Хогвартс для архитекторов

Лондонский архитектор – консультант по «устойчивости» Евгения Буданова – о своей учебе в школе Архитектурной Ассоциации по магистерской программе «Устойчивое экологическое проектирование» (SED).

Автор текста:
Евгения Буданова

mainImg
На момент выбора института у меня было два основных критерия: интересная, востребованная специальность и качество образования. Про лондонскую АА (Architectural Association School of Architecture) я услышала от моего преподавателя по архитектурному проектированию в РУДН Шейх-Абдул Карима в ответ на мой вопрос: «Какое, на ваш взгляд, лучшее высшее учебное заведение в Великобритании для архитектора?» Так была задана отправная точка. Список магистерских специальностей на тот момент состоял из шести курсов, среди которых два показались мне наиболее привлекательными. Это устойчивое проектирование (Sustainable Environmental Design или SED) и новейшие технологии (Emerging Technologies). Первый курс долгое время оставался для меня загадкой, поскольку исчерпывающего перевода слова sustainable на русский язык мне так и не удалось найти. В итоге, побоявшись излишних математических расчетов, я выбрала «устойчивое проектирование». Если бы я только знала, что меня ждет!

Для подстраховки мною было выбрано еще два вуза с похожими направлениями, это Колледж искусств Челси (Chelsea College of Arts) и Лондонский университет Метрополитен (London Met). Школа Бартлетт (Bartlett) из уравнения была исключена практически сразу из-за своей чрезмерной бюрократичности (к примеру, рекомендательное письмо в поддержку абитуриента должен был посылать обязательно сам его автор, и отрывная часть конверта должна быть подписана его рукой: мне это показалось перебором).

Собеседование в Колледж Челси я проходила в агентстве, которое специализируется на образовании за рубежом. В их московский офис приехал представитель вуза, в моем случае это был один из преподавателей факультета фотографии, который счел мой четырехлетний опыт работы в московском архитектурном бюро недостаточным, а мое портфолио – неподходящим для уровня их магистерской программы. Он предложил мне для начала пройти подготовительный курс, стоимость которого была близка к стоимости годового обучения на магистра. То есть этот вариант стал в два раза дороже.

Недолго думая, я собрала свое портфолио (не имея ни одного sustainable-проекта), мотивационное письмо, три рекомендательных письма, диплом бакалавра архитектуры РУДН и сама отвезла все это в АА. На момент подачи документов я уже упустила возможность подать заявку на какой-либо грант, поскольку, как и все в Англии, это нужно делать очень задолго. В моем случае, если учеба начиналась в сентябре, заявку нужно было подать уже в январе, то есть за девять месяцев до старта учебной программы. В АА есть свой список различных грантов и стипендий, которые в среднем покрывают одну треть стоимости года обучения. В то же время, я точно знаю, что некоторые мои одногруппники оплачивали свое обучение за счет грантов, выданных правительством своих стран.

В London Met подать документы я так и не успела, потому что уже 1 апреля 2009 года я получила вожделенное письмо из АА, сообщавшее о том, что меня приняли и в сентябре я могу начать учиться, если к тому времени я сдам IELTS (экзамен на знание английского языка) на средний балл 6,5 и оплачу 1/3 стоимости года обучения.

Выбранный мной курс SED предлагается в двух вариантах продолжительности: 12 месяцев (Master of science/Магистр наук) и 16 месяцев (Master of architecture/Магистр Архитектуры). Первый, более теоретический, состоит из трех семестров и заканчивается внушительной диссертацией. Второй – на один семестр длиннее, тоже включает в себя диссертацию, а после нее необходимо также сдать и проект, то есть этот курс более практический и требует большего практического опыта. Впрочем, свой выбор можно скорректировать в течение учебного года. Так, несколько человек с нашего курса поменяли Master of science на Master of architecture и наоборот уже после начала учебы.
Очередь в АА в первый день ознакомительной недели.

 Я выбрала курс Master of science. Первые два семестра учебная программа рассчитана на полное погружение в предмет: лекции приглашенных архитекторов и бывших студентов, семинары по огромному количеству новых компьютерных программ и специальному оборудованию.
Измеритель уровня внутреннего света и термометр с измерителем влажности воздуха и с измерителем скорости движения воздуха.

