Мосты и мостки

Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.

Воркшоп «Мосты и мостки» ставил перед собой две главные цели – создание нескольких вариантов современных пешеходных мостовых переходов через реку Каменку, отвечающих современным и перспективным требованиям, и начало серьезной общественной дискуссии о развитии такого знакового места как Суздаль.

Состав участников воркшопа «Мосты и мостки» кураторы сформировали по итогам опен-колла, проходившего в январе. Были определены три группы, которые работали над проектами тремя мостов: 
  • Мосток через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка.
  • Пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта. 
  • Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»). 
В качестве эксперта по транспорту в проекте участвовал директор центра исследований «Умного города» Константин Трофименко, консультант – краевед Федор Кноков.

Партнеры: Суздальская инициатива, DK-COMMUNITY, МЕЖА, Мира-центр.

Организаторам было важно подчеркнуть, что места были выбраны неслучайно – во всех выбранных местах в разное время существовали мосты.
  • zooming
    1 / 3
    Мост через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка. 1912
    © Сергей Прокудин-Горский
  • zooming
    2 / 3
    Пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Архивное фото
  • zooming
    3 / 3
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Кадр из фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев»

Как отмечает Федор Кноков, река Каменка, на которой расположен Суздаль, извилисто течет почти по всей его территории. В связи с этим в городе всегда имелось множество мостов и мостков различного назначения. Большинство из них были сезонными. К более-менее капитальным можно отнести мост, построенный после 1913 года на Большой Владимирской улице, а также отчасти Покровский мост. Остальные конструкции приходилось каждый год восстанавливать после весенних паводков. При этом общее количество сооружений не оставалось постоянным: одни мостки исчезали, другие возникали в зависимости от потребности.

Наиболее устойчивыми оказывались мосты, привязанные к уличной сети, тогда как мостки, ведущие через овраги к луговому (низменному) берегу, отличались наибольшей изменчивостью. Так, мост между Кожевенной слободой (ныне улица Шмидта) и районом улицы Слободской можно считать постоянным. А вот мостки, соединяющие овраг Дебрь с Покровкой и ров у Козьего вала с Ильинским лугом, скорее были временными – на старинных фотографиях они то есть, то исчезают.

Константин Трофименко поясняет, что в целом Каменка, как и Нерль, в которую она впадает, несудоходна. Исключение составляет экскурсионный речной трамвайчик, курсирующий летом в центральной части города. Чтобы организовать полноценное речное сообщение Суздаля с Волгой и Окой, потребуются масштабные работы: дноуглубление, укрепление берегов, возведение гидротехнических сооружений. Это требует инвестиций федерального масштаба, рентабельность которых сомнительна даже с учетом потенциального увеличения турпотока. Следовательно, на сегодняшний день и в обозримом будущем условий для активного судоходства и необходимости в разводных мостах нет.

Предложения участников воркшопа основывались на этих вводных данных.

Представляем все три проекта. 
Мосток через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка

Кураторы: DK-COMMUNITY Светлана Зезюкина, Никита Моренов, инженер-конструктор Юрий Касацкий.
Участники: Наташа Крымская, Анна Ильичева, Анастасия Разгильдеева.
Мост через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
© Анастасия Разгильдеева
Исторически мост у Ильинской церкви так или иначе был всегда Он уже виден на снимках Сергея Прокудина-Горского, сделанных в 1912 году. Из-за нестабильного уровня воды в Каменке луга в половодье затапливались, поэтому доступ к мосту периодически ограничивался. Впоследствии он исчез окончательно – унесенный льдом в очередной паводок. И поныне Ильинский луг уходит под воду на несколько недель в году, отчего Ильинская церковь оказывается как бы на острове.

Прямо напротив – высокий участок с видом на Кремлевский вал. Естественным желанием команды, работавшей над проектом, было соединить эти «острова» между собой. При этом участники отметили ценность окружающей природы: Ильинский луг – один из крупнейших заказников, известный редкими видами флоры и птиц. Определяя точку для нового моста, команда решила восстановить историческую связь и проложить туристический маршрут от вала к церкви.
  • zooming
    1 / 8
    Мост через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
    © Светлана Зезюкина
  • zooming
    2 / 8
    Мост через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
    © Наташа Крымская, Анна Ильичева, Анастасия Разгильдеева
  • zooming
    3 / 8
    Детали старого моста через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
    © Наташа Крымская, Анна Ильичева, Анастасия Разгильдеева
  • zooming
    4 / 8
    Мост через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
    © Наташа Крымская, Анна Ильичева, Анастасия Разгильдеева
  • zooming
    5 / 8
    Мост через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
    © Анастасия Разгильдеева
  • zooming
    6 / 8
    Мост через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
    © Анастасия Разгильдеева
  • zooming
    7 / 8
    Мост через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
    © Анастасия Разгильдеева
  • zooming
    8 / 8
    Мост через Ильинский луг и мост через реку от Церкви Ильи Пророка
    © © Наташа Крымская, Анна Ильичева, Анастасия Разгильдеева

На плане крестовая структура проекта объединяет возвышенные точки «островов» с низкими луговыми участками. Мягкий спуск от Кремлевского вала сходится над рекой с дорожкой от церкви, далее ведущей в луг. Новая высота створа позволяет оставить речное движение.

