Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Идеальной процедуры выбора победителя любого конкурса не существует. Это могут подтвердить все, кто их когда-либо организовывал. Единственным исключением, скорее всего, является единоличный выбор, когда решение принимает один человек. Но и тут возможны осложнения: кто ни разу не ошибался выбирая, например, обои? В архитектурной сфере, когда речь идет либо о конкурсе на идею или смотре-конкурсе уже сделанных проектов или построек, все намного сложнее и драматичнее. Каким бы авторитетным ни было жюри, какими бы четкими ни были критерии, какой бы продуманной и рациональной ни была система голосования, всегда найдутся критики, ставящие результат под сомнение. Каждый организатор конкурса ищет максимально эффективную и прозрачную систему оценок, комбинируя многоэтапные процедуры, закрытые и открытые форматы, балльную систему и последовательный отбор. Достойных примеров множество, но идеальной пока нет.
Тем не менее поиски продолжаются и от того, насколько тщательно организатор подходит к разработке и применению конкурсной и оценочной процедуры, зависит авторитет и популярность конкурса. Одну из самых интересных и продуманных систем оценок имеет независимый Рейтинг «Золотая капитель», проводимый в Новосибирске и ведущий свою историю еще с середины девяностых годов прошлого века.
cic = 1
Татьяна Иваненко, председатель оргкомитета рейтинга «Золотая капитель», директор АНО «Сибирский Центр Содействия Архитектуре»
История рейтинга началась в 1996 году и за прошедшие годы его концепция и формат не раз менялись. Он начался как попытка выделить архитектурную тему в потоке бурно развивающейся строительной отрасли. Очень быстро географические границы расширились, включив не только Новосибирск и другие Сибирские города, но и Урал и дальний Восток. В какой-то момент, нам было важно акцентировать специфику региональной архитектуры, которая по многим объективным причинам отличалась от столичного мейнстрима. Но постепенно это противопоставление ушло, и на первый план вышла тема независимости нашего рейтинга от любой конъюнктуры. Для архитекторов со всей России и русскоязычного зарубежья «Золотая капитель» стала возможностью проверить свои проекты и постройки по самым высоким профессиональным стандартам вне зависимости от каких-то внешних факторов. Для этого мы разработали многоступенчатую систему оценки, с тремя независимыми жюри, в финале которой авторы проектов-финалистов должны лично презентовать свои работы и отвечать на вопросы. Кроме объективности и независимости, для нас очень важным компонентом рейтинга является авторское видение, наличие уникального архитектурного языка или подхода, который отличает по-настоящему выдающиеся работы.
Статус «независимого», особенно для регионального конкурса – это редкость и особая ценность. Именно в расчете на непредвзятую оценку в рейтинге с каждым годом участвуют все больше и больше проектов и построек из разных городов и областей РФ. Независимость рейтинга обеспечивается его проведением некоммерческой организацией – Сибирским Центром Содействия Архитектуре – на грантовые средства и взносы участников, а за объективные оценки отвечает многоэтапная система оценок, в которой задействовано не одно, а целых четыре жюри. Одно жюри собрано из победителей и лауреатов «Золотой капители» прошлых лет, не участвующих (!) в нынешнем конкурсе. Есть жюри из архитектурных критиков и журналистов, пишущих про недвижимость. Отдельное жюри собирается из признанных авторитетов: российских и зарубежных архитектурных «звезд», преподавателей профильных вузов, издателей и главных архитекторов городов и регионов. Не удивительно, что это жюри называется BIG FISH :)
Отдельно хочется выделить жюри, аналогов которому я не знаю – жюри «Гамбургский счет», состоящее из участников как раз рейтинга этого года. Это очень рискованный формат, ведь как бы ни были солидарны архитекторы внутри своего цеха, каждый из них глубоко убежден, что его работа лучшая. А раз за нее голосовать нельзя, то все остальное – не так важно. Но на практике и это жюри выкладывается на «Золотой капители» по полной и выдает организаторам свою часть баллов, которую добавляют в общую калькуляцию, определяющую финалистов.
