|
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 20 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Автор статьи не претендует на искусствоведческую глубину анализа увиденного, так как не является искусствоведом, историком или архитектором. Но благодаря общей насмотренности и давней влюбленности в Узбекистан (и в Бухару особенно), смеет судить, что городу очень и очень повезло принять яркий фестиваль, где за формой стоит нетривиальное содержание. Гений местаВ Бухаре сохранилось более 100 архитектурных памятников – от бань до дворцов и мечетей. Город с X века служил важной торговой точкой Великого Шелкового пути; здесь были в чести культура, торговля, ремесла, декоративно-прикладные искусства. И – редкий случай: преемственность ремесленных традиций удалось сберечь через поколения, а сохранность построек позволила их подреставрировать и открыть в дни биеннале для размещения арт-объектов, художественных инсталляций, видеоарта, игровых пространств, зон мастер-классов и отдыха.
К биеннале в оборот вернули караван-сараи, медресе, мечети, которые в Старом городе многие годы пустовали и стояли заколоченными. Пешеходный центр превратился в одну большую галерею, где чередуются открытые и закрытые пространства.
 Основные точки концентрации яркого современного искусства: ансамбль Ходжа-Гавкушон, комплекс из четырех караван-сараев: Фотхулладжон, Айозжон, Ахмаджон и Улугбек Тамакифуруш, медресе Рашид и Алам, а также мечеть Ходжа Калон. За ревитализацию и приспособление исторических зданий, находящихся под охраной ЮНЕСКО, отвечало дубайско-токийское архитектурное бюро waiwai, главным архитектором проекта стал Ваэль Аль-Авар. Спокойный, бежево-песчаный цвет построек – отличный фон для разнообразных работ, создававшихся под конкретные точки.
Комплексы караван-сараев – средневековых гостиниц с местами для торговли – устроены крайне удобно для размещения искусства. Закрытый периметр позволяет сконцентрироваться на том, что происходит внутри стен – в огороженном, разделенном на отдельные ячейки пространстве с объединяющим центром.
Яркие интервенции современных сценариев в исторические пространства – мозаичная площадь-ковер посреди экс-караван-сарая, авторства художницы из Сан-Паулу Марины Перес в коллаборации с местным мастером Бахтияром Бабамурадовым.
 Pop-up библиотека в здании бывшей мечети Поччокул Ходжа XIX века от архитектурного бюро из СПб – ludi_architects, где для новой функции в интерьере использовали легкие деревянные элементы.
 Важная точка – pop-up «Кафе Ошкозон» (ошкозон – желудок на узбекском, прим. авт.), где над входом висит соответствующая мозаика авторства местных художников Ойжон Хайруллаевой и Абдурауфа Тахирова. На экспериментальной площадке по особым дням шеф-повара со всего света предлагают свои интерпретации связей между едой и эмоциями. А в остальные дни подают сеты, созданные по гайдам датского ресторана Brutalisten, с блюдами-мозаиками: 5 видов помидоров, 5 видов моркови или хурмы, из специй только соль – неожиданный контраст с традиционно пряной узбекской кухней. Впрочем, специй хватало в составе некоторых арт-объектов, рассчитанных и на обонятельное восприятие.
 К биеннале также обновили общественные пространства, соседствующие с основными точками размещения экспозиций. Над руинами положили мостки, по которым удобно пересекать образовавшуюся гигантскую площадь, в центре которой в дни биеннале – работа индийского художника Субодха Гупта (Индия) в сотрудничестве с шеф-поваром Павлом Георгановым (Узбекистан). Внешние стены павильона – из советских кастрюль в цветочек, внутри – узорчатые узбекские тарелки.
 А еще к биеннале обновили Художественный музей в историческом здании 1912 года, где когда-то располагался фирменный магазин Саввы Морозова. В сюжетах выставленных картин – Узбекистан.
 В самой древней мечети Бухары – Магоки Аттори – памятнике средневековой архитектуры на площади Ляби Хауз – разместилась цифровая инсталляция, рассказывающая об истории города.