Архитектурная концепция моста отсылает к его историческому предшественнику. Деревянный настил установлен на деревянные же стойки, снабженные металлическими опорами для защиты от влаги. На старых фото можно заметить, что у моста была только одна перила – это решение интерпретировали, сделав разные перила по обе стороны: с одной – простой деревянный брус, с другой – тонкие металлические тросы.

Новый мост становится важной частью городской структуры, восстанавливая старые и открывая новые маршруты в Суздале. Мост связывает Кремлевский вал и церковную возвышенность, находящиеся на уровне около шести метров над рекой и разделенные расстоянием более ста метров. Оба склона относятся к памятникам культурного наследия, поэтому от массивной пролетной конструкции отказались, чтобы не нарушить историческую среду.

Юрий Касацкий поясняет, что проект предполагает легкую деревянную структуру с пролетами до десяти метров и многочисленными опорами-стойками. Это минимизирует воздействие на ландшафт и архитектуру. При этом мост обеспечивает требуемую высоту и ширину для прохода легкого речного транспорта.

Главная инженерная задача – установка опор прямо в русле реки. Предложенное решение (металлические цилиндрические сваи с деревянными верхними частями) обеспечивает надежность и экономичность монтажа. Ключевой проблемой, которую нужно было решить проектировщикам, стал подбор параметров русловых опор, способных выдерживать ледовые нагрузки.
Пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта

Кураторы: МЕЖА Идрис Сулиман, Иван Ратушный, инженер-конструктор
Юрий Касацкий.
Участники: Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина.

Существующий пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
© Иван Ратушный

Мост, ведущий к церкви Богоявления на улице Шмидта, существовал в разных формах на протяжении всей истории Суздаля. Он сгорал, разрушался, сгнивал, уносился паводками, но жители снова и снова восстанавливали его, адаптируя к новым условиям. Для таких временных сооружений существует специальное название – «лава».
  • zooming
    1 / 9
    Пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    2 / 9
    Пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    3 / 9
    Существующий пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Иван Ратушный
  • zooming
    4 / 9
    Существующий пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Иван Ратушный
  • zooming
    5 / 9
    Существующий пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Иван Ратушный
  • zooming
    6 / 9
    Существующий пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Иван Ратушный
  • zooming
    7 / 9
    Существующий пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Иван Ратушный
  • zooming
    8 / 9
    Существующий пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Иван Ратушный
  • zooming
    9 / 9
    Существующий пешеходный мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Иван Ратушный

Несмотря на выразительность и подлинность ныне существующего моста, его конструкция имеет очевидные минусы: узость, ограниченный комфорт и ежегодное разрушение, требующее постоянного ремонта.

Как подчеркивает Юрий Касацкий, современное мостовое сооружение – сложный и затратный объект, реализация которого занимает много времени и требует обширных согласований. Между тем, задача стоит уже сегодня. Изучив текущую конструкцию, участники предложили традиционное инженерное решение: установить ледорубы, чтобы весной защитить опоры от льда. Также можно укрепить и расширить настил, улучшив пешеходный комфорт, и при этом параллельно начать возведение нового моста.

Мост окружен значимыми архитектурными доминантами и служит площадкой для обозрения: от него открываются виды на Торговые ряды, Ильинскую церковь, ансамбли Церкви Богоявления и Рождества Иоанна Предтечи. Он соединяет луг и здание будущего Дома культуры, на площадке которого уже проходят фестивали. Кроме того, он важен для жителей как часть повседневного маршрута.
  • zooming
    1 / 5
    Апгрейд существующего пешеходного моста к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    2 / 5
    Апгрейд существующего пешеходного моста к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    3 / 5
    Апгрейд существующего пешеходного моста к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    4 / 5
    Апгрейд существующего пешеходного моста к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    5 / 5
    Апгрейд существующего пешеходного моста к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина

Учитывая видовую роль будущего моста, участники переориентировали его в соответствии с основным потоком пешеходов. С одной стороны открывается перспектива на Преподобенскую колокольню, с другой –на Ильинскую церковь между ансамблями Богоявленской и Предтеченской церквей. Таким образом формируется новая визуальная ось, которая мягко направляет движение и раскрывает связи между знаковыми местами города.

