитектурного обучения как такового, этот курс позволяет привыкнуть к английской образовательной системе и к способу работы с преподавателями, и освоенные навыки помогут более эффективно действовать в будущем. Задачи, поставленные перед студентами – это обследование зданий, изготовление модели архитектурной детали, дизайн какого-нибудь устройства и очень много коротких сочинений. По окончании этого курса можно не только продолжить обучение по специальностям «архитектура» или «архитектура интерьеров», но и еще по ряду других курсов. Нагрузка нулевого года – всего два дня в неделю: это позволяет студентом дневной формы обучения еще и подрабатывать, но надо учесть то, что учебный план предусматривает много самостоятельной работы. С первого по третий курс нагрузка становится больше – три дня в неделю, но, чтобы успеть выполнить все задания, многие приходят на факультет каждый рабочий день, включая субботу.
Выставка работ студентов нулевого курса. Фото © Руперт Шишко

На первом курсе обучение проводится в большой группе студентов – будущих архитекторов и проектировщиков интерьеров, поскольку первый курс у этих специальностей практически не отличается. В целом, первый курс многим похож на нулевой, но его основной фокус – это уже именно архитектура. Структура учебного года – это постоянное увеличение масштаба проектов, начиная с задания на проектирование мебели или устройства, затем – дизайна выставки, а заканчивая проектом небольшого здания в сложившейся городской среде. Нагрузка постоянно увеличивается, так как, наряду с растущей сложностью задач и решений, со временем уделяется все больше внимания различным «частностям» и техническим деталям, но переход от приятных к серьезным проектам – плавный. Чтобы приучить студентов к совместному труду, много проектов делается в группах, и такие групповые задачи составляют важную долю от финальной оценки – как на нулевом, так и на первом курсе.
Обследование здания павильона; 1-й курс. Фото © Руперт Шишко



Обучение на втором и третьем курсах проводится в группах по 20–30 человек, так называемых studios (мастерских). Каждая проектная студия имеет свою собственную тему, которая каждый год меняется. В зависимости от темы студии, студенты могут заниматься жилой средой, коммерческой или культовой архитектурой, отношением между ландшафтом и архитектурой или восстановлением запущенной городской среды. На этом этапе студенты должны более тесно сотрудничать с преподавателями на основе индивидуальных учебных планов. Обычно студию ведут два педагога, причем большинство преподавательского состава составляют практикующие архитекторы. Работа в студии не только дает возможность дважды в неделю обсуждать свои проекты с преподавателями, но еще и видеть решения своих сокурсников. Преподаватели CASS часто говорят о том, что на «обычных» занятиях можно узнать много, но и друг от друга студентам тоже можно многому научиться.

Ежегодно в конце ноября каждая студия отправляется в экскурсию в одну из стран Европы. Кроме того, иногда работающие в лондонских бюро преподаватели приглашают студентов посетить спроектированные ими здания – готовые или еще строящиеся. В целом, учеба в студии – это как будто работа в архитектурной мастерской, где происходит постоянный обмен идеями и решениями. В конце учебного года студенты имеют возможность обсудить детали своих проектов с профессионалами различных отраслей извне вуза. Это в большей степени касается дипломников, поскольку их работы подразумевают более детальное исследование.
Выставка работ первокурсников. Фото © Руперт Шишко



В целом, на протяжении всего обучения проектирование составляет половину финальной оценки и является основной целью учебы на факультете CASS университета London Met. Технические предметы – это 25%, а история и теория архитектуры и искусства дает оставшуюся четверть набранных баллов. В Великобритании архитектура – это скорее творческая, чем техническая профессия. Британцы считают, что архитектор необязательно должен знать все про строительные технологии или конструкцию проектируемого здания, и именно поэтому здесь существуют разнообразные близкие к архитектурной образовательные программы, которые сосредоточены на технических аспектах работы архитектора. Например, это архитектурные технологии (architectural technology), гражданское и архитектурное инженерное дело (civil and architectural engineering), архитектурное проектирование и технологии (architectural design & technology), но эти программы не подразумевают дальнейшее получение лицензии архитектора и обычно не имеют продолжения на уровне магистра.