Организатор Международной биеннале – Фонд развития культуры и искусства Узбекистана под управления дочки президента страны Гаяне Умеровой. Выбор города, который принял заметный международный проект, по словам комиссара биеннале, был сделан не из ностальгии, а из уверенности, что Бухара 2000 лет была центром новых идей, культуры и ремесел и имеет потенциал для восстановления этого статуса.Когда ремесла приравниваются к искусству Куратор и художественный руководитель Биеннале – американка Диана Кэмбелл, много работавшая на Востоке, в том числе в Бангладеш. Ее подход – любопытство и бережность к традициям места. Она предложила участникам экспозиции, работающим с различными медиумами, а также зрителям-соучастникам исследовать пути душевной боли и способов ее преодоления.
Биеннале для жителей Бухары «своя». По экспозициям гуляют не только понаехавшие любители искусства со всего мира, но и большие местные семьи, компании. Каждый встреченный таксист, хозяева гостиниц – да все, с кем мы заговаривали, были рады пришедшему в город фестивалю и ни по одному разу разглядели все его чудеса.
 Все работы – а их более 70 – готовили год. И каждая из них – коллаборация. В равноправные тандемы объединились художники из разных стран, в том числе с мировой известностью, и местные художники, мастера, простые жители Бухары. Важно, что ремесленничество в помощь реализации идей художников чаще всего остается безымянным, здесь же все соавторы – полноправные и проявленные участники совместных творческих процессов.
Слово «рецепты» в названии биеннале отсылает и буквально – к рецептам пищи и убежденности ученого Ибн Сины (Авиценны), доказывавшего, что психическое состояние влияет на физическое самочувствие. По легенде, рецепт плова – ключевого узбекского блюда, был им создан для исцеления разбитого сердца принца, влюбившегося в простолюдинку.
Про то, что созерцание красоты лечит не хуже пищи, Авиценна вроде не говорил, но мы-то знаем, что это самый верный способ поддержания себя в деятельном состоянии.
Вышивка, бирюзовая керамика, текстиль, резьба по дереву – как основные техники передачи замысла. Тактильное, теплое, живое, органичное месту. Задействованы и ассоциации со вкусами. Запахи специй возведены в разряд художественных приёмов. Пирамида с запахом куркумы, павильон из кристаллов традиционного узбекского сахара (нават), созданный египтянкой Лайлой Гоар, киоски с сухофруктами и каталогами биеннале в виде пирамидок, чьи стенки покрыты чаинками и лечебными травами.Декоративно-прикладное разнообразие: вышивка К огромным вышитым коврам хочется возвращаться снова и снова, разглядывать, поглаживать ладонью – на биеннале все можно трогать, на всем сидеть, взаимодействовать с объектами любым, безопасным для сохранности искусства, образом.
Так вот, ковры. Один – от Хадима Али (Австралия, Пакистан, Афганистан) в коллаборации с местными мастерами. Сюжет работы Healer of Broken Hearts с крылатыми демонами – рефлексия художника на бомбежку, унесшую жизнь его матери. И второй гигантский ковер-красавчик – что-то про Космологию (свойства Вселенной) и знаки Зодиака. Автор – Сама Хиджави (Иордания, Бельгия) в коллаборации с местными мастерами.
 КерамикаВавилонские башни из керамических телефонов с погасшими экранами – целых две – возвела художница Юн Чой (Южная Корея) в коллаборации с местными мастерами. Назвала инсталляцию довольно апокалиптично Dark Age is Better, Desert is the Future («Темные времена лучше, пустыня – будущее»?).
  Голубая комната, где и пол, и стены, и потолок в бывшем молитвенном зале медресе выложены бирюзовой плиткой. Главный хит Биеннале. Совершенно медитативное пространство от художников из Бухары, для создания которого было задействовано 1600 керамических плиток, выполненных вручную. Самый нарядный и распространенный в Узбекистане цвет для отделки куполов и минаретов – цвет неба в мусульманстве. Автор – Абдулвахид Каримов/ Бухорий. Псевдоним переводится как Бухарский. Последовательно возрождая школу керамики, утраченную в пост-советские годы, мастер подчеркивает происхождение техники и локальных художественных традиций. Его напарником по созданию тотальной инсталляции стал мастер, работающий с латунью. Джурабек Сиддиков разместил под потолком Голубой комнаты люстру с образами рыб из древних целительных ритуалов. Оказалось, у Голубой комнаты есть сюжет – сожаление о высохшем – лет 40 назад – Аральском море.
