Русское: дачное и прочее

Представляем работы победителя и одиннадцати других участников конкурса «Русский характер». Победило бюро Megabudka, среди фаворитов жюри также проекты Тотана Кузембаева и студии MEL.

mainImg
Конкурс на разработку концепции русского культурно-просветительского центра в микрорайоне «Бутово-Парк» стартовал в феврале 2014 года. В конце марта стал известен состав шорт-листа состязания: в него попали 15 бюро из России, Словении, Финляндии, Испании и Швейцарии, но только 12 из них дошли до финиша.
Победители конкурса «Русский характер», архитекторы бюро Megabudka. Фотография предоставлена организаторами
Куратор конкурса «Русский характер» архитектор Илья Мукосей. Фотография предоставлена организаторами

На пресс-конференции 29 мая был объявлен победитель конкурса. Им стало бюро Megabudka, проект которого «Дача во дворе» жюри практически единодушно признало лучшим (шесть из восьми членов жюри отдали ему первое место). Представитель заказчика конкурса, президент ГК «Мортон» Александр Ручьев на пресс-конференции сообщил, что компания планирует реализовать проект-победитель, оценив стоимость его воплощения в 180 млн. рублей. Он также сообщил, что две другие концепции, понравившиеся многим членам жюри, – проект мастерской Тотана Кузембаева и студии MEL, – будут «предложены для реализации в регионах России». Таким образом эти два проекта также вошли в число фаворитов жюри. 

Победителем народного голосования, проведенного в Интернете и на стенде в рамках выставки «АРХ Москва 2014», стал проект тандема-бюро ENOTA+Arhimetrics из Словении. Представляем работы победителя конкурса и других участников шорт-листа архитектурного соревнования. Организатор конкурса – ГК «Мортон», куратор – архитектор Илья Мукосей, координация – агентство «Правила Общения».

Победитель конкурса
Megabudka/ 
Дача во дворе
Бюро Megabudka – победитель конкурса «Русский характер». Дача во дворе. /Заказчик конкурса – ГК Мортон, орагнизатор – агентство «Правила Общения»/. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.

По мнению авторов проекта, русский характер наиболее ярко выражен в таком сугубо национальном понятии, как дача (аналога этого слова нет в других языках, перевести его можно исключительно как «dacha»). При этом, ритм жизни мегаполиса и многочасовые пробки делают заветные поездки на дачу все менее доступными для жителей столицы. Поэтому логичным решением проблемы стало перенесение всех традиционных дачных объектов и функций на территорию культурного центра в один из районов Москвы.

Итак, «дачный участок», то есть, территория комплекса, состоит из нескольких зон и модульных объектов, каждому из которых присуща своя определенная функция. Как и любой другой загородный участок, комплекс окружен забором, на котором можно писать признания в любви или умные мысли. Надписи можно будет регулярно обновлять – раз в месяц забор будут полностью перекрашивать. Пройдя через регулярную аллею, посетитель попадает непосредственно на дачную территорию с яблоневым садом, «палисадником» (зоной с охраной, клумбами и лавочками) и «сараем» – блоком с ячейками для хранения и пунктами аренды велосипедов и роликов.

Все остальные дачные объекты, стоят друг к другу очень близко, а то и вовсе соединяются в одну постройку. Таким образом, комплекс представляет собой единое здание с выступающими объемами, в которых расположены различные «дачные» функциональные зоны. Так, в «главном доме» и «веранде» находятся большой и малый зрительные залы соответственно, а на «чердаке» имеется еще и камерный зал на 50 человек. Есть также «погреб» с магазинами и сувенирной лавкой, «летняя кухня» с буфетом и безалкогольным баром, «баня» – небольшой спортивный комплекс и СПА-центр, «пасека» – место для спокойных творческих занятий и «гараж» – зона «громких» мастерских с репетиционными залами и даже эстакадой для любителей повозиться со своим автомобилем.

