Демонстрация первых эмоциональных карт, выполненных художниками, дизайнерами и архитекторами стала начальным этапом проекта «Иное измерение». Проект рассчитан на год, к следующим Дням архитектуры планируется подвести некие итоги, а пока исследование города проходит во время дрейфов. Так группа художников ‘А3’ продемонстрировала на выставке описание одного из таких дрейфов, а в рамках фестиваля прошёл уже следующий – ночной…
Какими будут результаты подобных коллективных усилий, и способны ли они повлиять на общее настроение, – этого никто не знает. По крайней мере, задача фестиваля – не просто собрать тусовку и развлечь ее, но также спровоцировать некие, относительно новые формы активности. Например, привлечь к разговорам о городе самых разных людей. Дискуссионный клуб в Доме архитекторов так и не сложился – это требует основательной подготовки всех участников. А вот такой модный формат как Печа-Куча оказался к месту. Организатор нижегородских вечеринок – объединение «МАССОЛИТ» охотно согласились открыть тематическую ветвь Печа-Кучи в Доме архитектора: «Город. Пространство. Архитектура». 20 слайдов, 20 секунд на комментарий к каждому – в таком режиме проходит рассказ о фасадах, рекламе, граффити, проблемных зонах и поездках в «прекрасное далёко». После фестиваля встречи в новом формате будут проходить в Доме архитектора раз в месяц.
Прямой провокацией стала на фестивале выставка «Стойка на голове». Темы благоустройства, средового дизайна, как правило, занимают специалистов, не задевая чувств остальной публики. При этом большинство горожан не представляют, что такое качественная среда, и связывают это понятие исключительно с местного производства брусчаткой, положенной в городе везде на видных дорожках и тропах. Что же это на самом деле – и показывала «Стойка на голове»: для того, чтобы рассмотреть фотографию, сначала ее требовалось… поймать. Под потолком Дома архитектора – на высоте вытянутой руки – висели на невидимых нитях десятки изображений. «Фотомобили» непрерывно колыхались и вращались, поворачиваясь к зрителю то картинкой, то комментарием с тыльной стороны. В комментариях были указаны конкретные адреса Нижнего Новгорода, но фотографии никак не состыковывались с привычными представлениями об этих местах. «Танцплощадка на Оке у Молитовского моста», «Занятия серфингистов на реке Борзовка», «Летний тент на площади Революции», «Утренние занятия йогой в парке Дубки. Не всем пока удается выполнить стойку на голове»… Не всем! И это обидно.
Город может стать лучше и гуманнее, если люди не разучатся смотреть вокруг внимательнее, вдумчиво. Не перестанут чувствовать реальность. Понимать, как устроено пространство и что это значит. На фестивале прошло обсуждение совершенно «неархитектурного» казалось бы, фильма Милоша Янчо «Без надежды».Но философы объяснили, что там происходит с движением и скоростью, и как эти объяснения продлить на живой город. Вернуть – хотя бы на время! – потребность в созерцании, неспешном рассуждении попытались гости фестиваля – создатели сетевого журнала «АРХИпроба» – Тамара Мурадова и Ольга Лаврентьева. Молодые архитекторы- выпускницы МАРХИ делают журнал исключительно ради удовольствия, находя радость в чистой геометрии, тенях, полутонах, метафорических высказываниях. Фотовыставка, которую они подготовили для фестиваля в Нижнем Новгороде, – об этом же. Свет, гармоничные детали, пространственные абстракции, и прочая красота, которая может наполнить нашу жизнь, если мы не упустим шанс всё это ежедневно чувствовать. И адекватно отвечать – не готовыми клише, а ответственно и самостоятельно переживая.
Сакура на улице Веденяпина. Вернисаж «Стойки на голове». Фото автора
Фото автора
Париж. Фото Вивиан дель Рио. Подпись на выставке:
«Жарким летом пользовались популярностью у горожан новые дождевые установки у кремлевской стены»
Экспозиция АРХИпробы. Фото Ольги Лаврентьевой
Карта блоггера
«Город потребителей»
Фрагмент одного из выступлений на Печа-Куче
Фрагмент одного из выступлений на Печа-Куче
Экспозиция. Фото автора