Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

12.04.2009

Мечты и реальность Нью-Йорка. Лекция Олимпии Каци

Анна Герасименко

В среду в Доме архитектора прошла лекция Олимпии Каци – исполнительного директора Нью-Йоркского Института Урбанистики, организованная Ц:СА в рамках программы «Современный город». Лекция под названием «Нью-Йорк 2030: планы, мечты, реальность» была посвящена новому градостроительному плану Нью-Йорка, известному как план мэра города Майкла Блумберга. Проекту масштабному и в чем-то даже утопичному, поскольку его задача – создать экологически чистый и в то же время жизнеспособный мегаполис.

Свою лекцию Олимпия Каци начала с небольшого экскурса в историю Института Урбанистики и дизайна городской среды в целом. Урбанистика как дисциплина возникла в 1960-х годах в Гарвардском Университете. В 1960-х появилась первая школа, а через 5 лет – и первые специалисты. В 1978 г. журнал «Дизайн городской среды» (Urban Design) впервые устроил Национальную конференцию урбанистического дизайна, где впервые собрались специалисты в этой области. Целью конференции было собрать вместе не только урбанистов, но и градостроителей, ландшафтных дизайнеров, девелоперов, политиков. Это было удачным решением, люди встречались, обменивались мнением, говорили о городском дизайне, а также смежных проблемах, например, об использовании общественных пространств и «коричневых зонах» (brownfields) – городском пространстве, прежде занятом промышленными предприятиями и нуждающемся в очистке. В 1981 году Денис Скотт Браун и Дэвид Линч организовали первый образовательный Институт Урбанистики, куда Олимпия Каци пришла работать в 2007 году на должность исполнительного директора.

Олимпия Каци (OLYMPIA KAZI)
Олимпия Каци (OLYMPIA KAZI)

Городское планирование зародилось гораздо раньше урбанистики – в 1923 году, также в Гарварде. Уже в 1927 году был создан первый Департамент Городского Планирования, который в течение тридцати одного года (до 1968) разрабатывал первый план Нью-Йорка. Этот план подвергся острой критике, в нем не содержалось практических решений для дальнейшего развития города. Поэтому было много разговоров о создании следующего плана, который появился только в 2007 году. Он представлял собой объемный том, в котором были собраны все градостроительные предложения для Нью-Йорка, разделенные на шесть разделов: вода, воздух, энергетика, транспорт, изменение климата, землеиспользование. Этот план постарались сделать очень конкретным, туда вошло 127 инициатив. Для его исполнения был создан новый департамент, названный Департаментом перспективного и устойчивого развития города. Среди инициатив нового плана были посадка 1 миллиона деревьев, создание парков в 10 минутах ходьбы от каждого дома, увеличение общественных пространств, превращение парковок в пешеходные зоны, создание велосипедных дорожек по всему городу. Чтобы уменьшить углеродные выбросы и пробки в городе было решено сделать въезд в город платным – 9 долларов. Такая система называется «экопасс» и она уже давно практикуется в других мировых столицах. В Нью-Йорке ее удалось ввести только на Манхэттене. Вероятно, главная причина этого – недостаточное развитие инфраструктуры и общественного транспорта. Еще одну проблему – недостаточное количество жилья для быстро растущего населения города – предполагается решить, освоив уже упомянутые «коричневые зоны» и ранее не застраиваемое побережье Манхэттена.

Нью-йоркский Институт урбанистики тоже внес свою лепту в этот план, пригласив специалистов для создания плана города. Институт также выпустил книгу, в которой собраны все предложения членов института. Она была передана администрации города, которая использует эту книгу как план действий.

The New York 2030 Notebook. Institute for Urban Design, 2008
The New York 2030 Notebook. Institute for Urban Design, 2008

Сейчас, несмотря на кризис, большинство многомиллиардных мегапроектов продолжают реализовываться. Нью-Йорк привык к мегапроектам, но раньше ими занимались архитекторы не то чтобы известные, а сейчас другая эра – «звезд». Критик Financial Times Эдди Хитгот в своей статье «Last 4» говорит о том, что Нью-Йорк стоял особняком в течение нескольких столетий, а сейчас он стал менее обособленным, поскольку есть «звезды», которые строят свои не только в Нью-Йорке, но и во всех крупных городах мира.

Один из таких мегапроектов Нью-Йорка – Хадсон Ярдс (Hudson Yards). Он занимает огромную территорию, 6,5 акров в самом сердце Манхэттена, и для его реализации необходимо построить огромные фермы – перекрытия над всем участком. Городу пришлось объединить силы пяти частных девелоперов, а также известных архитекторов и ландшафтных дизайнеров. Программа проекта была ограничена: от архитекторов требовали создать большое количество квадратных метров под офисы, магазины, жилье, культурное пространство и парк. Было невозможно встроить это все в город незаметно. В мае 2008 года, наконец-то, было выбрано три проекта: от архитектурных бюро KPF (Кон Педерсен Фокс), Аркитектоника и бюро Роберта А.М. Стерна. Сейчас строительство Хадсон Ярда приостановлено из-за кризиса, прекратился приток частных инвестиций. По мнению Олимпии Каци, это даже хорошо, потому что можно изменить в проекте некоторые вещи, не устраивающие жителей.

