Свою лекцию Олимпия Каци начала с небольшого экскурса в историю Института Урбанистики и дизайна городской среды в целом. Урбанистика как дисциплина возникла в 1960-х годах в Гарвардском Университете. В 1960-х появилась первая школа, а через 5 лет – и первые специалисты. В 1978 г. журнал «Дизайн городской среды» (Urban Design) впервые устроил Национальную конференцию урбанистического дизайна, где впервые собрались специалисты в этой области. Целью конференции было собрать вместе не только урбанистов, но и градостроителей, ландшафтных дизайнеров, девелоперов, политиков. Это было удачным решением, люди встречались, обменивались мнением, говорили о городском дизайне, а также смежных проблемах, например, об использовании общественных пространств и «коричневых зонах» (brownfields) – городском пространстве, прежде занятом промышленными предприятиями и нуждающемся в очистке. В 1981 году Денис Скотт Браун и Дэвид Линч организовали первый образовательный Институт Урбанистики, куда Олимпия Каци пришла работать в 2007 году на должность исполнительного директора.
Городское планирование зародилось гораздо раньше урбанистики – в 1923 году, также в Гарварде. Уже в 1927 году был создан первый Департамент Городского Планирования, который в течение тридцати одного года (до 1968) разрабатывал первый план Нью-Йорка. Этот план подвергся острой критике, в нем не содержалось практических решений для дальнейшего развития города. Поэтому было много разговоров о создании следующего плана, который появился только в 2007 году. Он представлял собой объемный том, в котором были собраны все градостроительные предложения для Нью-Йорка, разделенные на шесть разделов: вода, воздух, энергетика, транспорт, изменение климата, землеиспользование. Этот план постарались сделать очень конкретным, туда вошло 127 инициатив. Для его исполнения был создан новый департамент, названный Департаментом перспективного и устойчивого развития города. Среди инициатив нового плана были посадка 1 миллиона деревьев, создание парков в 10 минутах ходьбы от каждого дома, увеличение общественных пространств, превращение парковок в пешеходные зоны, создание велосипедных дорожек по всему городу. Чтобы уменьшить углеродные выбросы и пробки в городе было решено сделать въезд в город платным – 9 долларов. Такая система называется «экопасс» и она уже давно практикуется в других мировых столицах. В Нью-Йорке ее удалось ввести только на Манхэттене. Вероятно, главная причина этого – недостаточное развитие инфраструктуры и общественного транспорта. Еще одну проблему – недостаточное количество жилья для быстро растущего населения города – предполагается решить, освоив уже упомянутые «коричневые зоны» и ранее не застраиваемое побережье Манхэттена.
Нью-йоркский Институт урбанистики тоже внес свою лепту в этот план, пригласив специалистов для создания плана города. Институт также выпустил книгу, в которой собраны все предложения членов института. Она была передана администрации города, которая использует эту книгу как план действий.
Сейчас, несмотря на кризис, большинство многомиллиардных мегапроектов продолжают реализовываться. Нью-Йорк привык к мегапроектам, но раньше ими занимались архитекторы не то чтобы известные, а сейчас другая эра – «звезд». Критик Financial Times Эдди Хитгот в своей статье «Last 4» говорит о том, что Нью-Йорк стоял особняком в течение нескольких столетий, а сейчас он стал менее обособленным, поскольку есть «звезды», которые строят свои не только в Нью-Йорке, но и во всех крупных городах мира.
Один из таких мегапроектов Нью-Йорка – Хадсон Ярдс (Hudson Yards). Он занимает огромную территорию, 6,5 акров в самом сердце Манхэттена, и для его реализации необходимо построить огромные фермы – перекрытия над всем участком. Городу пришлось объединить силы пяти частных девелоперов, а также известных архитекторов и ландшафтных дизайнеров. Программа проекта была ограничена: от архитекторов требовали создать большое количество квадратных метров под офисы, магазины, жилье, культурное пространство и парк. Было невозможно встроить это все в город незаметно. В мае 2008 года, наконец-то, было выбрано три проекта: от архитектурных бюро KPF (Кон Педерсен Фокс), Аркитектоника и бюро Роберта А.М. Стерна. Сейчас строительство Хадсон Ярда приостановлено из-за кризиса, прекратился приток частных инвестиций. По мнению Олимпии Каци, это даже хорошо, потому что можно изменить в проекте некоторые вещи, не устраивающие жителей.