Во дворе расположены «домик на дереве» с мини-гостиницей на 3 номера, парник, беседка, песочница и конечно же уличный туалет как обязательный атрибут любого участка.
Бюро Megabudka – победитель конкурса «Русский характер». Дача во дворе. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.

Жюри о победившем проекте
Сергей Кузнецов назвал «приятным бонусом» возможность наращивания элементов и способность проекта бюро Megabudka к трансформации. Александр Скокан отметил гибкость структуры проекта. По мнению историка Феликса Разумовского, данное предложение – вообще единственное, отвечающее заявленной в конкурсе цели создать русский образ XXI века. Евгений Асс предложил изменить название «дача» на «русская деревня», также похвалив возможность разнообразных комбинаций и интерпретаций его составных элементов. Александр Асадов охарактеризовал проект как «живучий», «трогательный и человечный», увидев в нем "ощущение исторического слоя данного места, чувство, что на этой земле жило и работало много поколений, чего так не хватает новым микрорайонам". Впрочем Асадов рекомендовал уменьшить число элементов комплекса, одновременно увеличив их габариты. Барт Голдхоорн отнесся к проекту более критично, заметив, что в нем много заборов и обратив внимание заказчика на то, что его будет непросто содержать. 
Работа бюро Megabudka. Дача во дворе. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Megabudka. Дача во дворе. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Megabudka. Дача во дворе. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Megabudka. Дача во дворе. Иллюстрация предоставлена организаторами.
zooming
Работа бюро Megabudka. Дача во дворе. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Бюро Megabudka – победитель конкурса «Русский характер». Дача во дворе. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
***
 
Фаворит жюри
Мастерская Тотана Кузембаева
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.

Культурный Центр представляет собой четыре независимых строения: спортивный корпус, корпус с аудиториями для кружков, корпус с различными зрительными залами, и корпус с выставочными залами, медиатекой, буфетом. Все четыре объема объединены на уровне 2-ого этажа стеклянной галереей, образующей круглое пространство в центре. Кроме этого основного и главного общественного пространства, каждый корпус имеет еще отдельные открытые дворы.

В качестве образной составляющей проекта авторы использовали русский авангард 20-х годов, конструктивизм и супрематизм, чего нельзя не заметить глядя на функциональную схему плана комплекса. Другой характерной чертой стало использование идеи «народных промыслов» и «народного творчества», выраженной в проекте следующим образом: каждый житель микрорайона, в котором будет расположен Центр, может принести остатки строительных и отделочных материалов после ремонта своих квартир для отделки фасадов ЦРК и даже принять непосредственно участие в отделке. По словам авторов проекта, должно получиться «пестрое лоскутное одеяло ассоциаций и образов, связанных с русским искусством и архитектурой».
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрация предоставлена организаторами.
***
 
Фаворит жюри
MEL
zooming
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.

Комплекс Культурного Центра состоит из нескольких объемов, расположенных на ограниченной территории. То есть композиция участка следует принципу, лежащему в основе структуры русский поселений, монастырей и кремлей. Уличное пространство Центра должно стать основным местом притяжения жителей микро-района. Смысловым центром проекта является площадь-«двор», расположенная ниже уровня земли.

По задумке авторов, Культурный Центр должен стать максимально нейтральным по отношению к окружающей среде и служить лишь фоном для расположенных в нем экспонатов и проводимых мероприятий. Поэтому в проекте осознанно не использовались буквальные ссылки на элементы культурного слоя: орнаменты, декор, шрифты. Фасады облицованы панелями из светлого бетона, которые напоминают серые деревянные поверхности русского севера. Форма фасадов и скатных крыш отсылает к архетипам и форме традиционного русского жилища.