Поскольку «коммуникация» – очень важное умение, особое внимание уделено написанию текстов. От студентов требуют писать самые разные сочинения, но наиболее интересны короткие пояснительные тексты к проектам, например, по 200 слов, и, чтобы хорошо подобрать эти слова, иногда надо сильно потрудится. Такое внимание к «литературной» стороне профессии архитектора характерно для всех курсов, начиная с нулевого, но степень этого внимания все же зависит от преподавателя. Этот аспект учебы лично мне очень помог при работе в строительной фирме, где ежедневно надо было отвечать на десятки писем.
Совместный воркшоп 8-й студии CASS с немецкими студентами в Лейпциге в 2012. Фото © Руперт Шишко

Возможность следить за своим «развитием» предоставляется несколько раз в год на презентациях проектов, называемых «crit» (коллективный разбор студенческих работ). Кроме публичного представления проекта, это мероприятие служит стимулом для начала дискуссии между сокурсниками, преподавателями других студий и специально приглашенными гостями. «Crit» – это очень важный и напряженный день, но при этом и большой факультетский праздник.
Итоговая выставка учебного года. Фото © Руперт Шишко

Все время обучения на факультете CASS в London Met делается упор на нескольких направлениях: во-первых, это умение работать в коллективе, что крайне важно для архитектурной отрасли – как и для строительной сферы в целом. Во-вторых, это обширные исследования (research). Многих преподавателей более всего интересует не сам проект, а именно процесс его создания, в том числе – проведенные исследования окружающей среды и контекста, его влияния на будущих пользователей и т.д. При этом сразу бросается в глаза то, как много внимания уделяется человеку. «Человеческий подход» (human approach) и «обязанность заботиться» (duty of care) – это основные ценности, которые профессора стараются передать студентом. «Обязанность заботиться» – это, проще говоря, озабоченность качеством своей работы и ее влиянием на окружающих. Это важная роль архитектора в обществе как создателя пространства, ответственного перед людьми и перед средой. Это особая этика, которой архитектор должен следовать при разработке любых проектов, даже самых маленьких.
Очередь из желающих увидеть выставку в CASS. Фото © Руперт Шишко

Если говорить о более материальной стороне обучения, архитектурное отделение CASS очень хорошо оснащено технически. Кроме компьютерного зала, здесь есть станки лазерной резки, а также цех с оборудованием для работы с брусом, металлом и другими материалами. Доступны также 3d-принтеры разных размеров. В отличие от некоторых других архитектурных школ, в CASS студентам рекомендуют использовать разные материалы для моделирования разных проектов.
Выставка одной из студий. Фото © Руперт Шишко

Условия поступления – разные в зависимости от страны происхождения и выбранного курса, но они не более сложны, чем российские. Конечно, обязательно надо подтвердить свое знание английского языка, однако, кроме наиболее распространенного IELTS, London Met признает и другие сертификаты. Проще поступить на подготовительный курс, зачет по итогам которого обеспечит вам место на первом курсе. Процесс поступления очень прост: если вы отвечаете требованиям по оценкам и сертификату английского языка, вас приглашают на собеседование. Оно проходит в дружеской атмосфере; кроме презентации своего портфолио, надо еще поговорить с преподавателем об архитектуре, своих интересах и ожиданиях от учебы.
Выставка дипломных работ на степень магистра. Фото © Руперт Шишко



Время от времени в CASS читают лекции дизайнеры, инженеры, архитекторы из разных стран Европы и мира. Постоянно открыты выставки, причем экспозиции меняются несколько раз в год. Обычно их организуют студенты магистерских курсов, но иногда свои работы представляют и учащиеся бакалавриата. Ежегодно по окончании учебного года открывается общефакультетская выставка, где свои проекты выставляют все курсы и студии. Это очень важное событие в London Met, поскольку эта экспозиция открыта для широкой публики, причем для студентов старших курсов это также и возможность воспользоваться случаем и показать свои работы потенциальным работодателям, так как выставку посещают и профессионалы.

Важно подчеркнуть, что дорога к получению лицензии архитектора в Великобритании – довольно долгая. Звание бакалавра – это лишь первый шаг на этом пути, и прежде, чем возвратиться в вуз на магистерский курс, надо обязательно поработать один год в архитектурном бюро: это так называемый «year-out».

18 Сентября 2014

Автор текста:

Руперт Шишко
comments powered by HyperComments
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Образовательный заплыв в центре города
Прошедшим летом Плавучий университет в Берлине по проекту коллектива raumlaborberlin стал площадкой для дискуссий и экспериментов на тему городов, переживающих бурную трансформацию. Этот необычный кампус – в фотографиях Дениса Есакова.
Пресса: Мэр Иркутска Дмитрий Бердников: «Зимний градостроительный...
Опыт Международного Байкальского зимнего градостроительного университета (МБЗГУ) может быть полезен и интересен школьникам, планирующим выбрать профессию архитектора и остаться работать в Приангарье. Об этом на заключительной презентации проектов XIX-й сессии воркшопа 1 марта сообщил мэр Иркутска Дмитрий Бердников, пригласивший старшеклассников в ИРНИТУ.
Пресса: Интервью руководителей студии "Свое пространство"...
Молодые и успешные архитекторы, партнеры архитектурного бюро FAS(t) Ксения Харитонова и Александр Рябский станут преподавателями и руководителями проектной студии в МА1 во втором семестре. Накануне старта занятий они рассказали нам о деятельности бюро, о том, зачем им преподавать, и чем они хотят поделиться со студентами.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.