Всемирный Торговый Центр (WTC) в Даунтауне – еще один мегапроект Манхэттена. После трагических событий 11 сентября было много споров по поводу этого места. Башни-близнецы находились в аренде у компании-застройщика «Сильверстинг», и после обрушения компания по-прежнему обладала правом аренды земли. После трагедии образовалась большая пустая территория и городу было важно знать, что именно планирует построить застройщик, который первоначально не прислушивался к общественному мнению, что вызвало негативную реакцию американцев.
В результате, как известно, был проведен открытый конкурс, победителем которого стал Даниэль Либескинд с проектом башни Свободы (Freedom Tower). Проект Либескинда победил во многом за счет символизма: два сооружения в центре символизируют Башни-близнецы. Символический мемориал был очень важен для людей, которые смогут приходить туда и вспоминать эту ужасную трагедию. Прошло 8 лет и наконец-то началось строительство.
Следующий мегапроект – расширение Колумбийского Университета в Гарлеме, районе верхнего Манхэттена, был сделан еще одним «звездным» архитектором Ренцо Пьяно. Этот проект вызвал большое сопротивление местных жителей, в основном, афроамериканцев с более низким уровнем образования и ограниченными возможностями, чем другие жители Манхэттена. Они бояться стать чужаками в новопостроенном районе, населенном богатыми людьми, которые получает возможность перебраться поближе к центру.
Еще один амбициозный проект – посадить в городе 1 млн. деревьев. В Париже есть пример парка, разбитого на территории бывшей железной дороги. Нью-Йорк решил последовать этому примеру и через месяц должен открыться подобный парк, протянувшийся из Даун Тауна до 12 улицы на несколько километров.
Изменение климата – важный фактор для такого прибрежного города, как Нью-Йорк. Даже если выпадет немного больше осадков, чем обычно, не говоря уже о стихийных бедствиях, Нью-Йорк утонет и многомиллиардные проекты, о которых говорилось раньше, окажутся под водой. По утверждению Олимпии Каци, не следует делать «глупое планирование», а нужно осознавать, куда мы вкладываем деньги.
Еще одна вещь, важная для города – это загрязнение. По словам Олимпии Каци, распространенное мнение, что загрязнение связано с промышленностью и автомобилями, не совсем верно. Больше всего городскую среду загрязняет, оказывается, строительство. Поэтому надо думать, какие материалы использовать при строительстве, как здание будет существовать дальше и как его обслуживать.
Большое количество автомобилей на улицах – нормальная ситуация для большого города. Мы сейчас живем в эпоху «постмашин», и если от машин нельзя отказаться полностью, то нужно разрабатывать гибридный транспорт. Тогда улицы будут более зелеными, без машин, а воздух – более чистым.
В Нью-Йорке есть район Бронкс, где живут бедные люди. Там много предприятий и экология оставляет желать лучшего. В Бронксе на 50% больше заболеваний астмой, чем в других районах Нью-Йорка. Люди, которые там живут, платят за воздух своим здоровьем, и это ненормально. При планировке города надо понимать, как распределить производство и как оно будет работать. В Бронксе был создан комитет для защиты его жителей, и важно, что он стал партнером мера Блумберга в разработке нового план Нью-Йорка.
Как говорит Олимпия Каци, сегодня очень важно понимать архитектуру как мультидисциплинарную науку. Если вы – архитектор, то ваша задача учесть интересы каждого конкретного сообщества людей. Например, архитектор Тедди Круз из Сан-Диего был привлечен благотворительной строительной организацией «Каза Фамилиар» к разработке дизайна малобюджетного дома. Такие дома были созданы параллельно с системой микрокредитования, которая позволила очень бедным людям купить себе дома. К тому же план территории был разработан так, что люди смогли не просто жить в этом районе, но и работать. В результате сотрудничества с благотворительной организацией были максимально учтены интересы этой группы населения.
В завершение Олимпия Каци подвела итог всему сказанному, который прозвучал как призыв ко всем людям, живущим в мегаполисах: планирование будущего важно и сложно, но мы должны этим заниматься.
Все, о чем говорила Каци в своей лекции, было очень понятно и доступно, никакой терминологии и научных изысканий. Автомобильные пробки, плохая экология, перенаселение, стихийный рост города – мы все это видим каждый день, выходя на улицу, вдыхая воздух, перемещаясь по городу. В Нью-Йорке такие же проблемы, как и в Москве. Только обидно, что о москвичах так, как о жителях Нью-Йорка, никто не думает.