 ИкатАралу посвящена и работа, задействовавшая пару километров ткани, напоминающей традиционный икат. Она натянута над арыками по всему маршруту Биеннале. Узор на полотне меняется от бирюзово-синего к розовому – это снимки высыхающего моря из космоса. Работа индийского-британского дуэта Hylosic/Desires – Химали Сингх Соина и Дэвида Соин Таппезера, созданная в сотрудничестве с мастером Расулжоном Мирзаахмедовым и узбекским Центром развития ремесел Маргилана, называется «Тоска».
 Искусство кройки и шитья«Дом надежды» от модного fashion-дизайнера из Ташкента Жени Ким в коллаборации с местными мастерами – три комнаты, обтянутые от пола до потолка текстилем с цветочным принтом, по центру – металлические скульптуры аистов, их форма отсылает к традиционным для Бухары ножницам для рукоделия. Раньше гнезда аистов дополняли городской пейзаж. Отлично смотрелись – шапками, нахлобученными на минареты. В связи с ухудшением экологии птицы покинули эти края.
  ПанбархатШикарный «бархатный» фасад приобрел один из кластеров биеннале. Редкой красоты инсталляция получилась, обозначающая вход в медресе Рашид - фрагмент работы «Исцеление настоящего» (The Healing of Present). Автор – художница Гульнур Мукажанова (Казахстан) в коллаборации с местными мастерами.
 «Мраморная бумага» эбруИнсталляция «Семь цветов неба» узбекского мастера Давлата Тошева в коллаборации с его собственными учениками создана в медитативной технике эбру, которая, по некоторым источникам, зародилась в Бухаре. Стены и потолки одной из медресе покрыты «мраморной» бумагой разных оттенков с аппликациями из бумажных гранатов. Результат завораживает. А ведь в эбру ты никогда не знаешь точно, что получится – просто отдаешься процессу.
 Пряности как главные краски инсталляцииЯрко-желтая пирамида – павильон «Тень Земли» – результат коллаборации художника из Колумбии Делси Морелоса и торговца специями Абдулнабила Камалова (Узбекистан). Внешние стены ее покрыты смесью земли, песка и пряностей – корицы, гвоздики, куркумы. А тень, созданная пирамидой, призвана оберегать прохожих от палящего солнца. Какой цвет! А запах! Внутри в солнечный день – спецэффекты не хуже, чем в «Сарае» от Юрия Григоряна в Никола-Ленивце.
 Ювелирное серебро и другие металлыНе менее, чем сдающееся на милость пустыни Аральское море, художников – скорее художниц– волнует тема «женской доли» на Востоке. Много работ в художественной форме описывают несправедливость тяжелого труда-служения, «незаметности», унизительного отсутствия собственных средств.
В работах Таус Махачевой, художницы из Дагестана, заявленной как автор из России и ОАЭ, для Бухары все, на этот раз, вывернуто наизнанку.
Работ две, и обе они – про несправедливость, которую женщины востока ощущают особенно остро.
Первая история – про то, как неработающие жены не имеют своих денег и их единственный независимый ресурс – украшения, которые они получают в приданом и продают по мере необходимости. В интерпретации Таус, браслеты вывернуты камнями-шипами внутрь.
 Вторая работа – заметная и многочастная – «Перевернутые фрукты» – большие, тоже словно вывернутые наизнанку, вишни, груши, украшают площадь перед кафе, помещены в центр водоема. Эти арт-объекты выполнены совместно с художницами Анель Улумбековой, Аделиной Узьяковой, Анастасией Ким, Ольгой Ким, Татевик Карапетян и женским Центром «Ойдин Нур».
 Алые платки«Тысяча молитв» от художницы Жазгуль Мадазимовой из Кыргызстана – мощная инсталляция. Гигантский пурпурно-алый дракон, оживающий от ветра, собран из сотен платков жительниц Бухары всех оттенков красного. По завершении биеннале их разберут в рамках перформанса. Чтобы дух этого рукотворного существа смог «ожить и мирно исчезнуть, подобно ветру, несущему молитву всему сущему».