Церемония награждения лауреатов рейтинга. Призы вручает Татьяна Иваненко, председатель оргкомитета рейтинга «Золотая капитель», директор АНО «Сибирский Центр Содействия Архитектуре»
Раз уж мы говорим о системах оценки проектов и поисках оптимальной из них, нужно сказать, что арифметическая, основанная на суммировании баллов, имеет один недостаток: она, по сути, выявляет не самые неординарные, яркие работы, которым кто-то ставит наивысший балл, а кто-то наоборот; обладателями наибольшего количества баллов очень часто становятся те работы, которые всем членам жюри кажутся достойными. И тут очень важно почувствовать разницу между радикальным, выходящим за принятые границы – и тем, что максимально качественно и профессионально существует внутри их. И вот тут нужны дополнительные меры, которые дают возможность компенсировать арифметику: за счет эмоций и ценности прорыва.
Многие организаторы ищут способ победить балльную систему. И «Золотая капитель» не исключение. Премия взяла на вооружение один из самых, на мой взгляд, перспективных форматов – авторские презентации проектов перед жюри с возможностью прямого общения, получения ответов на вопросы. Наиболее яркое выражение этот способ получил на Всемирном архитектурном фестивале WAF, где эти защиты, идущие параллельно на нескольких площадках, стали частью шоу: эффектной, хотя и весьма утомительной, особенно для тех, кто никак не может разорваться, чтобы послушать презентации, совпадающие по времени. «Золотая капитель» адаптировала этот формат под свои условия и с 2021 года проводит личные защиты авторов проектов-финалистов перед «живым» жюри в Новосибирске. Разумеется, без фанатизма: разрешая небольшому проценту финалистов презентовать свои проекты онлайн. Но тут личное участие важно, как нигде. Потому что защиты – это анти-арифметика: инструмент для переосмысления, переоценки любых предварительных выводов.
Защита проекта реставрации и приспособления памятника деревянного зодчества федерального значения «Дом купца Шадрина»
Все сводится к навыкам, которые, пусть не так быстро, как хотелось бы, но приобретаются российскими архитекторами: верстка «продающей» проект презентации, структурирование короткого – на 7–8 минут – выступления и акцентирование главных моментов: идей, миссии, неожиданных открытий в процессе и анализ по итогам, – чтобы создать у аудитории ясное представление о ценности и значимости проекта. Ну и артистизм, умение говорить публично. Пока не у всех получается, но благодаря таким рейтингам, как «Золотая капитель», и этот профессиональный навык станет таким же обязательным, как креативность, знание принципов работы конструкций и софта.
И тут не могу не поделится одним лайфхаком, вынесенным из опыта присутствия на защитах в этом году. Да, замечательно, что для архитекторов стала нормой предварительная работа по изучению истории места и анализу контекста, но… Весь этот огромный массив безусловно интересной и полезной для проекта информации категорически нельзя включать в короткую защиту. Большая часть финалистов с ужасом обнаруживала себя катастрофически выбившимися из тайминга из-за того, что с чувством, толком и расстановкой рассказывала про собранные исторические «сокровища». В результате на самое главное – на доказательство уникальности и гениальности своего проекта – им оставались жалкие крохи в 2-3 минуты. Что можно успеть объяснить за это время членам жюри, среди которых есть те, кто видит проект в первый раз? Ничего.
Критичность донесения ключевой информации до аудитории в случае «Золотой капители» чрезвычайно высока. В отличие от WAF, где защиты скомпонованы по типологиям и разделены на проекты/постройки, в финале новосибирского рейтинга, после всех оценочных этапов, оказывается не так много работ, чтобы разделять их в отдельные группы для презентаций. Так, в 2024 году из более 100 заявок, поданных на рейтинг из Иркутска, Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Кемерова, Шлиссельбурга, Новосибирска, Барнаула, Владикавказа, Красноярска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Ярославля, Владивостока, Омска, Роттердама, Воронежа и Ижевска, в шорт-лист вышли 64 работы, из которых в суперфинал прошли 13 проектов и еще два проекта из номинации АРХМОЛОДЕЖЬ.