Участники также сочли важным преобразовать пространство вокруг моста: сделать улицу Шмидта более пешеходной – с односторонним движением и кольцевым маршрутом, что повысит безопасность и улучшит среду для прогулок. Мост связывает два низких берега реки Каменки, застроенных как жилыми домами, так и памятниками архитектуры. Благодаря этому вход и выход находятся на уровне набережных.
  • zooming
    1 / 8
    Новый мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Иван Ратушный
  • zooming
    2 / 8
    Новый мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    3 / 8
    Новый мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    4 / 8
    Новый мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    5 / 8
    Новый мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    6 / 8
    Новый мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    7 / 8
    Новый мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина
  • zooming
    8 / 8
    Новый мост к церкви Рождества Иоанна Предтечи на улице Шмидта
    © Николай Потапенко Артем Матвиенко, Татьяна Черепнева, Анна Варанкина

Выбор однопролетной схемы обусловлен стремлением избежать контакта конструкций с водой. Главная балка имеет вертикальное искривление, создающее необходимый судоходный просвет. Несмотря на внешнее сходство с аркой, малая высота изгиба позволяет классифицировать эту конструкцию как балочную, работающую в основном на изгиб. Для обеспечения жесткости и снижения высоты балки предусмотрена ее жесткая фиксация в бетонных береговых устоях с применением металлических соединений.

Положение моста в плане задано не перпендикулярно реке, а под углом – для более органичного соединения с пешеходными маршрутами и формирования новых визуальных связей между архитектурными объектами. Это также позволяет сохранить старый мост в эксплуатации на время строительства нового. Небольшое увеличение пролета делает подъемы и спуски пологими и удобными для маломобильных пользователей.
Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
© Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
Кураторы: DK-COMMUNITY Трифон Миляев, Николай Пахомов, инженер-конструктор Юрий Касацкий.
Участники: Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева.


Мост, соединявший Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, стал известен благодаря фильму Андрея Тарковского «Андрей Рублев» – именно оттуда происходит его неофициальное название.

На момент начала полевых исследований мост уже не существовал, а его точное расположение оставалось неизвестным. Участники обратили внимание на потенциал маршрута вдоль реки Каменки, способного объединить важные городские объекты: Александровский монастырь, музей Алексея Гастева, культурный центр «Ларец», смотровые площадки. Очертилась четкая линия от здания ГТК до улицы Ленина – двух крупных городских центров. Таким образом, появился замысел создать соединение между монастырями в рамках нового протяженного городского маршрута.
  • zooming
    1 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    2 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    3 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    4 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    5 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    6 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    7 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    8 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    9 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    10 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    11 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    12 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    13 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
  • zooming
    14 / 14
    Мост у Спасо-Евфимиевского монастыря («мост Тарковского»)
    © Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева

Основой архитектурной концепции стала диаграмма треугольника, которая трансформировалась в проектную композицию. Первый ее отрезок пересекает овраг, второй – реку Каменку. При переходе от двумерной схемы к пространственной структуре боковые элементы становятся вертикальными связующими.

В образном восприятии конструкция напоминает три балки, элегантно соединенные между собой. Глухие вытянутые объемы ассоциируются со стенами монастырей. Эти балки направлены в сторону главных архитектурных доминант – монастырских башен. Объект не конкурирует с историческим ландшафтом, но гармонично вписывается в него. Траектория моста продолжает направление оврага, ранее служившего спуском к воде.

Каждый из трех элементов конструкции опирается на металлические фермы. Верхняя и центральная части соединены с помощью вытянутых вертикальных колонн, а центральный сегмент наложен на нижний и фиксируется перевязкой. Фасады предлагается облицевать фанерой из лиственницы – она подчеркивает массивность конструкции и красиво стареет со временем.

Конструкция решает две задачи: верхний уровень пересекает овраг, нижний – реку. Фактически речь идет о системе двух мостов, в которой верхний служит опорой для нижнего. Верхний представляет собой однопролетную ферму, шарнирно опирающуюся на склоны оврага. Пешеходная часть размещена по верхнему поясу фермы, при этом консоли с поперечными балками создают сквозной проход. В средней части организован спуск ко второму, речному мосту. Нижний мост закреплен на верхнем с помощью вертикальных металлических связей, а на противоположном берегу опирается на железобетонный устой, который одновременно выполняет функцию лестничного подъема.

Юрий Касацкий обращает внимание, что по конструкции мост через реку – ферма с открытыми верхними поясами; пешеходная зона размещена на нижнем поясе. Возможна также альтернатива с двумя коробчатыми балками и проходом между ними. При проектировании необходимо обеспечить пространственную жесткость конструкции, что может потребовать дополнительных материалов. Тем не менее, такая схема обеспечивает отличную обзорность и эффектную визуальную легкость. Все декоративные элементы из фанеры играют исключительно эстетическую роль и не участвуют в несущей системе. Существенный недостаток данной конфигурации – ограниченный доступ для маломобильных граждан к нижнему мосту. Для решения этой проблемы потребуется установка специальных подъемных устройств.

19 Мая 2025

Похожие статьи
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Технологии и материалы
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки жилого комплекса «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод не просто поставил клинкер, а разработал специализированную линейку продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больница в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».