Победители «Арх Москвы»

В субботу, 24 мая, в ЦДХ были подведены итоги выставки «Арх Москва 2014». Дипломы получили лучшие экспозиции и проекты; также названо имя архитектора (следующего) года.

mainImg
Церемония награждения проходила на свежем воздухе, во внутреннем дворе ЦДХ, откуда открываются виды на фонтаны реконструированной Крымской набережной. Здесь собрались лучшие, по мнению жюри, кураторы проектов, художники экспозиций, архитекторы и дизайнеры. В неформальной обстановке, за бокалом шампанского, гости бурными овациями встречали героев девятнадцатой международной архитектурной выставки «Арх Москва» и проходящей параллельно с ней четвертой московской биеннале архитектуры.
zooming

Архитектором года'2014 назван Александр Скокан
Раис Баишев получает награду Александра Скокана, названного архитектором года. Фотография Аллы Павликовой

Главным событием награждения стало объявление имени архитектора года. Этого почетного звания в 2014 году удостоился руководитель уже ставшего легендарным российского архитектурного бюро «Остоженка», Александр Скокан. Барт Голдхоорн, поднявшийся на сцену для вручения почетного диплома, отметил, что данная номинация не связана напрямую с выставкой, но обусловлена совокупностью заслуг архитектора, отличившегося в течение всего года. Хотя, надо сказать, что «Остоженка» на выставке была представлена достаточно ярко. Продемонстрированные проекты бюро, выделяющиеся на фоне современного жилого строительства в нашей стране, не оставили жюри «Арх Москвы» иного выбора. Барт Голдхоорн так прокомментировал решение жюри: «Остоженка» – эта та компания, которая в продолжение долгих лет создает очень качественную архитектуру, имеющую к тому же социальную направленность. Александр Скокан – архитектор с огромным опытом в области жилищного строительства, он делает такие проекты, в реализацию которых в нынешних российских условиях вообще невозможно поверить – настолько они инновационны».

Сам Александр Скокан не смог лично присутствовать на награждении. Награду за него получал Раис Баишев, один из авторов жилого комплекса «Акварели», представленного в ЦДХ на экспозиции «Кварталы».
Илья Мукосей и Елена Гонсалес. Фотография Аллы Павликовой

В номинации «Лучшие проекты Биеннале» отличились сразу девять экспозиций. Особо был отмечен проект «Конкурсы», представивший весь срез архитектурных конкурсов, проводившихся в последнее время в нашей стране. Эта экспозиция была подготовлена при активной поддержке Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, для которого развитие конкурсной практики в последние годы стало одной из генеральных линий. Куратором проекта выступила Елена Гонсалес, а интересный дизайн экспозиции с ярко-красными и зелеными информационными плакатами в виде длинных лент свисающих с потолка, заставляющий посетителей выставки останавливаться у ярких стендов, придумал Илья Мукосей. По его идее часть информации напечатали на картонных параллелепипедах: для того, чтобы прочесть и рассмотреть все, что на них написано, зрителям требовалось крутить эти объемы в руках, переворачивать и передвигать, – таким образом экспозиция стала до некоторой степени интерактивной. И хотя кубики получились тяжеловаты, многие (хотя и не все) посетители не ленились их поднимать, вникая в подробности конкурсной политики. 
Проект «Конкурсы» на Арх Москве 2014 (куратор Елена Гонсалес, дизайнер Илья Мукосей). Фотография Юлии Тарабариной
Проект «Конкурсы». Переворачивать и рассматривать картонные параллелепипеды придумал дизайнер выставки Илья Мукосей. Фотография Юлии Тарабариной
Проект «Конкурсы», стенд (еще не объявленного) ряда конкурсов, посвященных переосмыслению береговых зон Москвы-реки. Фотография Юлии Тарабариной
Проект «Конкурсы», стенд конкурса «Русский характер» (компания Мортон, куратор конкурса и дизайнер экспозиции Илья Мукосей, графический дизайн стенда Александр Закс). Фотография Юлии Тарабариной

Также члены жюри не обошли стороной центральную кураторскую экспозицию Барта Голдхоорна под названием «Кварталы. Российский опыт».
Экспозиция «Кварталы. Российский опыт» (куратор Барт Голдхоорн). Фотография Юлии Тарабариной
Куратор проекта «Кварталы. Российский опыт» Барт Голдхоорн". Фоотография Аллы Павликовой

Барт Голдхоорн выбегал на сцену с победно поднятыми вверх руками, однако в своей речи скромно отметил, что награда должна присуждаться всем кураторам и участникам выставки, без которых невозможно было бы само ее проведение.
Куратор конкурса «АрхиГрафика» Екатерина Шалина и архитектор экспозиции Рубен Аракелян. Фотография Аллы Павликовой