1 / 5
Выставка участников Рейтинга «Золотая капитель» 2024
Фото: Елена Петухова
2 / 5
Выставка участников Рейтинга «Золотая капитель» 2024
Фото: Елена Петухова
3 / 5
Выставка участников Рейтинга «Золотая капитель» 2024
Фото: Елена Петухова
4 / 5
Выставка участников Рейтинга «Золотая капитель» 2024
Фото: Елена Петухова
5 / 5
Выставка участников Рейтинга «Золотая капитель» 2024
Фото: Елена Петухова
Таким образом жюри, которое должно было по итогам открытых защит выбрать 6 победителей и обладателей почетного знака «Золотая капитель» из 15 претендентов, рассматривало вместе (!) проекты и постройки, включая концепции, реставрацию и благоустройство. Оценивать столь широкий диапазон архитектурных произведений крайне сложно. Не понятно, какие критерии могут быть использованы и служить своего рода базовыми параметрами для выставления баллов. Единственное, что безусловно объединяло все проекты-финалисты – это их неординарность, талант и высокое профессиональное качество, но сами проекты и объекты ощутимо различались по масштабу и подходам.
В суперфинал вышли несколько «тяжеловесов», сочетающих большой метраж, сложность проектирования и значительные бюджеты. К этой категории можно отнести общеобразовательный центр «Содружество» в Воронеже.
В этом проекте архитекторы нашли достаточно эффектное решение для крайне нетривиальной задачи – строительства гигантского учебного комплекса на почти 3000 учащихся – за счет разделения на два блока начальной и старшей школы, каждый из которых формируется вокруг своего смыслового ядра, многофункционального атриума. Не совсем понятно, действительно ли такой макромасштаб – это оптимальный подход к современному школьному образованию, но ТЗ есть ТЗ, и проектировщики достойно справились с поставленной задачей.
1 / 6
Общеобразовательный центр «Содружество» (школа на 2860 мест), г. Воронеж, ул. Академика Конопатова, д. 9. АО Проектный институт «Гипрокоммундортранс»
Авторский коллектив: Е. Колтакова, А. Лалакина, А. Балгереев, А. Шевцова, С. Лободин, И. Болдин, Д. Володина
Общеобразовательный центр «Содружество». АО Проектный институт «Гипрокоммундортранс»
Авторский коллектив: Е. Колтакова, А. Лалакина, А. Балгереев, А. Шевцова, С. Лободин, И. Болдин, Д. Володина
Общеобразовательный центр «Содружество». АО Проектный институт «Гипрокоммундортранс»
Авторский коллектив: Е. Колтакова, А. Лалакина, А. Балгереев, А. Шевцова, С. Лободин, И. Болдин, Д. Володина
Общеобразовательный центр «Содружество». АО Проектный институт «Гипрокоммундортранс»
Авторский коллектив: Е. Колтакова, А. Лалакина, А. Балгереев, А. Шевцова, С. Лободин, И. Болдин, Д. Володина
Еще одним архитектурным «тяжеловесом» была многофункциональная ледовая «Сибирь-Арена» в Новосибирске, которая была закончена не так давно и активно обсуждается среди горожан, причем в достаточно одобрительном ключе.
Тем более что вокруг Арены будет сформирован большой спортивно-рекреационный комплекс с парками и различной инфраструктурой. Здание арены сочетает в себе интересный образ, современные конструктивные и технологические решения, но не открывает какой-то новой страницы в летописи российской спортивной архитектуры.
Последним в этой категории был высотный жилой комплекс CHICAGO.
Этот ЖК выделяется из общего ряда активно строящегося в центре Новосибирска жилья не только своей высотой, но и характерными фасадными решениями, вызывающими ассоциации с заокеанскими творениями Луиса Салливана; и гармоничностью стилобатной части, образующей по внешнему периметру комфортные галереи.
1 / 6
Многоквартирный многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями. Жилой комплекс CHICAGO. Адрес: ул. Московская, д. 77.
ООО «Студия КиФ».
Авторский коллектив: В. Филиппов, Т. Насыров
Многоквартирный многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями. Жилой комплекс CHICAGO. Адрес: ул. Московская, д. 77.
ООО «Студия КиФ».