 Тут будет уместно рассказать о взаимодействии работ между собой – совершенно магическая «многослойность». Только представьте: алый дракон из платков на заднем плане, оазис с деликатным островком зелени среди песчаных холмов пустыни, инсталляция знаменитого английского художника Энтони Гормли –лабиринт из человеческих фигур, потом ярко-желтая пирамида, пахнущая куркумой, ну и обрамляют все это стены мечети... Роскошество!Саманные кирпичиЗнаменитый британский художник Энтони Гормли представил на биеннале в руинах мечети Ходжа Калон XVI века масштабную инсталляцию «Близко». (Прочитала, что художник уже пытался приехать в Узбекистан несколько десятков лет назад – тогда не впустили, зато сейчас хорошо получилось – работа его эффектная и завораживающая). Лабиринт из 104 условных человеческих тел, собранных, как конструктор, из крупных саманных кирпичей – глина да солома – англичанин создавал в коллаборации с бухарским реставратором Темуром Джумаевым. Человеческое тело – часто встречающийся у художника образ – «инструмент познания мира и карта внутреннего опыта».
 Полиэтиленовые пакеты как повод для творчестваВеликолепная «дворовая» картинная галерея демонстрирует несколько изображений танцующих людей. Материалом для полупрозрачных работ послужили обычные полиэтиленовые пакеты, собранные жителями Бухары по просьбе художницы из Казахстана Сауле Сулейменовой. Она уже десять лет работает над серией «Целлофановая живопись», выбирая для неё разные социальные сюжеты. На этот раз в работе с условным названием «Наука быть счастливым» изображены танцующие участницы народного ансамбля Shiru Shakar. Активно выступая, в том числе на площадках биеннале, зажигательные женщины стараются своим примером противостоять вытеснению пожилых из зоны «видимости» обществом.
 ПослевкусиеВернулась из Бухары уже десять дней назад, а биеннале не отпускает. За три дня прививки цвета и вкусотерапии, кажется, отдохнула как за неделю отпуска в Венеции.
В чем супер-отличие нынешнего фестиваля – маршрут очень здорово проложен только по одной части многослойного города, по Старому пешеходному тихому центру. Компактно, в нескольких локациях, между которыми 5–10 минут хода. Ты следуешь по маршруту, не уставая и не теряя нить. Это единое повествование, в которое тебя погружают авторы. Они обращаются ко всем органам твоего тела и ко всем твоим чувствам сразу. Отрада глаз, запахи, звуки, сюжеты. Некоторые работы так органичны месту, что очень жаль, что их разберут и отдадут коллекционерам. По плану организаторов – все работы продать и запускать следующие проекты по ревитализации Бухары и всего Узбекистана, который в последние несколько лет вызывает все возрастающий интерес.
 Старый город. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичСтарый город. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичСтарый город. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичСтарый город. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичСтарый город. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичСтарый город. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичСтарый город. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичСтарый город. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичСтарый город. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичМарина Перес, Сан Паулу. Площадь-ковер. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичМарина Перес, Сан Паулу. Площадь-ковер. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичМарина Перес, Сан Паулу. Площадь-ковер. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичМарина Перес, Сан Паулу. Площадь-ковер. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичМарина Перес, Сан Паулу. Площадь-ковер. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичМарина Перес, Сан Паулу. Площадь-ковер. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичPop-up библиотека. Ludi_architects. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичPop-up библиотека. Ludi_architects. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичPop-up кафе «Ошкозон». I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичPop-up кафе «Ошкозон». I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичPop-up кафе «Ошкозон». I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичПавильон из кастрюль и керамических блюд. Суботха гупта & Павел Георганов. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичПавильон из кастрюль и керамических блюд. Суботха гупта & Павел Георганов. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичПавильон из кастрюль и керамических блюд. Суботха гупта & Павел Георганов. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичПавильон из кастрюль и керамических блюд. Суботха гупта & Павел Георганов. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичПавильон из кастрюль и керамических блюд. Суботха гупта & Павел Георганов. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичПавильон из кастрюль и керамических блюд. Суботха гупта & Павел Георганов. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичI международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичI международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичI международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичI международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичI международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичКуратор Диана Кэмпбэлл ведёт экскурсию. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия Зинкевич
