Воспитание архитекторов по-английски

Учеба в London Metropolitan University и трактовка профессии архитектора в Великобритании.

mainImg
London Met – это один из самых многонациональных вузов Англии. Здесь учатся студенты из 170 стран мира, в том числе – много русских. Архитектура преподается на факультете имени сэра Джона Кэсса (CASS) вместе с другими творческими курсами.

Свою учебу на звание бакалавра я начал с подготовительного курса (foundation year). Этот курс более всего пригодится тем, кто не очень уверенно владеет английским языком, или тем, кто раньше не имел дела с обучением по творческим специальностям. В моем случае этот год был полезен как художественная подготовка. Нулевой год направлен на развитие основных умений: рисования, композиции, фотографирования, а также написания текстов. Хотя на этом уровне не стоит ожидать архитектурного обучения как такового, этот курс позволяет привыкнуть к английской образовательной системе и к способу работы с преподавателями, и освоенные навыки помогут более эффективно действовать в будущем. Задачи, поставленные перед студентами – это обследование зданий, изготовление модели архитектурной детали, дизайн какого-нибудь устройства и очень много коротких сочинений. По окончании этого курса можно не только продолжить обучение по специальностям «архитектура» или «архитектура интерьеров», но и еще по ряду других курсов. Нагрузка нулевого года – всего два дня в неделю: это позволяет студентом дневной формы обучения еще и подрабатывать, но надо учесть то, что учебный план предусматривает много самостоятельной работы. С первого по третий курс нагрузка становится больше – три дня в неделю, но, чтобы успеть выполнить все задания, многие приходят на факультет каждый рабочий день, включая субботу.
Выставка работ студентов нулевого курса. Фото © Руперт Шишко

На первом курсе обучение проводится в большой группе студентов – будущих архитекторов и проектировщиков интерьеров, поскольку первый курс у этих специальностей практически не отличается. В целом, первый курс многим похож на нулевой, но его основной фокус – это уже именно архитектура. Структура учебного года – это постоянное увеличение масштаба проектов, начиная с задания на проектирование мебели или устройства, затем – дизайна выставки, а заканчивая проектом небольшого здания в сложившейся городской среде. Нагрузка постоянно увеличивается, так как, наряду с растущей сложностью задач и решений, со временем уделяется все больше внимания различным «частностям» и техническим деталям, но переход от приятных к серьезным проектам – плавный. Чтобы приучить студентов к совместному труду, много проектов делается в группах, и такие групповые задачи составляют важную долю от финальной оценки – как на нулевом, так и на первом курсе.
Обследование здания павильона; 1-й курс. Фото © Руперт Шишко



Обучение на втором и третьем курсах проводится в группах по 20–30 человек, так называемых studios (мастерских). Каждая проектная студия имеет свою собственную тему, которая каждый год меняется. В зависимости от темы студии, студенты могут заниматься жилой средой, коммерческой или культовой архитектурой, отношением между ландшафтом и архитектурой или восстановлением запущенной городской среды. На этом этапе студенты должны более тесно сотрудничать с преподавателями на основе индивидуальных учебных планов. Обычно студию ведут два педагога, причем большинство преподавательского состава составляют практикующие архитекторы. Работа в студии не только дает возможность дважды в неделю обсуждать свои проекты с преподавателями, но еще и видеть решения своих сокурсников. Преподаватели CASS часто говорят о том, что на «обычных» занятиях можно узнать много, но и друг от друга студентам тоже можно многому научиться.

Ежегодно в конце ноября каждая студия отправляется в экскурсию в одну из стран Европы. Кроме того, иногда работающие в лондонских бюро преподаватели приглашают студентов посетить спроектированные ими здания – готовые или еще строящиеся. В целом, учеба в студии – это как будто работа в архитектурной мастерской, где происходит постоянный обмен идеями и решениями. В конце учебного года студенты имеют возможность обсудить детали своих проектов с профессионалами различных отраслей извне вуза. Это в большей степени касается дипломников, поскольку их работы подразумевают более детальное исследование.
Выставка работ первокурсников. Фото © Руперт Шишко



В целом, на протяжении всего обучения проектирование составляет половину финальной оценки и является основной целью учебы на факультете CASS университета London Met. Технические предметы – это 25%, а история и теория архитектуры и искусства дает оставшуюся четверть набранных баллов. В Великобритании архитектура – это скорее творческая, чем техническая профессия. Британцы считают, что архитектор необязательно должен знать все про строительные технологии или конструкцию проектируемого здания, и именно поэтому здесь существуют разнообразные близкие к архитектурной образовательные программы, которые сосредоточены на технических аспектах работы архитектора. Например, это архитектурные технологии (architectural technology), гражданское и архитектурное инженерное дело (civil and architectural engineering), архитектурное проектирование и технологии (architectural design & technology), но эти программы не подразумевают дальнейшее получение лицензии архитектора и обычно не имеют продолжения на уровне магистра.