Авторский коллектив: В. Филиппов, Т. Насыров
Многоквартирный многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями. Жилой комплекс CHICAGO. Адрес: ул. Московская, д. 77.
ООО «Студия КиФ».
Авторский коллектив: В. Филиппов, Т. Насыров
Многоквартирный многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями. Жилой комплекс CHICAGO. Адрес: ул. Московская, д. 77.
ООО «Студия КиФ».
Авторский коллектив: В. Филиппов, Т. Насыров
Многоквартирный многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями. Жилой комплекс CHICAGO. Адрес: ул. Московская, д. 77.
ООО «Студия КиФ».
Авторский коллектив: В. Филиппов, Т. Насыров
Отдельная группа финалистов представляла собой здания меньшего масштаба.
Учебно-тренировочная база «Четук» для ФК «Краснодар» поражает изощренным объемно-пространственным решением, высококлассными строительными технологиями и отделочными материалами. Очевидно, значительный бюджет позволил авторам создать нетривиальное здание, предназначенное для использования членами одного футбольного клуба.
1 / 5
Учебно-тренировочная база Четук для ФК «Краснодар». RYMAR.STUDIO. Авторский коллектив:
М. Рымарь, А. Шангин
Комплекс с паркингом и коворкингом в микрорайоне «Евроберег» стал результатом сложного процесса по выработке подходящего решения для площадки на границе жилой застройки и будущего благоустройства берега реки Обь.
В итоге появилась ступенчатая структура, нижняя часть которой отдана под паркинг и магазины, а верхняя – под коворкинг с общедоступными террасами.
1 / 5
Многофункциональный городской комплекс с паркингом и коворкингом в микрорайоне «Евроберег». SVESMI, Брусника.
Авторский коллектив
Александр Свердлов, Анастасия Смирнова, София Чеботарёва, Максим Горбунов, Сергей Тимофеев, Роман Зимин
Многофункциональный городской комплекс с паркингом и коворкингом в микрорайоне «Евроберег». SVESMI, Брусника.
Авторский коллектив
Александр Свердлов, Анастасия Смирнова, София Чеботарёва, Максим Горбунов, Сергей Тимофеев, Роман Зимин
Многофункциональный городской комплекс с паркингом и коворкингом в микрорайоне «Евроберег». SVESMI, Брусника.
Авторский коллектив
Александр Свердлов, Анастасия Смирнова, София Чеботарёва, Максим Горбунов, Сергей Тимофеев, Роман Зимин
Многофункциональный городской комплекс с паркингом и коворкингом в микрорайоне «Евроберег». SVESMI, Брусника.
Авторский коллектив
Александр Свердлов, Анастасия Смирнова, София Чеботарёва, Максим Горбунов, Сергей Тимофеев, Роман Зимин
Многофункциональный городской комплекс с паркингом и коворкингом в микрорайоне «Евроберег». SVESMI, Брусника.
Авторский коллектив
Александр Свердлов, Анастасия Смирнова, София Чеботарёва, Максим Горбунов, Сергей Тимофеев, Роман Зимин
Кафе «Волна» в микрорайоне «Солнечный» в Иркутске также является «первой ласточкой» большой программы переформатирования прибрежной территории рядом с речным вокзалом.
В облике здания можно увидеть отсылки и к советскому модернизму и к актуальным архитектурным тенденциям, а самое главное – к окружающему природному контексту.