Еще одной отличительной особенностью проекта является максимальная гибкость и мобильность функциональных зон и отдельновзятых помещений Центра. Эти помещения могут быть связаны друг с другом, а также объединены в случае необходимости в единое пространство.
zooming
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.
zooming
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.
zooming
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.
zooming
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.
zooming
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.
zooming
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.
zooming
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро MEL. Иллюстрация предоставлена организаторами.
***

Победитель народного голосования
Enota+Archimetrics

Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.

Глобализация делает вопрос идентификации русского характера в архитектуре сегодня очень и очень сложной задачей. Авторы рассмотрели 5 факторов, которые, по их мнению, влияют на современную русскую архитектуру: образ жизни, климат, природный ландшафт, социальное взаимодействие и архитектурная культура.

Более 70% населения страны живет в городах в многоэтажных домах, сохраняя при этом сильную ментальную связь с сельской местностью. Поездки загород в выходные сопряжены с рядом проблем, в том числе и временем, потраченном в пробках, на пути к своему дачному домику. Поэтому было решено разработать общественные пространства внутри центра, которые брали бы лучшее от городского и сельского миров: просторные помещения, залитые солнечным светом в постоянном контакте с природой, позволяющие при этом вести активную социальную и культурную жизнь. Главным общественным пространством стал открытый амфитеатр, который продолжается внутри помещений. Природный ландшафт, характерный для нашей местности, проявляется в тонких нерегулярных столбах вдоль фасада, напоминающий березовых лес, и озелененной крыше здания.

Архитектурная культура выражена в проекте с одной стороны, связью с конструктивистским прошлым (простой прямоугольный объем здания), с другой стороны – параметрическим будущим, главным выражением которого стал опять таки амфитеатр природной формы.
Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Enota+Archimetrics. Иллюстрация предоставлена организаторами.
***

Другие проекты участников шорт-листа
Поле-дизайн
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.

Культурный центр представляет собой два протяженных (более 70 метров) объема. Главный включает в себя все основные помещения центра: музей, концертный зал, классы для занятий, спортивный и тренажерный залы. Второй объем авторы называют «коммуникационно-технологическим» – здесь расположены лестницы, лифты, антресоли и пандус. Между двух частей здания находится «внутренняя улица» – пространство, перекрытое стеклянной кровлей, которое служит транзитом и соединяет две входные зоны Центра.

За «русское» в образе Культурного центра отвечает луковично-шлемовидный главный фасад основного объема, который с обратной стороны здания вдруг становится геометрично-ступенчатым. Такое «превращение» обеспечивают арки переменной конфигурации, которые затем накрываются металлической оболочкой. Еще один элемент русской культуры, призванный дополнить образ Центра – кириллические буквы, сформированные в орнамент, который покрывает фасад коммуникационного блока и проникает в интерьер здания.
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Поле-дизайн. Иллюстрация предоставлена организаторами.
***

Мастерская-ТАФ
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.

Авторы этого проекта сделали ставку на простоту и ясность, как на характерные черты русской ментальности. Структура сооружения в действительности довольно ясная, хотя, и планировка, и объем здания, на первый взгляд, совсем не выглядят «простыми». Основную часть Центра составляет двускатный ангар, скрывающий большой коммуникационный холл, универсальные и тренажерный зал, выставочные пространства. На этот основной объем насажены цветные пристройки, в которых располагаются три зрительных и спортивный залы. Такой хаотичный характер компоновки, по мнению авторов, придает сооружению «доступно­привлекательный демократичный вид».

В Культурном Центре предлагается использовать разнообразные материалы, максимально при этом подчеркивая их природную фактуру и цвет. Лейтмотив всего проекта – простота – находит свое отражение и в решении благоустройства территории Центра: здесь нет традиционных малых архитектурных форм или чрезмерного озеленения, зато есть деревянное и каменное покрытие для занятий спортом и другими видами активной деятельности.

Получился экономичный и несложный в реализации проект, который не исключает при этом применения самых современных технологий.
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мастерская-ТАФ. Иллюстрация предоставлена организаторами.
***

OFIS
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.