Получила признание и экспозиция международного онлайн-конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика», группа группы сайтов 360.ru, представившая лучшие работы своих конкурсантов.
Архиграфика, выставка архитектурной графики (куратор Екатерина Шалина, дизайн экспозиции Рубен Аракелян) Фотография Юлии Тарабариной

Екатерина Шалина призналась, что это был ее первый опыт в качестве куратора выставки и поблагодарила за поддержку Елену Петухову (бюро SPEECH:, "Фонд Сергея Чобана – Музей архитектурного рисунка", СМА) и победителя конкурса Рубена Аракеляна, который, собственно, и оформил экспозицию. Конкурс «АрхиГрафика» возвращает к истокам архитектурного образования – рукотворному архитектурному рисунку, поэтому, без сомнения, выставка получилась одной из самых красивых и поэтических на Арх Москве. Екатерина Шалина напомнила также, что уже с середины июня стартует новый конкурс, и все желающие приглашаются к активному участию.
Людмила Малкис. Фотография Аллы Павликовой

Еще одним ярким событием нынешней «Арх Москвы» стала экспозиция «Двор архитектора». Награды за  остроумное воплощение проекта, призванного привлечь внимание общественности к проблеме обустройства российского двора получил весь многочисленный состав участников проекта – это и архитекторы небезысвестного бюро megabudka, и большой коллектив Archipeople во главе с Людмилой Малкис, отметившей, что «Арх Москва» – это только старт «Двора архитектора». В ближайшем будущем планируется устроить целый гастрольный тур по городам России.
Конкурс Двор архитектора во дворе ЦДХ (часть проекта GardenФест): коробки с отверстием, через которое можно увидеть проект благоустройства двора внутри. Фотография Юлии Тарабариной
Конкурс Двор архитектора во дворе ЦДХ (часть проекта GardenФест): коробки с отверстием, через которое можно увидеть проект благоустройства двора внутри. Фотография Юлии Тарабариной
Награждение экспозиции Nordic Block. Фотография Аллы Павликовой

Лучшими были названы и проекты «Свобода в рамках. Самарский опыт», подготовленный коллективом «Местные планировщики» и учебной мастерской Сергея Малахова и Евгении Репиной, исследовательский проект Тамары Мурадовой «Усачевка. Один день из жизни конструктивистского квартала», а также проект Nordic Block, рассматривающий так называемую «северную» модель городского квартала на примере застройки в странах Балтии и Скандинавии. Подготовкой этой выставки занимался журнал «Проект Балтия», а детали дизайна экспозиции разработала команда молодых архитекторов из Санкт-Петербурга Rhizome group.
Евгений Асс получает награду за экспозицию «МАРШ пешеходов». Фотография Аллы Павликовой

Проект «МАРШ пешеходов», подготовленный архитектурной школой «МАРШ» и призванный осмыслить пространство центральных районов Москвы с позиции пешехода, также получил диплом в номинации «Лучшие проекты Биеннале», как и коллективная экспозиция на тему спасения Шуховской Башни. Эта выставка продемонстрировала серию агитационных плакатов, призывающих общественность не остаться равнодушной к судьбе уникальных памятников авангарда.
Никита и Андрей Асадовы получают диплом за экспозицию «Тающий Авангард». Фотография Аллы Павликовой
Инсталляция «Тающая башня» Андрея и Никиты Асадовых плавилась в течение первого дня работы выставки, символизируя то, как башня сейчас исчезает почти буквально на глазах; на второй день от башни осталась только вода. Фотография Юлии Тарабариной

Проект носит название «Тающий Авангард». Как пояснил один из инициаторов и организаторов акции Андрей Асадов, основной целью данного проекта было привлечение внимания к вопросу сохранения русского авангарда, над многими из которых сегодня нависла реальная угроза уничтожения. «Арх Москва» не станет единственной площадкой для дискуссии на данную тему. Участники проекта и в дальнейшем намерены активно продвигать идеи «Тающего Авангарда».
АБ «Новое». Фотография Аллы Павликовой

В номинации «Лучшая экспозиция в разделе Архитектура» Диплом 1-ой степени получили дебютанты «Арх Москвы» архитектурное бюро «Новое», обойдя получившую второе место Арт-Группу «Камень». В прошлом году одна из участниц бюро, Анастасия Грицкова, стала победителем премии «Авангард», представив эффектный проект клуба в Подольске под названием «Обелиск». Новая награда Арх Москвы не заставила себя долго ждать – красивый белоснежный макет с застывшими на нем черными фигурками людей, позволяющий вспомнить о памятниках русского конструктивизма, был оценен по достоинству. Диплом третьей степени в этой номинации достался компании AMG-Проект.
Лучшая экспозиция в разделе Архитектура. Диплом I степени. АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО «НОВОЕ». Фотография Юлии Тарабариной
Лучшая экспозиция в разделе Архитектура. Диплом I степени. АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО «НОВОЕ». Фотография Юлии Тарабариной
Лучшая экспозиция в разделе Архитектура. Диплом II степени. АРТ-ГРУППА «КАМЕНЬ». Фотография Юлии Тарабариной
Лучшая экспозиция в разделе Архитектура. Диплом II степени. АРТ-ГРУППА «КАМЕНЬ». Фотография Юлии Тарабариной
Лучшая экспозиция в разделе Архитектура. Диплом III степени. AMG-ПРОЕКТ. Фотография Юлии Тарабариной