1 / 4
Кафе «Волна» в микрорайоне Солнечный в Иркутске. Архитектурное бюро «Мегаполис». Авторский коллектив:
У. Скоморохова, Д. Скоморохов, А. Янов, П. Макотин, М. Подшивалов, Ю, Малыгина
Copyright Бюро «Мегаполис». Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
2 / 4
Кафе «Волна» в микрорайоне Солнечный в Иркутске. Архитектурное бюро «Мегаполис». Авторский коллектив:
У. Скоморохова, Д. Скоморохов, А. Янов, П. Макотин, М. Подшивалов, Ю, Малыгина
Copyright Бюро «Мегаполис». Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
3 / 4
Кафе «Волна» в микрорайоне Солнечный в Иркутске. Архитектурное бюро «Мегаполис». Авторский коллектив:
У. Скоморохова, Д. Скоморохов, А. Янов, П. Макотин, М. Подшивалов, Ю, Малыгина
Copyright Бюро «Мегаполис». Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
4 / 4
Кафе «Волна» в микрорайоне Солнечный в Иркутске. Архитектурное бюро «Мегаполис». Авторский коллектив:
У. Скоморохова, Д. Скоморохов, А. Янов, П. Макотин, М. Подшивалов, Ю, Малыгина
Copyright Бюро «Мегаполис». Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
Две барнаульские реализации: реставрация «Дом купца Шадрина», демонстрирующая результат уникальной по трепетности и профессионализму работы команды архитекторов по восстановлению еще одного памятника деревянной архитектуры, и реновация одного из старейших в городе парков «Изумрудный», дополнившая историческую планировку новыми стильными объектами и малыми формами; представляют свои номинации в единственном числе.
1 / 6
Реставрация и приспособление памятника деревянного зодчества федерального значения «Дом купца Шадрина», Барнаул, Красноармейский пр., 8.
Архитектурное бюро «Творческая мастерская архитектора А.Ф. Деринга »Классика".
Авторский коллектив
Александр Федорович Деринг, Алексей Сергеевич Астанин, Елена Георгиевна Федорова.
Реставрация и приспособление памятника деревянного зодчества федерального значения «Дом купца Шадрина», Барнаул, Красноармейский пр., 8.
Архитектурное бюро «Творческая мастерская архитектора А.Ф. Деринга »Классика".
Авторский коллектив
Александр Федорович Деринг, Алексей Сергеевич Астанин, Елена Георгиевна Федорова.
Реставрация и приспособление памятника деревянного зодчества федерального значения «Дом купца Шадрина», Барнаул, Красноармейский пр., 8.
Архитектурное бюро «Творческая мастерская архитектора А.Ф. Деринга »Классика".
Авторский коллектив
Александр Федорович Деринг, Алексей Сергеевич Астанин, Елена Георгиевна Федорова.
Реставрация и приспособление памятника деревянного зодчества федерального значения «Дом купца Шадрина», Барнаул, Красноармейский пр., 8.
Архитектурное бюро «Творческая мастерская архитектора А.Ф. Деринга »Классика".
Авторский коллектив
Александр Федорович Деринг, Алексей Сергеевич Астанин, Елена Георгиевна Федорова.
Реставрация и приспособление памятника деревянного зодчества федерального значения «Дом купца Шадрина», Барнаул, Красноармейский пр., 8.
Архитектурное бюро «Творческая мастерская архитектора А.Ф. Деринга »Классика".
Авторский коллектив
Александр Федорович Деринг, Алексей Сергеевич Астанин, Елена Георгиевна Федорова.
Реновация территории парка «Изумрудный» в Барнауле. Творческая мастерская архитектора А.Ф. Деринга «Классика».
Архитектурное бюро MDVA. Авторский коллектив:
А. Атаджанов, М. Максименко, А. Деринг, С.Тисленко, Д.Индюков, О. Петухова, А. Шпенглер, Е. Макаренко, А. Матвеева, А. Мунгалова, И. Нетолчин, Д. Новых
Copyright Творческая мастерская архитектора А.Ф. Деринга «Классика».
Архитектурное бюро MDVA. Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
2 / 6
Реновация территории парка «Изумрудный» в Барнауле. Творческая мастерская архитектора А.Ф. Деринга «Классика».
Архитектурное бюро MDVA. Авторский коллектив:
А. Атаджанов, М. Максименко, А. Деринг, С.Тисленко, Д.Индюков, О. Петухова, А. Шпенглер, Е. Макаренко, А. Матвеева, А. Мунгалова, И. Нетолчин, Д. Новых
Copyright Творческая мастерская архитектора А.Ф. Деринга «Классика».
Архитектурное бюро MDVA. Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
3 / 6
Реновация территории парка «Изумрудный» в Барнауле. Генеральный план
Copyright Творческая мастерская архитектора А.Ф. Деринга «Классика».