Всемирный Торговый Центр (WTC) в Даунтауне – еще один мегапроект Манхэттена. После трагических событий 11 сентября было много споров по поводу этого места. Башни-близнецы находились в аренде у компании-застройщика «Сильверстинг», и после обрушения компания по-прежнему обладала правом аренды земли. После трагедии образовалась большая пустая территория и городу было важно знать, что именно планирует построить застройщик, который первоначально не прислушивался к общественному мнению, что вызвало негативную реакцию американцев.
В результате, как известно, был проведен открытый конкурс, победителем которого стал Даниэль Либескинд с проектом башни Свободы (Freedom Tower). Проект Либескинда победил во многом за счет символизма: два сооружения в центре символизируют Башни-близнецы. Символический мемориал был очень важен для людей, которые смогут приходить туда и вспоминать эту ужасную трагедию. Прошло 8 лет и наконец-то началось строительство.

Следующий мегапроект – расширение Колумбийского Университета в Гарлеме, районе верхнего Манхэттена, был сделан еще одним «звездным» архитектором Ренцо Пьяно. Этот проект вызвал большое сопротивление местных жителей, в основном, афроамериканцев с более низким уровнем образования и ограниченными возможностями, чем другие жители Манхэттена. Они бояться стать чужаками в новопостроенном районе, населенном богатыми людьми, которые получает возможность перебраться поближе к центру.

Еще один амбициозный проект – посадить в городе 1 млн. деревьев. В Париже есть пример парка, разбитого на территории бывшей железной дороги. Нью-Йорк решил последовать этому примеру и через месяц должен открыться подобный парк, протянувшийся из Даун Тауна до 12 улицы на несколько километров.

Изменение климата – важный фактор для такого прибрежного города, как Нью-Йорк. Даже если выпадет немного больше осадков, чем обычно, не говоря уже о стихийных бедствиях, Нью-Йорк утонет и многомиллиардные проекты, о которых говорилось раньше, окажутся под водой. По утверждению Олимпии Каци, не следует делать «глупое планирование», а нужно осознавать, куда мы вкладываем деньги.

Еще одна вещь, важная для города – это  загрязнение. По словам Олимпии Каци, распространенное мнение, что загрязнение связано с промышленностью и автомобилями, не совсем верно. Больше всего городскую среду загрязняет, оказывается, строительство. Поэтому надо думать, какие материалы использовать при строительстве, как здание будет существовать дальше и как его обслуживать.

Большое количество автомобилей на улицах – нормальная ситуация для большого города. Мы сейчас живем в эпоху «постмашин», и если от машин нельзя отказаться полностью, то нужно разрабатывать гибридный транспорт. Тогда улицы будут более зелеными, без машин, а воздух – более чистым.

В Нью-Йорке есть район Бронкс, где живут бедные люди. Там много предприятий и экология оставляет желать лучшего. В Бронксе на 50% больше заболеваний астмой, чем в других районах Нью-Йорка. Люди, которые там живут, платят за воздух своим здоровьем, и это ненормально. При планировке города надо понимать, как распределить производство и как оно будет работать. В Бронксе был создан комитет для защиты его жителей, и важно, что он стал партнером мера Блумберга в разработке нового план Нью-Йорка.

Как говорит Олимпия Каци, сегодня очень важно понимать архитектуру как мультидисциплинарную науку. Если вы – архитектор, то ваша задача учесть интересы каждого конкретного сообщества людей. Например, архитектор Тедди Круз из Сан-Диего был привлечен благотворительной строительной организацией «Каза Фамилиар» к разработке дизайна малобюджетного дома. Такие дома были созданы параллельно с системой микрокредитования, которая позволила очень бедным людям купить себе дома. К тому же план территории был разработан так, что люди смогли не просто жить в этом районе, но и работать. В результате сотрудничества с благотворительной организацией были максимально учтены интересы этой группы населения.

В завершение Олимпия Каци подвела итог всему сказанному, который прозвучал как призыв ко всем людям, живущим в мегаполисах: планирование будущего важно и сложно, но мы должны этим заниматься.
Все, о чем говорила Каци в своей лекции, было очень понятно и доступно, никакой терминологии и научных изысканий. Автомобильные пробки, плохая экология, перенаселение, стихийный рост города – мы все это видим каждый день, выходя на улицу, вдыхая воздух, перемещаясь по городу. В Нью-Йорке такие же проблемы, как и в Москве. Только обидно, что о москвичах так, как о жителях Нью-Йорка, никто не думает.