Healer of Broken Hearts. Хадим Али. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичHealer of Broken Hearts. Хадим Али. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичHealer of Broken Hearts. Хадим Али. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичКосмологический ковер Самы Хиджави. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичКосмологический ковер Самы Хиджави. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичКосмологический ковер Самы Хиджави. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичКосмологический ковер Самы Хиджави. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичКосмологический ковер Самы Хиджави. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичDark Age is Better, Desert is the Future. Юн Чой. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичDark Age is Better, Desert is the Future. Юн Чой. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичDark Age is Better, Desert is the Future. Юн Чой. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичDark Age is Better, Desert is the Future. Юн Чой. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичГолубая комната. Абдулвахид Каримов/Бухорий. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичГолубая комната. Абдулвахид Каримов/Бухорий. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичГолубая комната. Абдулвахид Каримов/Бухорий. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичГолубая комната. Абдулвахид Каримов/Бухорий. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичГолубая комната. Абдулвахид Каримов/Бухорий. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичГолубая комната. Абдулвахид Каримов/Бухорий. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичГолубая комната. Абдулвахид Каримов/Бухорий. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичГолубая комната. Абдулвахид Каримов/Бухорий. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичГолубая комната. Абдулвахид Каримов/Бухорий. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичГолубая комната. Абдулвахид Каримов/Бухорий. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичАбдулвахид Каримов/Бухорий, автор «Голубой комнаты». I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичАбдулвахид Каримов/Бухорий, автор «Голубой комнаты», с женой. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичHylosic/Desires. Химали Сингх Соин и Дэвид Соин Таппезера. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичHylosic/Desires. Химали Сингх Соин и Дэвид Соин Таппезера. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичДом надежды. Евгения Ким. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичДом надежды. Евгения Ким. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичДом надежды. Евгения Ким. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичДом надежды. Евгения Ким. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичИсцеление настоящего. Гульнур Мукаджанова. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичI международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичСемь цветов неба. Давлад Тошев. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичСемь цветов неба. Давлад Тошев. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичСемь цветов неба. Давлад Тошев. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичСемь цветов неба. Давлад Тошев. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичСемь цветов неба. Давлад Тошев. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичСемь цветов неба. Давлад Тошев. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичСемь цветов неба. Давлад Тошев. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичТень Земли. Делси Морелос, Абдулнабил Камалов. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичТень Земли. Делси Морелос, Абдулнабил Камалов. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичТень Земли. Делси Морелос, Абдулнабил Камалов. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичТень Земли. Делси Морелос, Абдулнабил Камалов. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичТень Земли. Делси Морелос, Абдулнабил Камалов. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичТень Земли. Делси Морелос, Абдулнабил Камалов. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичТаус Махачева. Браслеты. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичТаус Махачева. Браслеты. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичФрукты наизнанку. Таус Махачева. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичФрукты наизнанку. Таус Махачева. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичТысяча молитв. Жазгуль Мадазимова. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичТысяча молитв. Жазгуль Мадазимова. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичТысяча молитв. Жазгуль Мадазимова. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичТысяча молитв. Жазгуль Мадазимова. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичТысяча молитв. Жазгуль Мадазимова. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичБлизко. Энтони Гормли. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичБлизко. Энтони Гормли. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичЦеллофановая живопись. Сауле Сулейменова. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичЦеллофановая живопись. Сауле Сулейменова. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичЦеллофановая живопись. Сауле Сулейменова. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичЦеллофановая живопись. Сауле Сулейменова. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичЦеллофановая живопись. Сауле Сулейменова. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичI международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичI международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичI международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичI международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичПавильон с сахаром. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичПавильон с сахаром. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичI международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичI международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичI международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичI международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичI международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичI международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичI международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия ЗинкевичПирамида тень земли. I международная биеннале современного искусства в БухареФотография © Юлия Зинкевич
|