Поскольку «коммуникация» – очень важное умение, особое внимание уделено написанию текстов. От студентов требуют писать самые разные сочинения, но наиболее интересны короткие пояснительные тексты к проектам, например, по 200 слов, и, чтобы хорошо подобрать эти слова, иногда надо сильно потрудится. Такое внимание к «литературной» стороне профессии архитектора характерно для всех курсов, начиная с нулевого, но степень этого внимания все же зависит от преподавателя. Этот аспект учебы лично мне очень помог при работе в строительной фирме, где ежедневно надо было отвечать на десятки писем.
Совместный воркшоп 8-й студии CASS с немецкими студентами в Лейпциге в 2012. Фото © Руперт Шишко

Возможность следить за своим «развитием» предоставляется несколько раз в год на презентациях проектов, называемых «crit» (коллективный разбор студенческих работ). Кроме публичного представления проекта, это мероприятие служит стимулом для начала дискуссии между сокурсниками, преподавателями других студий и специально приглашенными гостями. «Crit» – это очень важный и напряженный день, но при этом и большой факультетский праздник.
Итоговая выставка учебного года. Фото © Руперт Шишко

Все время обучения на факультете CASS в London Met делается упор на нескольких направлениях: во-первых, это умение работать в коллективе, что крайне важно для архитектурной отрасли – как и для строительной сферы в целом. Во-вторых, это обширные исследования (research). Многих преподавателей более всего интересует не сам проект, а именно процесс его создания, в том числе – проведенные исследования окружающей среды и контекста, его влияния на будущих пользователей и т.д. При этом сразу бросается в глаза то, как много внимания уделяется человеку. «Человеческий подход» (human approach) и «обязанность заботиться» (duty of care) – это основные ценности, которые профессора стараются передать студентом. «Обязанность заботиться» – это, проще говоря, озабоченность качеством своей работы и ее влиянием на окружающих. Это важная роль архитектора в обществе как создателя пространства, ответственного перед людьми и перед средой. Это особая этика, которой архитектор должен следовать при разработке любых проектов, даже самых маленьких.
Очередь из желающих увидеть выставку в CASS. Фото © Руперт Шишко

Если говорить о более материальной стороне обучения, архитектурное отделение CASS очень хорошо оснащено технически. Кроме компьютерного зала, здесь есть станки лазерной резки, а также цех с оборудованием для работы с брусом, металлом и другими материалами. Доступны также 3d-принтеры разных размеров. В отличие от некоторых других архитектурных школ, в CASS студентам рекомендуют использовать разные материалы для моделирования разных проектов.
Выставка одной из студий. Фото © Руперт Шишко

Условия поступления – разные в зависимости от страны происхождения и выбранного курса, но они не более сложны, чем российские. Конечно, обязательно надо подтвердить свое знание английского языка, однако, кроме наиболее распространенного IELTS, London Met признает и другие сертификаты. Проще поступить на подготовительный курс, зачет по итогам которого обеспечит вам место на первом курсе. Процесс поступления очень прост: если вы отвечаете требованиям по оценкам и сертификату английского языка, вас приглашают на собеседование. Оно проходит в дружеской атмосфере; кроме презентации своего портфолио, надо еще поговорить с преподавателем об архитектуре, своих интересах и ожиданиях от учебы.
Выставка дипломных работ на степень магистра. Фото © Руперт Шишко



Время от времени в CASS читают лекции дизайнеры, инженеры, архитекторы из разных стран Европы и мира. Постоянно открыты выставки, причем экспозиции меняются несколько раз в год. Обычно их организуют студенты магистерских курсов, но иногда свои работы представляют и учащиеся бакалавриата. Ежегодно по окончании учебного года открывается общефакультетская выставка, где свои проекты выставляют все курсы и студии. Это очень важное событие в London Met, поскольку эта экспозиция открыта для широкой публики, причем для студентов старших курсов это также и возможность воспользоваться случаем и показать свои работы потенциальным работодателям, так как выставку посещают и профессионалы.

Важно подчеркнуть, что дорога к получению лицензии архитектора в Великобритании – довольно долгая. Звание бакалавра – это лишь первый шаг на этом пути, и прежде, чем возвратиться в вуз на магистерский курс, надо обязательно поработать один год в архитектурном бюро: это так называемый «year-out».

18 Сентября 2014

Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.