Архитектурное бюро MDVA. Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
4 / 6
Реновация территории парка «Изумрудный» в Барнауле. Творческая мастерская архитектора А.Ф. Деринга «Классика».
Архитектурное бюро MDVA. Авторский коллектив:
А. Атаджанов, М. Максименко, А. Деринг, С.Тисленко, Д.Индюков, О. Петухова, А. Шпенглер, Е. Макаренко, А. Матвеева, А. Мунгалова, И. Нетолчин, Д. Новых
Copyright Творческая мастерская архитектора А.Ф. Деринга «Классика».
Архитектурное бюро MDVA. Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
5 / 6
Реновация территории парка «Изумрудный» в Барнауле. Творческая мастерская архитектора А.Ф. Деринга «Классика».
Архитектурное бюро MDVA. Авторский коллектив:
А. Атаджанов, М. Максименко, А. Деринг, С.Тисленко, Д.Индюков, О. Петухова, А. Шпенглер, Е. Макаренко, А. Матвеева, А. Мунгалова, И. Нетолчин, Д. Новых
Copyright Творческая мастерская архитектора А.Ф. Деринга «Классика».
Архитектурное бюро MDVA. Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
6 / 6
Реновация территории парка «Изумрудный» в Барнауле. Творческая мастерская архитектора А.Ф. Деринга «Классика».
Архитектурное бюро MDVA. Авторский коллектив:
А. Атаджанов, М. Максименко, А. Деринг, С.Тисленко, Д.Индюков, О. Петухова, А. Шпенглер, Е. Макаренко, А. Матвеева, А. Мунгалова, И. Нетолчин, Д. Новых
Copyright Творческая мастерская архитектора А.Ф. Деринга «Классика».
Архитектурное бюро MDVA. Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
В число финалистов включены несколько проектов, среди которых выделяется подборка из трех религиозных объектов авторства бюро «Прохрам»: храм в Карелии, комплекс с центром русской культуры и православным храмом в Саудовской Аравии и комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста в Петергофе. Как и во многих других проектах этого бюро, в каждом из них архитекторы стремятся найти современный архитектурный язык, наследующий, но не копирующий классические церковные образцы.
1 / 7
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста, Петергоф. ООО «Прохрам». Авторский коллектив: Д. Остроумов, А. Фазиахметова
Copyright ООО «Прохрам». Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
2 / 7
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста, Петергоф. ООО «Прохрам». Авторский коллектив: Д. Остроумов, А. Фазиахметова
Copyright ООО «Прохрам». Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
3 / 7
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста, Петергоф. ООО «Прохрам». Авторский коллектив: Д. Остроумов, А. Фазиахметова
Copyright ООО «Прохрам». Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
4 / 7
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста, Петергоф. ООО «Прохрам». Авторский коллектив: Д. Остроумов, А. Фазиахметова
Copyright ООО «Прохрам». Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
5 / 7
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста, Петергоф. ООО «Прохрам». Авторский коллектив: Д. Остроумов, А. Фазиахметова
Copyright ООО «Прохрам». Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
6 / 7
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста, Петергоф. План 1 этажа
Copyright ООО «Прохрам». Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
7 / 7
Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста, Петергоф. План 2 этажа
Copyright ООО «Прохрам». Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
1 / 4
Межкультурный комплекс с центром русской культуры и православным храмовым комплексом в Саудовской Аравии. ООО «Прохрам». Авторский коллектив: Д. Остроумов, Г. Гончаров
Межкультурный комплекс с центром русской культуры и православным храмовым комплексом в Саудовской Аравии. ООО «Прохрам». Авторский коллектив: Д. Остроумов, Г. Гончаров
Межкультурный комплекс с центром русской культуры и православным храмовым комплексом в Саудовской Аравии. ООО «Прохрам». Авторский коллектив: Д. Остроумов, Г. Гончаров
Межкультурный комплекс с центром русской культуры и православным храмовым комплексом в Саудовской Аравии. ООО «Прохрам». Авторский коллектив: Д. Остроумов, Г. Гончаров