В это время основная работа проходит в группах по четыре человека. Каждые две недели группа делает промежуточные отчетные презентации по своей работе перед преподавателями и приглашенными специалистами, что помогает отшлифовать проект в процессе работы над ним. Итогом становится групповой проект по заданной теме. Кроме того, необходимо сдать индивидуальную курсовую работу на любой интересный тебе сюжет. На протяжении всего времени предусмотрены индивидуальные консультации – как по групповому проекту, так и по индивидуальной работе.
 
Групповая консультация по проекту первого семестра

Из практических занятий мне запомнилась первая неделя в АА, когда учащимся предлагается на выбор посетить одну из «топовых» архитектурных мастерских, где специально для студентов устраиваются лекции и экскурсии по офисам.
 
Список желающих посетить мастерскую Захи Хадид.



Очень яркие впечатления оставило первое задание первого семестра, когда нам предложили выбрать жилой объект для изучения. Затем надо было установить в выбранном доме всевозможные измерители температуры и влажности, измерить уровни дневного света, пообщаться с жильцами и узнать об их образе жизни, распорядке дня и привычках. Жильцы были удивлены, да и мы сами не ожидали такого глубокого анализа проекта. Кроме того, мы встречались с архитектором проекта, чтобы узнать мельчайшие особенности этого дома. Весь первый семестр мы изучали дом со всех сторон, смотрели, как влияют привычки людей на потребление энергии.

Два 3-этажных дома (180 м2) и арт-студия (50 м2) по адресу №№ 2 и 4 на Кармартен-плейс были возведены в 2006 из деревянных элементов, изготовленных на фабрике Riko в Словении. Эти элементы из сибирской древесины были собраны за 12 дней при помощи строительного крана. Здания спроектированы местным бюро Architects in Residence (Kate Cheyne, Emma Doherty, Amanda Menage) на очень тесном участке земли в районе Бермондсей, причем перед архитекторами стояла сложная задача увеличения количества света в домах без нарушения частного пространства жильцов.
 
zooming
Дома №№ 2 и 4 на Кармартен-плейс.
Дома №№ 2 и 4 на Кармартен-плейс.
Процесс сборки первого этажа.
Результаты измерений уровня света внутри.
Результаты измерений температуры и влажности воздуха.



Мне повезло полгода проучиться в магистратуре в РУДН, поэтому я могу судить о различиях этих программ в России и Британии. Их очень много, но самое большое впечатление на меня произвел творческий подход к студенческим проектам в АА. Поучившись в российском вузе, я привыкла к тому, что, когда дают задание, предлагают пример его выполнения, чтобы студент имел представление о том, как должна выглядеть его будущая работа. В АА вообще такого не было. Ни один преподаватель никогда не скажет, как должна выглядеть работа – этот вопрос полностью решает сам студент. Поначалу это вводило меня в ступор. Например, на мой вопрос: «Что должно быть изображено на слайде, посвященном экологическому транспорту?» ответ обычно звучал так: «Поставь то, что считаешь важным».

В первом семестре нам задали сделать презентацию об «устойчивом» транспорте. Это задание состояло из одного словосочетания и ограничений по формату: каждая команда студентов готовит презентацию и 10-минутный рассказ – и все. Никаких пояснений, уточнений, примеров не предполагалось. Позже, собственно на презентации перед всем классом и пятью преподавателями, тебе расскажут, в чем положительные стороны твоей работы, а какие моменты ты упустил, но, опять же, тебе не скажут, как именно тебе следовало действовать.

Второе отличие английского обучения от российского – регулярные, раз в две недели, презентации текущего проекта. Этот аспект помогает лучше проработать проект на каждом этапе, поскольку каждые две недели ты должен показывать, что в твоей работе есть смысл. А если вдруг окажется, что смысла нет, во время презентации тебе помогут его найти. Кроме положительных сторон для проекта, ты учишься общаться с публикой, отстаивая свои идеи. Для Англии это необходимая практика, так как представление проекта перед заказчиком или на общественных слушаниях в органах местного самоуправления – обязательная часть работы архитектора.

Помимо двух упомянутых выше отличий, важно упомянуть тот факт, что учеба в АА длится по 10 часов ежедневно на протяжении всей недели практически в течение всего года.

