Учеба в London Metropolitan University и трактовка профессии архитектора в Великобритании.
London Met – это один из самых многонациональных вузов Англии. Здесь учатся студенты из 170 стран мира, в том числе – много русских. Архитектура преподается на факультете имени сэра Джона Кэсса (CASS) вместе с другими творческими курсами.
Свою учебу на звание бакалавра я начал с подготовительного курса (foundation year). Этот курс более всего пригодится тем, кто не очень уверенно владеет английским языком, или тем, кто раньше не имел дела с обучением по творческим специальностям. В моем случае этот год был полезен как художественная подготовка. Нулевой год направлен на развитие основных умений: рисования, композиции, фотографирования, а также написания текстов. Хотя на этом уровне не стоит ожидать архитектурного обучения как такового, этот курс позволяет привыкнуть к английской образовательной системе и к способу работы с преподавателями, и освоенные навыки помогут более эффективно действовать в будущем. Задачи, поставленные перед студентами – это обследование зданий, изготовление модели архитектурной детали, дизайн какого-нибудь устройства и очень много коротких сочинений. По окончании этого курса можно не только продолжить обучение по специальностям «архитектура» или «архитектура интерьеров», но и еще по ряду других курсов. Нагрузка нулевого года – всего два дня в неделю: это позволяет студентом дневной формы обучения еще и подрабатывать, но надо учесть то, что учебный план предусматривает много самостоятельной работы. С первого по третий курс нагрузка становится больше – три дня в неделю, но, чтобы успеть выполнить все задания, многие приходят на факультет каждый рабочий день, включая субботу.
На первом курсе обучение проводится в большой группе студентов – будущих архитекторов и проектировщиков интерьеров, поскольку первый курс у этих специальностей практически не отличается. В целом, первый курс многим похож на нулевой, но его основной фокус – это уже именно архитектура. Структура учебного года – это постоянное увеличение масштаба проектов, начиная с задания на проектирование мебели или устройства, затем – дизайна выставки, а заканчивая проектом небольшого здания в сложившейся городской среде. Нагрузка постоянно увеличивается, так как, наряду с растущей сложностью задач и решений, со временем уделяется все больше внимания различным «частностям» и техническим деталям, но переход от приятных к серьезным проектам – плавный. Чтобы приучить студентов к совместному труду, много проектов делается в группах, и такие групповые задачи составляют важную долю от финальной оценки – как на нулевом, так и на первом курсе.
Обучение на втором и третьем курсах проводится в группах по 20–30 человек, так называемых studios (мастерских). Каждая проектная студия имеет свою собственную тему, которая каждый год меняется. В зависимости от темы студии, студенты могут заниматься жилой средой, коммерческой или культовой архитектурой, отношением между ландшафтом и архитектурой или восстановлением запущенной городской среды. На этом этапе студенты должны более тесно сотрудничать с преподавателями на основе индивидуальных учебных планов. Обычно студию ведут два педагога, причем большинство преподавательского состава составляют практикующие архитекторы. Работа в студии не только дает возможность дважды в неделю обсуждать свои проекты с преподавателями, но еще и видеть решения своих сокурсников. Преподаватели CASS часто говорят о том, что на «обычных» занятиях можно узнать много, но и друг от друга студентам тоже можно многому научиться.
Ежегодно в конце ноября каждая студия отправляется в экскурсию в одну из стран Европы. Кроме того, иногда работающие в лондонских бюро преподаватели приглашают студентов посетить спроектированные ими здания – готовые или еще строящиеся. В целом, учеба в студии – это как будто работа в архитектурной мастерской, где происходит постоянный обмен идеями и решениями. В конце учебного года студенты имеют возможность обсудить детали своих проектов с профессионалами различных отраслей извне вуза. Это в большей степени касается дипломников, поскольку их работы подразумевают более детальное исследование.
В целом, на протяжении всего обучения проектирование составляет половину финальной оценки и является основной целью учебы на факультете CASS университета London Met. Технические предметы – это 25%, а история и теория архитектуры и искусства дает оставшуюся четверть набранных баллов. В Великобритании архитектура – это скорее творческая, чем техническая профессия. Британцы считают, что архитектор необязательно должен знать все про строительные технологии или конструкцию проектируемого здания, и именно поэтому здесь существуют разнообразные близкие к архитектурной образовательные программы, которые сосредоточены на технических аспектах работы архитектора. Например, это архитектурные технологии (architectural technology), гражданское и архитектурное инженерное дело (civil and architectural engineering), архитектурное проектирование и технологии (architectural design & technology), но эти программы не подразумевают дальнейшее получение лицензии архитектора и обычно не имеют продолжения на уровне магистра.
