Москва привлекла Габриэле Базилико темпом и размахом тех трансформаций, которые переживает на протяжении последних 15 лет и которые самым непосредственным образом отразились на архитектуре города. Здесь уживаются (не всегда мирно) архитектурные памятники разных эпох и новостройки, претендующие на статус сверхсовременных, однако миру практически не известно то, что происходит в московской «лаборатории», и именно это пробел взялся устранить итальянский фотограф.
Проект «Вертикальная Москва» – это попытка документального исследования метаморфоз городского ландшафта. Базилико делает снимки с вершин «Семи сестер», знаменитых московских высоток, построенных в сталинскую эпоху. Они выбраны неслучайно: фотограф стремился запечатлеть образ постсоветской метрополии с высоты самых представительных памятников эпохи социализма. Таким образом, для нового портрета Москвы «вертикальное» измерение становится ведущим – в противоположность традиционному горизонтальному видению.
С высоты изменения, произошедшие с городским пейзажем, окружающим «высотки», особенно явственно бросаются глаза. Первоначальный градостроительный замысел уже частично затерт волной времени: властные оси сталинского генплана теряются в бесконечных транспортных пробка и растворяются в однообразно геометрии спальных микрорайонов. Очень красноречиво показывают панорамы и современную ситуацию с высотными доминантами города: в его ландшафте возникли целые гряды новых пиков, но вступить в полноправный диалог с каменными громадами «социалистических башен» удалось далеко не всем.
Экспозиция разбита на мини-отделы, каждый из которых посвящен отдельной «высотке» – гостинице «Украина», МГУ, административному зданию на Красных воротах и прочим. Подобный географический принцип, безусловно, здорово облегчает жизнь посетителям, помогая сориентироваться в городских панорамах и, мысленно вознесясь на ту или иную высотку, вдумчиво следовать за взглядом фотографа. Отдельный стенд занимают крупные «персональные портреты» самих высоток. И если современный город с его пробками и стройками Базилико представляет во всей свойственной мегаполису пестроте, то сами «семь сестер» сфотографированы на черно-белую пленку. Величественные кадры как бы отсылают зрителя к прошлому, заставляют вспомнить известные фотографии сталинской архитектуры 50-х и 60-х годов (работы Наума Грановского и прочих). И, пожалуй, сочетание фоторабот, сделанных «под старину», и фотографий современной Москвы нагляднее всего демонстрирует разницу в восприятии города, заставляет задуматься над переменами, произошедшими с мегаполисом за последние пятьдесят лет.
Выставка работ Габриэле Базилико будет работать до 5 февраля 2012 года.
Выставка «Москва Вертикальная». Фото Олега Мишина