Что касается АА как вуза и его высокого статуса, то, безусловно, воздух там пропитан креативностью. Переступив порог дома номер 36 на Бедфорт-сквэр, попадаешь не иначе как в школу волшебников архитектуры. Я даже проверяла этот эффект на других людях: это действительно атмосферное место, там хочется сидеть в библиотеке, на лекции приглашенного «звездного» архитектора в главной аудитории, пить кофе на террасе и просто быть. Чтобы ощутить смелость экспериментов, раньше было достаточно просто подойти к главному входу, где летом выставляли павильоны, спроектированные кем-то из студентов. Это всегда были новаторские конструкции.
Лекция Тойо Ито в АА (японский архитектор с автором этой статьи).
Павильон на площади Бедфорд, август 2009 года.
Павильон на площади Бедфорд, август 2009 года.
Павильон на площади Бедфорд, август 2009 года.
Инсталляция во внутреннем дворике АА.
«Канапе» на террасе здания АА.

 На нашем курсе училось около 42 человек из 22 стран: США, Канада, Пуэрто-Рико, Мексика, Бразилия, Чили, Китай, Колумбия, Индия, Япония, Таиланд, Тайвань, Малайзия, Иран, Турция, Греция, Италия, Испания, Португалия, Бельгия, Израиль – и Россия в моем лице, но ни одного англичанина. Контингент варьировался от только закончивших бакалавриат молодых ребят до вполне матерых архитекторов с большим опытом работы. На моей памяти было несколько работавших человек, то есть аккредитованных архитекторов. Собственной мастерской не было ни у кого, но многие обзавелись таковыми уже по окончании курса. На нашем курсе я была самой младшей по возрасту. Стоит, правда, заметить, что опыт работы именно в нашей специализации был лишь у единиц, да и тот – весьма поверхностный. Возможно, это связано с тем, что специальность Sustainable Environmental Design – очень новая. Разница в образовании среди студентов, безусловно, была заметна, но, поскольку профильное направление было новым для всех, и мы все работали в группах, разный бэкграунд лишь способствовал прогрессу и саморазвитию. Все мы многому научились друг у друга.
 
Курс SED. Сентябрь 2009 года.



Старший преподаватель факультета – гуру «устойчивости», грек по происхождению Симос Яннас. Он хорошо известен в нашей сфере, поскольку уже давно – насколько это возможно в этой новой области деятельности – занимается «устойчивым» проектированием. Он читает много лекций в первых двух семестрах. У Симоса обычно есть парочка «любимчиков» среди учащихся. Обычно на эту роль он выбирает самых сильных студентов на протяжении курса и позже помогает им работать над диссертацией.

Остальные преподаватели – или из академического сообщества, или профессионалы в нашей области из ведущих бюро и выпускники программы SED прошлых лет. Как и студенты, преподаватели в АА собраны со всех концов мира. Кроме того, первые два семестра у нас были регулярные лекции «устойчивых» архитекторов из Великобритании, Италии, Германии, Бразилии и т.д.
 
Преподаватели SED курса: Клаус Бодэ, Барак Пельман, Джоана Суарес, Хорхе Родригес.



Мне в АА было интересно абсолютно все, и, несмотря на 10-часовые рабочие дни и отсутствие выходных, все время хотелось еще и еще впитывать знания. В российском вузе я такого желания не ощущала. В АА каждый день что-то происходит, и неважно, учишься ты там или нет. После окончания учебы я еще года два приходила на лекции, посидеть в кафе или посмотреть очередную выставку. Непрекращающееся развитие – наверное, это так можно охарактеризовать. АА – это пульсирующий, креативный и самостоятельный мир, где все время хочется творить. И, что не менее важно, АА открывает для тебя много дверей, дает много знакомств.

Также незабываемыми были учебные поездки в Амстердам и Мадрид. В обоих городах мы встречались с практикующими архитекторами и посещали их постройки. Интересно, что в тот момент Голландия отставала от Испании в плане «устойчивой» архитектуры.
 