Лучшим специальным проектом в области дизайна стала экспозиция «Шарлотт Перриан – пионер модернизма. От авангардного дизайна до фотографии». Куратором экспозиции выступила Ирина Шутько, а организатором – ARCHISTUDIO.
Экспозиция Шарлотт Периан – пионер модернизма (ARCHISTUDIO, куратор Ирина Шутько). Фотография Юлии Тарабариной

В разделе «Экстерьерные и Интерьерные решения» главная награда досталась компании ОртОст-фасад, дизайн экспозиции которой разработала проектная группа «Поле-Дизайн» и лично Владимир Кузьмин.
Стенд компании ОртОст Фасад (авторы Влад Савинкин и Владимир Кузьмин, Поле-Дизайн). Фотография Юлии Тарабариной

В разделе «Свет в архитектуре» главную награду получила экспозиция, представленная компанией Центрсвет.
I место в номинации Свет: стенд компании Центр свет. Фотография Юлии Тарабариной
Экспозиция Court Yard (часть проекта GardenФест): подборка примеров современного благоустройства и озеленения в Нидерландах. Фотография Юлии Тарабариной
Герхард Хаузер. Вторая премия конкурса «Дом для жизни в балансе с природой». Фотография Аллы Павликовой

Кроме того, в ходе церемонии были вручены призы победителям ежегодного конкурса «Дом для жизни в балансе с природой», организованный компанией Rockwool. На этот раз члены жюри конкурса во главе с Александром Ремизовым из-за отсутствия явного лидера не смогли выбрать одного победителя и в итоге решили вручить две вторых премии. Одну из них получил Герхард Хаузер, архитектор из Австрии, прилетевший на церемонию прямо из Инсбрука. На конкурс он представил проект пассивного дома, отличающийся продуманностью деталей, а кроме того, подкупающий своей реализуемостью – в том числе, в российских условиях.
Даниил Слот и Анна Стадухина. Вторая премия конкурса «Дом для жизни в балансе с природой». Фотография Аллы Павликовой

Второй проект, также удостоившийся награды в 300 тысяч рублей, был разработан Даниилом Слотом и Анной Стадухиной. Вручая приз Александр Ремизов отметил, что этот проект долгое время был главным претендентом на первое место, поскольку помимо вопросов энергосбережения, авторы продемонстрировали максимально бережное отношение к истории. В данном проекте руины здания предлагается не снести, а включить в общее архитектурное решение. А вот по итогам зрительского голосования лучшим в конкурсе стал проект Алексея Ананьева «Батарейка». Автор получил награду в размере 250 тысяч рублей.

Ниже публикуем полный список победителей 19 международной выставки «Арх Москва»:

Жюри:
Анатолий Белов, и.о. Главного редактора журнала «Проект Россия»
Василий Бычков, Председатель оргкомитета Биеннале
Алексей Дорожкин, Главный редактор журнала Elle Decoration  
Николай Малинин, Архитектурный критик
Наталья Тимашева, Главный редактор журнала Интерьер+Дизайн
Виктор Хречко, Руководитель портала Archi.ru
Алексей Щукин, Специальный корреспондент журнала «Эксперт»

НОМИНАЦИЯ: Архитектор Года

АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ СКОКАН
Архитектурное бюро «ОСТОЖЕНКА»

НОМИНАЦИЯ: Лучшие проекты Биеннале

Проект «КОНКУРСЫ»
При поддержке
Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы
Куратор: Елена Гонсалес
Дизайнер экспозиции: Илья Мукосей  

НОМИНАЦИЯ: Лучшие проекты Биеннале

Проект «КВАРТАЛЫ. Российский опыт»
Куратор: Барт Голдхоорн

НОМИНАЦИЯ: Лучшие проекты Биеннале

Экспозиция Международного онлайн-конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика». Выставка лучших работ.
Куратор: Екатерина Шалина

НОМИНАЦИЯ: Лучшие проекты Биеннале

ПРОЕКТ «ДВОР АРХИТЕКТОРА»
Кураторы: Артем Укропов, Кирилл Губернаторов, Дарья Листопад / megabudka, Людмила Малкис / ARCHiPEOPLE
Генеральный Партнер: ФСК «ЛИДЕР»