Храм в Карелии. ООО «Прохрам». Авторский коллектив: Д. Остроумов, А. Фазиахметова, Е. Остроумова, Г. Жуковская, Г. Стрельцов, Е. Белякович
Copyright бюро «Прохрам». Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
2 / 5
Храм в Карелии. ООО «Прохрам». Авторский коллектив: Д. Остроумов, А. Фазиахметова, Е. Остроумова, Г. Жуковская, Г. Стрельцов, Е. Белякович
Copyright бюро «Прохрам». Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
3 / 5
Храм в Карелии. ООО «Прохрам». Авторский коллектив: Д. Остроумов, А. Фазиахметова, Е. Остроумова, Г. Жуковская, Г. Стрельцов, Е. Белякович
Copyright бюро «Прохрам». Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
4 / 5
Храм в Карелии. ООО «Прохрам». Авторский коллектив: Д. Остроумов, А. Фазиахметова, Е. Остроумова, Г. Жуковская, Г. Стрельцов, Е. Белякович
Copyright бюро «Прохрам». Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
5 / 5
Храм в Карелии. План 1 этажа
Copyright бюро «Прохрам». Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
Кроме этих проектов, в финал вышла концептуальная идея «Лунной базы», архитектура которой основана параметрах и формах транспортного корабля, два проекта номинации «Архмолодежь»: арт-объект «Башня» и дипломный проект высотного комплекса в Новосибирске; а также архитектурный фестиваль «АрхБухта. За выходом».
1 / 4
Концепция «Лунная база». Автор М. Базаев
Copyright М. Базаев. Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
2 / 4
Концепция «Лунная база». Автор М. Базаев
Copyright М. Базаев. Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
3 / 4
Концепция «Лунная база». Автор М. Базаев
Copyright М. Базаев. Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
4 / 4
Концепция «Лунная база». Автор М. Базаев
Copyright М. Базаев. Предоставлено оргкомитетом рейтинга «Золотая капитель»
Казалось бы, можно ли представить себе более пестрый состав? Именно поэтому жюри было крайне сложно выбрать пять призеров и обладателя гран-при.
Арифметика и впечатления от защит лишь отчасти помогали делу. Благодаря им достаточно быстро определился состав лидеров, но вот для выбора обладателя главной награды, членам жюри пришлось провести еще один, внутренний, конкурс на главный критерий оценки финалистов. В итоге обсуждения критерием стало стремление вперед, способность сделать шаг за границы привычного и создать нечто реально меняющее к лучшему не только представления о той или иной типологии, но и качество жизни людей. Такими качествами из всех лауреатов обладала лишь одна постройка – Многофункциональный городской комплекс с паркингом и коворкингом в микрорайоне «Евроберег», который и получил ГРАН-ПРИ.
Конечно, нельзя сказать, что этот проект уникален в общемировом масштабе; похожие объемно-пространственные решения найти не сложно. Но для России, особенно для Новосибирска, который как раз сейчас, на фоне бурного строительства, стоит перед необходимостью осмыслить свою идентичность и найти ее оригинальное архитектурное выражение, столь смелое использование имиджевых решений для неимиджевых объектов, комплексный подход к формированию многофункциональной застройки и включению инфраструктурных объектов в ландшафтный дизайн, – может служить примером для подражания. Причем не столько для архитекторов, сколько для девелоперов.
Жилой комплекс CHICAGO, как лидер голосований жюри на предыдущих этапах получил заслуженный ДИПЛОМ ЛИДЕРА РЕЙТИНГА.
ЗНАКИ «ЗОЛОТАЯ КАПИТЕЛЬ» получили:
– Многоквартирный многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями обслуживания жилой застройки, подземной автостоянкой и трансформаторной подстанцией. Жилой комплекс CHICAGO. Адрес: ул. Московская, 77 – Реставрация и приспособление памятника деревянного зодчества федерального значения «Дом купца Шадрина», Барнаул, Красноармейский пр., 8 – Реновация территории парка «Изумрудный» в Барнауле – Общеобразовательный центр «Содружество» (школа на 2860 мест), г. Воронеж, ул. Академика Конопатова, д. 9 – Храмовый комплекс в честь святителя Иоанна Златоуста, Петергоф;
Остальные участники финала получили ДИПЛОМЫ СУПЕРФИНАЛА.
