Искусство архитектурного смешивания

В Центральном доме художника 21 мая стартовала XIX Международная выставка АРХ Москва, которая в этом году проходит параллельно с 4-й Московской биеннале архитектуры.

mainImg
Главной темой выставки и биеннале в этом году стали архитектурные конкурсы и кварталы. И, действительно, трудно найти другие столь же актуальные для современной Москвы тренды: квартальный принцип организации застройки и выбор лучших проектов с помощью архитектурных состязаний – сюжеты, которые, благодаря усилиям новой команды Москомархитектуры, не сходят со страниц профессиональной прессы. 
Здание ЦДХ. Фото А.Мартовицкой
Раздел «Конкурсы». Фото А.Мартовицкой

Не учесть это куратор биеннале Барт Голдхоорн, конечно, не мог, однако, всецело одобряя новый курс градполитики, своей главной задачей голландец считает погружение Москвы в общемировой контекст. Теперь, когда российская столица, так сказать, развернулась лицом к передовым методам формирования городской среды, особенно важно, по мнению Голдхоорна, дать ей наилучшие ориентиры. Именно поэтому в экспозиции этого года так много зарубежных примеров той же квартальной застройки: отдельные выставки посвящены опыту Голландии и Нью-Йорка, большой зал занимает проект Nordic block, в рамках которого показано, как тему кварталов понимают в странах Скандинавии и Балтии, и, наконец, целый «Город кварталов» развернулся и на первом этаже ЦДХ, где Институт открытого урбанизма собрал коллекцию лучших мировых решений на эту тему. 
Выставка Nordic block. Фото А.Мартовицкой
Выставка Nordic block. Фото А.Мартовицкой

Экспозиция «Кварталы. Российский опыт», занимающая центральное место на третьем этаже, на этом фоне смотрится скромно, но достойно. Отрадно, что наряду с очень распиаренными проектами (например, разноцветным социальным жильем на Базовской улице или Wellton Park концерна «Крост») для нее нашлись и многие другие, не менее симпатичные – жилые комплексы «Весна» и «Акварели» бюро «Остоженка», «Лесные этажи» «Архитектурной группы ДНК», ЖК «Литератор» («Сергей Киселев и Партнеры»), «Город-парк» в Новосибирске (KCAP Architects), «Город набережных» (Максим Атаянц). Причем и география, и размах этих проектов красноречиво говорят: внимательный к потребностям отдельно взятого человека квартальный принцип застройки сегодня становится востребован не только в Москве, постепенно распространяясь все дальше от столицы, охватывая и ее города-спутники, и другие «миллионники». 
Экспозиция «Кварталы. Российский опыт». Фото А.Мартовицкой
Экспозиция «Кварталы. Российский опыт». Фото А.Мартовицкой

Конкурсы, сегодня столь активно пропагандируемые Москвой, тоже оказались не сугубо столичным делом. Куратор посвященного им раздела экспозиции Елена Гонсалес показала весь спектр состязаний, проводимых сегодня в России. Он очень широк: от масштабных градостроительных исследований, которые позволяют собрать не конкретные проекты, а, скорее, банки идей, до штучных средовых, от государственного и городского заказа до социальных инициатив. К числу последних сама куратор с удовольствием относит прошедший недавно блиц-конкурс на благоустройство Триумфальной площади: его сверхсжатые сроки, конечно, потрясают воображение, но если бы не активная позиция общественности, его, возможно, не было бы вовсе. Еще одна общественная инициатива – проект «Обитаемый остров», который инициировали жители района Тропарево-Никулино, узнав, что их любимый пешеходный бульвар собираются благоустраивать «по разнарядке». 

Подготовившая собственную экспозицию Москомархитектура также подошла к вопросу творчески: от комитета запросто можно было ожидать некоего отчета о проведенных состязаниях и достигнутых успехах, но вместо этого его сотрудники провели исследование на тему истории конкурсов. Хронология самых известных архитектурных состязаний прошлого (начиная с 448 год до н.э.!) заняла всю стену центрального пространства второго этажа ЦДХ, став эпиграфом ко всей выставке. 
Экспозиция Москомархитектуры. Фото А.Мартовицкой

Открывая АРХ Москву, и главный архитектор города Сергей Кузнецов, и куратор Елена Гонсалес говорили о том, что еще несколько лет назад у нас фактически существовало две разных архитектуры: одна, современная и тонко чувствующая, становилась героиней профессиональных выставок и смотров, а вторая просто реализовывалась в городе, претендуя не на славу, а, скорее, наоборот, на анонимность. И во многом именно благодаря конкурсам эти «слои», наконец, стали смешиваться, а пропасть между ними – сокращаться. 

Всего на АРХ Москве-2014 и примкнувшей к ней биеннале представлены проекты из 16 стран. «Как никогда архитектурная», –  назвал ее на пресс-конференции директор ЦДХ Василий Бычков. Разнообразие экспозиций поддерживает и интересная рамочная программа, центральным событием которой обещает стать Московский архитектурный форум. Он стартует уже завтра, 22 мая, и будет посвящен, в основном, все тем же вопросам – конкурсная практика, проектирование и строительство кварталов. В отдельную сессию его организаторы вынесли круг вопросов, связанных с ролью Москвы-реки в структуре современной Москвы и реорганизацией ее многочисленных набережных. 
Фрагмент голландской экспозиции. Фото А.Мартовицкой
Фрагмент голландской экспозиции. Фото А.Мартовицкой

По-своему раскроют тему конкурсов и уже ставшие традиционными смотры: в рамках АРХ Москвы будет вручена премия «АРХИWOOD», назван «Архитектор года», представлены номинанты на очередной «Дом года». А одним из самых интересных дебютантов-2014, без сомнения, стал конкурс архитектурного рисунка «АрхиГрафика», работы победителей которого демонстрируются на втором этаже ЦДХ в камерном угловом зале №15. Победитель конкурса и автор экспозиции архитектор Рубен Аракелян придумал стильное белоснежное пространство, идеально подчеркивающее хрупкую красоту архитектурного рисунка. Жанра, с которого начинается любая архитектура, в том числе и та, которая затем оттачивается на конкурсах и служит горожанам, принимая облик кварталов.
Выставка Международного онлайн-конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика». Фото А.Мартовицкой
Выставка Международного онлайн-конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика». Фото А.Мартовицкой

22 Мая 2014

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.