НОМИНАЦИЯ: Лучшие проекты Биеннале

ПРОЕКТ «СВОБОДА В РАМКАХ». САМАРСКИЙ ОПЫТ
Коллектив: МЕСТНЫЕ ПЛАНИРОВЩИКИ
Учебная мастерская Сергея Малахова и Евгении Репиной

НОМИНАЦИЯ: Лучшие проекты Биеннале

ПРОЕКТ NORDIC BLOCK
«северная» модель городского квартала
ЖУРНАЛ «ПРОЕКТ БАЛТИЯ»

НОМИНАЦИЯ: Лучшие проекты Биеннале

ПРОЕКТ «МАРШ ПЕШЕХОДОВ»
АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА «МАРШ»

НОМИНАЦИЯ: Лучшие проекты Биеннале

Коллективная экспозиция:    
Шаболовский Культурный Кластер
Выставка плакатов на тему спасения Шуховской Башни
Объект «Тающий Авангард»

Авторский коллектив:
Архитектурное бюро Асадова
MADETOGETHER
НЛО проектное бюро
Инициативная группа «Шаболовка»

НОМИНАЦИЯ: Лучшие проекты Биеннале

ПРОЕКТ: «УСАЧЕВКА. Один день из жизни конструктивистского квартала» Исследовательский проект Тамары Мурадовой

НОМИНАЦИЯ: Лучшая экспозиция в разделе Архитектура

Диплом I степени
АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО «НОВОЕ»

Диплом II степени
АРТ-ГРУППА «КАМЕНЬ»

Диплом III степени
AMG-ПРОЕКТ

НОМИНАЦИЯ: Лучший специальный проект в области дизайна

Экспозиция «ШАРЛОТТ ПЕРРИАН – ПИОНЕР МОДЕРНИЗМА.
От авангардного дизайна до фотографии»
Организатор: ARCHISTUDIO
Куратор: Ирина Шутько
Партнер: ALTAGAMMA

НОМИНАЦИЯ: Лучшая экспозиция в разделе Экстерьерные и Интерьерные решения

Диплом I степени   
Компания ОРТОСТ-ФАСАД
Дизайн экспозиции: Проектная группа «Поле-Дизайн»

Диплом II степени
Компания  KOVЁR BURO

Диплом II степени
Компания ТЕРМОДРЕФФ

Диплом III степени
Компания  APPIANI
Дизайнер экспозиции: Мария-Антония Церетели

НОМИНАЦИЯ: Лучшая экспозиция в разделе Свет в архитектуре

Диплом I степени
Компания ЦЕНТРСВЕТ

Диплом II степени
Компания NOVALUX

Диплом III степени
Компания АРТЛАЙТ

Поставщики, технологии

26 Мая 2014

Похожие статьи
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Пресса: Громкие конкурсы прошлого
Одной из главных тем прошедшей 21-25 мая 4-й Архитектурной Биеннале и XIX Международной выставки «АРХ Москва» стали конкурсы, а одноименный спецпроект – одним из центральных, недаром названным «Лучшим проектом Биеннале». Экспозиция Москомархитектуры в его рамках позволила проследить историю архитектурных состязаний вглубь веков, наглядно доказав, что человечество с успехом использует этот метод выбора наиболее качественных архитектурных решений на протяжении многих столетий.
Пресса: В столице открылась 19-ая международная выставка «АРХ...
В столице открылась 19-ая международная выставка «АРХ Москва». Она проходит параллельно с 4-й Московской биеннале архитектуры. Архитекторы не могут не видеть отчуждённости людей друг от друга в современном обществе. Её симптомы – это уход в Интернет, потеря реальных связей, способности к сочувствию. Уклад жизни современных мегаполисов только усугубляет эту проблему. Участники нынешней «АРХ Москвы» заняты как раз пересмотром концепций городской застройки.
Пресса: Конкурсная основа и квартальный принцип
В ЦДХ открылись 4-я по счету Московская Биеннале архитектуры и XIX Международная выставка «АРХ Москва». В этом году они показывают практическую реализацию принципов новой градостроительной доктрины столицы – квартальный город и конкурсную архитектурную практику.
Пресса: Елена Гонсалес: конкурсы импонируют мне как вид исследования
Архитектурный критик и куратор Елена Гонсалес – в числе главных лиц Московской биеннале архитектуры. В этом году под ее руководством готовился раздел «Конкурсы», ставший одним из центральных проектов выставки. Накануне открытия Елена Гонсалес рассказала порталу Архсовета Москвы о том, что мы увидим в ЦДХ на этой неделе.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.