Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.12.2011

Вертикальный ракурс

Олег Мишин

19 декабря в Аптекарском приказе Музея Архитектуры открылась выставка знаменитого итальянского фотографа Габриэле Базилико «Москва вертикальная».

Выставка «Москва Вертикальная». Фото Олега Мишина
Выставка «Москва Вертикальная». Фото Олега Мишина
Габриэле Базилико  (Gabriele Basilico) родился в 1944 году в Милане. По образованию он архитектор, который в 1970-е годы страстно и навсегда увлекся фотографией. Среди его первых «моделей» были промышленные предприятия Милана, и с тех пор Базилико успел исследовать с помощью фотообъектива сотни всевозможных типологий и пространств. Базилико участвовал более чем в 100 групповых выставок и провел около 50 персональных, в том числе крупный ретроспективный показ в Картинной галерее современного искусства Турина в 2002 году. В Москве, которая покорила фотографа с первого снимка, он сделал серию городских панорам с высоты семи сталинских высоток. Фотографии Базилико, представленные в Музее архитектуры, – это попытка взглянуть на российскую столицу как совокупность вертикалей, проследить, как в различную погоду и при разном освещении видоизменяется городская среда и звучат акценты сложившихся архитектурных ансамблей.

Москва привлекла Габриэле Базилико темпом и размахом тех трансформаций, которые переживает на протяжении последних 15 лет и которые самым непосредственным образом отразились на архитектуре города. Здесь уживаются (не всегда мирно) архитектурные памятники разных эпох и новостройки, претендующие на статус сверхсовременных, однако миру практически не известно то, что происходит в московской «лаборатории», и именно это пробел взялся устранить итальянский фотограф.

Проект «Вертикальная Москва» – это попытка документального исследования метаморфоз городского ландшафта. Базилико делает снимки с вершин «Семи сестер», знаменитых московских высоток, построенных в сталинскую эпоху. Они выбраны неслучайно: фотограф стремился запечатлеть образ постсоветской метрополии с высоты самых представительных памятников эпохи социализма. Таким образом, для нового портрета Москвы «вертикальное» измерение становится ведущим – в противоположность традиционному горизонтальному видению.

С высоты изменения, произошедшие с городским пейзажем, окружающим «высотки», особенно явственно бросаются глаза. Первоначальный градостроительный замысел уже частично затерт волной времени: властные оси сталинского генплана теряются в бесконечных транспортных пробка и растворяются в однообразно геометрии спальных микрорайонов. Очень красноречиво показывают панорамы и современную ситуацию с высотными доминантами города: в его ландшафте возникли целые гряды новых пиков, но вступить в полноправный диалог с каменными громадами «социалистических башен» удалось далеко не всем.

Экспозиция разбита на мини-отделы, каждый из которых посвящен отдельной «высотке» – гостинице «Украина», МГУ, административному зданию на Красных воротах и прочим. Подобный географический принцип, безусловно, здорово облегчает жизнь посетителям, помогая сориентироваться в городских панорамах и, мысленно вознесясь на ту или иную высотку, вдумчиво следовать за взглядом фотографа. Отдельный стенд занимают крупные «персональные портреты» самих высоток. И если современный город с его пробками и стройками Базилико представляет во всей свойственной мегаполису пестроте, то сами «семь сестер» сфотографированы на черно-белую пленку. Величественные кадры как бы отсылают зрителя к прошлому, заставляют вспомнить известные фотографии сталинской архитектуры 50-х и 60-х годов (работы Наума Грановского и прочих). И, пожалуй, сочетание фоторабот, сделанных «под  старину», и фотографий современной Москвы  нагляднее всего демонстрирует разницу в восприятии города, заставляет задуматься над переменами, произошедшими с мегаполисом за последние пятьдесят лет.

Выставка работ Габриэле Базилико будет работать до 5 февраля 2012 года.