Серафина сочла условия и задание конкурса подходящими для образовательной программы третьего курса, фокус которой сосредоточен как раз на теме проектирования общественного здания в городской среде. На подготовительном этапе студенты анализировали исходные данные, изучали исторические, климатические, социальные, экономические, культурные и архитектурные аспекты проекта. Эти исследования затем вылились в полноценные концепции. Стоит отметить, что студенты еще не завершили работу над своими проектами, поэтому было бы преждевременно оценивать результаты на данном этапе слишком строго. Однако с точки зрения процесса и методологии проектирования уже достигнуты важные дидактические результаты.
Работы пяти итальянских студентов, а также собранный исследовательский материал были представлены в мае на выставке «Конкурсы» в рамках Московской биеннале наряду с проектами других конкурсантов «Русского характера». Студенческие проекты в соответствии с общей концепцией оформления выставки были напечатаны на картонных кубиках: для того, чтобы рассмотреть все, что на них размещено, зрителям нужно было крутить их в руках. Получилась своеобразная внеконкурсная параллельная программа, дающая альтернативный ответ на вопрос поставленный в условиях конкурса.
Предлагаем вашему вниманию 5 концепций итальянских студентов.
***
Студент: Альберто Гинетти / Alberto Ginetti
Основу идеи составляют размышления на тему утопического «города-сада». Кроме того автор стремился соответствовать рациональному подходу, свойственному советской архитектуре после хрущевских реформ. Извилистые пешеходные дорожки – отсылают к византийскому наследию; нижние этажи с плавными линиями и органическими формами – к «саду», а верхние, геометричные и лаконичные – соответственно, к архитектуре шестидесятых годов. Таким образом хронологический порядок эпох, которыми вдохновлялся автор, соблюден.
Здание представляет собой систему крытых общественных пространств, которые можно использовать в любое время года.
***
Студент: Эрколе Антенуччи / Ercole Antenucci
Формообразование этого культурного центра можно сравнить с движением тектонических плит: и в том, и в другом случае создается новый природный ландшафт (автор вдохновлялся пейзажами, которые открываются при движении вдоль Транссибирской магистрали). Объем центра – это четыре попарно соединенных строения, объединенных цокольным этажом. В интерьере и на фасадах наряду с традиционными для России материалами предложено использовать супер-современные способы оформления, например, 3D-голограммы.
***
Студент: Джулия Лапини / Giulia Lapini
Целью проекта было создание новой достопримечательности при сохранении преемственности с прошлым. Вдохновленная московским метро концепция культурного центра предполагает создание соответствующей атмосферы, которая, по всей видимости, будет выражена в декоративных элементах.
На прямоугольном стилобате располагается квадратный в плане объем с квадратным же внутренним открытым двором. Все остальное пространство стилобата – огромная площадь, уровень которой постепенно опускается к входу в здание, словно приглашая посетителей войти.
***
Студент: Стефано Ломбарди / Stefano Lombardi
Идея этого проекта основана на создании центра в виде модели городской среды (квартала), только более человечного масштаба. Все основные помещения «спрятались» в подземном уровне, в то время как на уровне первого этажа расположены только относительно небольшие квадратные и треугольные объемы, создающие на территории уютные внутренние дворики.
***
Студент: Лука Чжэн / Luca Zheng
Природные обтекаемые формы этого культурного центра были вдохновлены водой как стихией, как животворящей силой. А целью проекта стала попытка сделать урбанизированную городскую среду чуть более естественной и природной. Все здание накрыто зеленой кровлей и словно стремится стать максимально незаметным, прижаться к земле. Проект напоминает работу бюро АБ-Студия, прошедшую в шорт-лист основной программы конкурса – тот же холм с зеленой лужайкой.
***