Авторы проекта вдохновились проектами Константина Мельникова и узорами для текстиля 20-х годов, авторства Поповой и Степановой, и разработали геометрический орнамент, который лег в основу планировочного, объемного и композиционного решения комплекса Культурного Центра.

Основной объем Центра составляют две постройки, соединенные своеобразным перешейком. Структура на основе шестиугольников позволяет создавать внутри как просторные большие по площади пространства, так и маленькие кружковые помещения. Кроме того, такая структура помогает добиться большей функциональной гибкости.
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
zooming
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
zooming
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро OFIS. Иллюстрация предоставлена организаторами.
***

АБ-Студия
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.

Что хотят видеть из своих окон жители домов, расположенных около будущего Культурного Центра? Такой вопрос задали себе авторы проекта перед началом работы и, когда попытались ответить на него, поняли, что…ничего. Но лучше, все же,  – ландшафтную среду: сосновый бор, дубовую рощу или газон с кустарниками, на худой конец. Отсюда и родилась идея заглубить Центр под землю, но не полностью, что повлечет за собой значительное удорожание строительства, а лишь частично.

В итоге, получился Центр, который представляет собой холм, перерезанный лощиной и окруженный со всех сторон сосновым бором. Лощина – основное общественное пространство и своеобразная ось композиции, отсюда же осуществляются и входы в подземную часть здания. Холм венчает золотистый полупрозрачный купол из стеклянного лемеха. Под куполом расположен вестибюль второго этажа, из которого по лестнице или на лифте можно спуститься вниз.

Основной объем здания, расположенный под холмом (заглублен на 2 метра от уровня земли) разделен на три функциональные зоны: северную – спортивную; южную – культурный центр и конференц-холл и центральное подкупольное пространство, открытое круглосуточно.
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро АБ-Студия. Иллюстрация предоставлена организаторами.
***

Kubota&Bachmann
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.

По версии Kubota&Bachmann Культурный Центр должен выглядеть как простой прямоугольный объем, который не конкурирует в размерах или сложности композиции с соседней жилой застройкой. Такая форма не только обеспечит высокие экологические характеристики и снизит потребление электроэнергии, но и поможет снизить расходы при строительстве.

Треугольники, образующие фасад здания, – это переработанные на современный лад традиционные элементы русской культуры и архитектуры, «подсмотренные» архитекторами в орнаментах, треугольных фронтонах, килевидных закомарах и даже женских кокошниках. Непрозрачные треугольники – это бетонные панели с треугольным же орнаментальным декором.

Территория вокруг здания представляет собой ортогональную сетку, в каждой ячейке которой будут различные типы растительности: газон, низкие травы, кустарники, сад и огород.
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Kubota&Bachmann. Иллюстрация предоставлена организаторами.
***

Мосин и партнеры
Работа бюро Мосин и партнеры. Иллюстрация предоставлена организаторами.

Проект Культурного Центра сложен из трех основных элементов: оболочки, внутренних функциональных объемов и окружающего здание пака.

Вдохновением для оформления оболочки послужили белые крепостные стены и традиционное русское кружево, рисунок которого прямой цитатой перенесен на фасады Центра.

Внутренняя структура представляет собой четко разграниченные функциональные зоны, объединенные коммуникативной зоной. При этом, за счет компоновки независимых объемов, внутри общей оболочки, и отдельных для каждого функционального блока входов, создается возможность максимально независимой работы различных частей здания. Такая структура отражает и другие принципы архитектуры, отмеченные авторами как традиционно русские: внутренняя сложность при внешней простоте; наличие торговой или соборной площади, как места общения; планировочная структура монастыря или усадьбы – внутри четких границ формируются насыщенные функциями объемы.