Поскольку «коммуникация» – очень важное умение, особое внимание уделено написанию текстов. От студентов требуют писать самые разные сочинения, но наиболее интересны короткие пояснительные тексты к проектам, например, по 200 слов, и, чтобы хорошо подобрать эти слова, иногда надо сильно потрудится. Такое внимание к «литературной» стороне профессии архитектора характерно для всех курсов, начиная с нулевого, но степень этого внимания все же зависит от преподавателя. Этот аспект учебы лично мне очень помог при работе в строительной фирме, где ежедневно надо было отвечать на десятки писем.
Возможность следить за своим «развитием» предоставляется несколько раз в год на презентациях проектов, называемых «crit» (коллективный разбор студенческих работ). Кроме публичного представления проекта, это мероприятие служит стимулом для начала дискуссии между сокурсниками, преподавателями других студий и специально приглашенными гостями. «Crit» – это очень важный и напряженный день, но при этом и большой факультетский праздник.
Все время обучения на факультете CASS в London Met делается упор на нескольких направлениях: во-первых, это умение работать в коллективе, что крайне важно для архитектурной отрасли – как и для строительной сферы в целом. Во-вторых, это обширные исследования (research). Многих преподавателей более всего интересует не сам проект, а именно процесс его создания, в том числе – проведенные исследования окружающей среды и контекста, его влияния на будущих пользователей и т.д. При этом сразу бросается в глаза то, как много внимания уделяется человеку. «Человеческий подход» (human approach) и «обязанность заботиться» (duty of care) – это основные ценности, которые профессора стараются передать студентом. «Обязанность заботиться» – это, проще говоря, озабоченность качеством своей работы и ее влиянием на окружающих. Это важная роль архитектора в обществе как создателя пространства, ответственного перед людьми и перед средой. Это особая этика, которой архитектор должен следовать при разработке любых проектов, даже самых маленьких.
Если говорить о более материальной стороне обучения, архитектурное отделение CASS очень хорошо оснащено технически. Кроме компьютерного зала, здесь есть станки лазерной резки, а также цех с оборудованием для работы с брусом, металлом и другими материалами. Доступны также 3d-принтеры разных размеров. В отличие от некоторых других архитектурных школ, в CASS студентам рекомендуют использовать разные материалы для моделирования разных проектов.
Условия поступления – разные в зависимости от страны происхождения и выбранного курса, но они не более сложны, чем российские. Конечно, обязательно надо подтвердить свое знание английского языка, однако, кроме наиболее распространенного IELTS, London Met признает и другие сертификаты. Проще поступить на подготовительный курс, зачет по итогам которого обеспечит вам место на первом курсе. Процесс поступления очень прост: если вы отвечаете требованиям по оценкам и сертификату английского языка, вас приглашают на собеседование. Оно проходит в дружеской атмосфере; кроме презентации своего портфолио, надо еще поговорить с преподавателем об архитектуре, своих интересах и ожиданиях от учебы.
Время от времени в CASS читают лекции дизайнеры, инженеры, архитекторы из разных стран Европы и мира. Постоянно открыты выставки, причем экспозиции меняются несколько раз в год. Обычно их организуют студенты магистерских курсов, но иногда свои работы представляют и учащиеся бакалавриата. Ежегодно по окончании учебного года открывается общефакультетская выставка, где свои проекты выставляют все курсы и студии. Это очень важное событие в London Met, поскольку эта экспозиция открыта для широкой публики, причем для студентов старших курсов это также и возможность воспользоваться случаем и показать свои работы потенциальным работодателям, так как выставку посещают и профессионалы.
Важно подчеркнуть, что дорога к получению лицензии архитектора в Великобритании – довольно долгая. Звание бакалавра – это лишь первый шаг на этом пути, и прежде, чем возвратиться в вуз на магистерский курс, надо обязательно поработать один год в архитектурном бюро: это так называемый «year-out».