Учебная поездка в Мадрид, факультет SED и студенты Мадридского политехнического университета. 2010 год.
Эко-Бульвар. Мадрид.
Жилое здание «Селосия» (Celosia). Бюро MVRDV. Мадрид.
Жилое здание «Мирадор». Бюро MVRDV. Мадрид.
Учебная поездка в Амстердам. Прогулка с голландскими архитекторами по северному району Амстердама Noord.
Дом Шрёдер в Утрехте (1923–24) Геррита Ритвелда.
Жилой дом «Кит» в амстердамском квартале Борнео-Спорэнбёрх. Бюро de Architekten Cie.
Жилой дом «Кит» в амстердамском квартале Борнео-Спорэнбёрх. Бюро de Architekten Cie.



Правда, после окончания учебы мне было сложно найти работу: процесс поиска, пришедшийся на разгар экономического кризиса, занял целых девять месяцев. Прежде чем стать sustainability consultant – консультантом по «устойчивости» – мне пришлось четыре месяца проработать помощником архитектора, поскольку для того, чтобы работать архитектором в Англии, необходимо подтвердить свой российский диплом и получить аккредитацию RIBA 1 и RIBA 2, затем отучиться еще один год, чтобы сдать экзамен, получить лицензию (RIBA 3) и звание архитектора. Удовольствие это недешевое, стоит примерно как половина года в АА, поэтому те, кто выбирают путь архитектора, по этому пути идут долго.

Почертив пару месяцев унитазы, я все же нашла работу sustainability consultant. Теперь в мои обязанности вошло многое из того, чему меня научили в АА, в том числе динамическое моделирование и анализ зданий на количество солнечного света – как на фасаде, так и внутри жилых помещений, перегрев и потребление энергии. Нередко попадаются и исследовательские проекты, когда заказчик заинтересован в анализе потенциальных энергоэффективных сценариев для своего участка. Допустим, имея в своем распоряжении микрорайон, заказчик обращается в наш офис с вопросом: какой сценарий будет наиболее эффективен с точки зрения потребления энергии и финансовых затрат – полное обновление района, капитальный ремонт существующего жилого фонда или минимальное обновление устаревших элементов жилого фонда (бойлеры, окна и т.п.). Позже по стечению обстоятельств я занималась менеджментом энергоэффективной оценки BREEAM для олимпийских объектов в Сочи, которые на тот момент получили небывалую для российской истории BREEAM оценку «very good». А совсем недавно я успешно сдала экзамен на звание оценщика BREEAM.

Проработав четыре года по специальности и пройдя через внушительное число собеседований в поисках работы в Великобритании, в Китае и Вьетнаме, могу с уверенностью сказать, что фраза «я училась в АА» обладает магическим свойством, потому что это синоним качественного образования для архитекторов во многих странах мира.
Спасибо всем, кто разделил со мной этот незабываемый опыт, Курс SED, Амстердам 2010 год.


30 Октября 2015

Автор текста:

Евгения Буданова
comments powered by HyperComments
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Образовательный заплыв в центре города
Прошедшим летом Плавучий университет в Берлине по проекту коллектива raumlaborberlin стал площадкой для дискуссий и экспериментов на тему городов, переживающих бурную трансформацию. Этот необычный кампус – в фотографиях Дениса Есакова.
Пресса: Мэр Иркутска Дмитрий Бердников: «Зимний градостроительный...
Опыт Международного Байкальского зимнего градостроительного университета (МБЗГУ) может быть полезен и интересен школьникам, планирующим выбрать профессию архитектора и остаться работать в Приангарье. Об этом на заключительной презентации проектов XIX-й сессии воркшопа 1 марта сообщил мэр Иркутска Дмитрий Бердников, пригласивший старшеклассников в ИРНИТУ.
Пресса: Интервью руководителей студии "Свое пространство"...
Молодые и успешные архитекторы, партнеры архитектурного бюро FAS(t) Ксения Харитонова и Александр Рябский станут преподавателями и руководителями проектной студии в МА1 во втором семестре. Накануне старта занятий они рассказали нам о деятельности бюро, о том, зачем им преподавать, и чем они хотят поделиться со студентами.
Пресса: Александр Рябский и Ксения Харитонова станут руководителями...
Архитекторы, партнеры архитектурной студии FAS(t) Александр Рябский и Ксения Харитонова станут руководителями одной из студий в МА1 во втором семестре 2017-2018 учебного года. Они убеждены: «Архитектура – это всегда проекция нашего внутреннего мира». Участникам студии предлагается поработать над «Своим пространством».
Технологии и материалы
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.