В проекте существенную роль в формировании образа Культурного Центра играет и окружающий его парк. По мнению авторов, хорошо благоустроенная зеленая зона будет круглогодично привлекать местных жителей.
Работа бюро Мосин и партнеры. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мосин и партнеры. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мосин и партнеры. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мосин и партнеры. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мосин и партнеры. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мосин и партнеры. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мосин и партнеры. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мосин и партнеры. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мосин и партнеры. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро Мосин и партнеры. Иллюстрация предоставлена организаторами.
***

Мастерская Алексея Козыря
Работа Мастерской Алексея Козыря. Иллюстрация предоставлена организаторами.

Что действительно отражает русский характер? Авторы проекта отвечают на этот вопрос словами Николая Бердяева: «У русских всегда есть жажда иной жизни, иного мира, всегда есть внутренняя неудовлетворенность тем, что есть». Поэтому композиционным и идеологическим центром Культурного Центра становится кристаллообразный купол, под которым расположился ботанический сад с экзотическими растениями и бабочками. Купол стоит на лаконичном стилобате, который прорезан широким пандусом, ведущем во внутренний двор в цокольном этаже Центра. Стилобат таким образом напоминает в плане букву П.

Вдоль западного и восточного фасада предусмотрены березовые аллеи, в которых размещены скульптуры «Дерево». Перед главным фасадом и во внутреннем дворе авторы предлагают разместить фонтаны. На крыше здания расположатся солнечные батареи, дающие энергию для ботанического сада.
Работа Мастерской Алексея Козыря. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Алексея Козыря. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Алексея Козыря. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Алексея Козыря. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Алексея Козыря. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Алексея Козыря. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Алексея Козыря. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Алексея Козыря. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Алексея Козыря. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа Мастерской Алексея Козыря. Иллюстрация предоставлена организаторами.
***


ALA Architects
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.

Вдохновением для авторов этой работы послужили, во-первых, фильмы Андрея Тарковского: в проекте словно создаются две реальности: внешняя стороння жизнь и жизнь внутри и около Культурного Центра; а, во-вторых, традиционно сильная (гениальная) шахматная школа в России. Русский характер в понимании авторов – интеллигентный, загадочный, мрачный и меланхоличный.

Территория решена в соответствии с общей стилистикой Культурного центра – чередование на участке темных и светлых прямоугольных пластин, которые переходят в террасы самого здания. В плане Центр представляет из себя квадрат, внутри которого свободно расположены спортивный зал, большой концертный зал и несколько аудиторий поменьше. Все остальное пространство разделено на функциональные зоны весьма условно и может использоваться в соответствии с текущими потребностями.
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.
Работа бюро ALA Architects. Иллюстрация предоставлена организаторами.
***
 
Работы конкурсантов оценивали:
  • Александр Асадов, член-корреспондент Международной академии архитектуры, Российской академии архитектуры и строительных наук, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, Архитектурная мастерская А.Асадова;
  • Евгений Асс, архитектор и художник, основатель и ректор архитектурной школы МАРШ;
  • Анна Броновицкая, специалист по архитектуре и градостроительству советского периода, кандидат искусствоведения, доцент МАРХИ;
  • Барт Голдхоорн, куратор Архитектурного биеннале и выставки «АРХ Москва», голландский архитектор, архитектурный критик, основатель и издатель журналов «ПРОЕКТ Россия», «ПРОЕКТ Балтия» и «ПРОЕКТ international»;
  • Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы;
  • Феликс Разумовский, российский историк, писатель, телеведущий, член Международного союза журналистов, автор и ведущий цикла программ «Кто мы?» на телеканале «Культура»;         
  • Александр Ручьев, президент ГК «Мортон»;
  • Александр Скокан, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, директор архитектурного бюро «Остоженка».

30 Мая 2014

Пресса: Мегабудка с «русским характером»
Подведены итоги международного архитектурного конкурса «Русский характер» на разработку концепции Русского культурно-просветительского Центра для микрорайона «Бутово Парк». Победителем конкурса стало бюро «Мегабудка».
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.