Специальными наградами рейтинга «Золотая капитель» 2024 года отмечены: – альманах «Слово и камень», изданный бюро «Прохрам», получил ЗОЛОТОЙ ДИПЛОМ в разделе АРХНАУКА, АРХПЕДАГОГИКА, АРХПУБЛИЦИСТИКА. АРХПРОСВЕЩЕНИЕ; – реновация территории парка «Изумрудный» в Барнауле, получила ДИПЛОМ ЛУЧШИЙ ПРОЕКТ СИБИРИ; – Жилой комплекс CHICAGO получил ДИПЛОМ ЛУЧШИЙ НОВОСИБИРСКИЙ ПРОЕКТ; – «Дама с горностаем». Интерьер деревенского дома получил ДИПЛОМ ГАМБУРГСКИЙ СЧЕТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИПЛОМЫ ОРГКОМИТЕТА получили: – Национальный центр в мемориальном комплексе В.П. Астафьева в селе Овсянка Красноярского края; – Музей Океанрыбфлот; – Ресторан «Ryotei» в Японском саду, парк Краснодар; – Ресторан ближневосточной кухни «SADJ» в Кемерово; – Благоустройство сквера «Крылья Сибири» Центрального округа города Новосибирска; – Многофункциональный высотный комплекс в Новосибирске;
Итогом любого конкурса / смотра-конкурса / рейтинга является список победителей и лауреатов, но на самом деле главным результатом должны быть изменения – в идеале, изменения к лучшему: в профессиональном цехе, в архитектуре региона, в восприятии архитектуры со стороны общества / девелоперов / чиновников. Иначе не за чем было бы и проводить смотры-конкурсы. А лауреаты конкурсов – это своеобразные маяки или маркеры на пути улучшений, которые фиксируют вектор или направляют его в правильную сторону.
И, если говорить о значении рейтинга «Золотая капитель», то в первую очередь нужно отдать должное не просто значительному пути, проделанному его организаторами и участниками, и тем громадным усилиям, которые они приложили, чтобы проложить свой путь, но и тем результатам, которые он принес.
За почти 30 лет «Золотая капитель» сформировала вокруг себя сообщество классных архитекторов, экспертов, строителей и производителей и дала им ориентиры для постоянного развития. И пусть идеальной системы оценки архитектуры не существует, но то, что существуют люди, которые ее ищут и год за годом не боятся экспериментировать, искать все новые форматы справедливой профессиональной конкуренции, внушает уверенность в завтрашнем дне.
Так что приглашаем всех подавать заявки на участие в Рейтинге «Золотая капитель» 2025.
Список жюри BIG FISH
Елена Григорьева, член-корреспондент РААСН, заслуженный архитектор России, вице-президент СА России / Иркутск-Москва
Марина Новикова, исполнительный директор АПМО (Ассоциация проектировщиков московской области) / Москва
Зоя Рюрикова, председатель правления Нижегородского отделения Союза архитекторов России, руководитель проектного бюро DA / Нижний Новгород
Дарья Кисельникова, архитектор ООО «Формат Проект», кандидат архитектуры, выпускник программы архитекторы.рф 2022/ Новосибирск
Алексей Комов, вице-президент Московского союза архитекторов России / Москва
Владимир Кузьмин, архитектор-дизайнер, лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии «Золотое сечение», руководитель проектной группы «Поле-Дизайн», доцент кафедры Дизайна Архитектурной среды МАРХИ / Москва
Елена Петухова, менеджер спецпроектов МОО СМА, координатор Премии IPI Award, куратор конкурсов, выставочных и издательских проектов / Москва
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Среднестатистическое соревнование
В Хельсинки представлены финалисты открытого международного конкурса на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Образцы для будущего
В финал Международной премии RIBA вышли две реконструкции (в Германии и Китае) и экспериментальное социальное жилье под Барселоной.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Технологии и материалы
Весь в белом: особенности производства и применения...
Светлый кирпич – перспективный и востребованный продукт. Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным об особенностях производства белого кирпича и потенциале российского рынка.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый...
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.
Архитектурная вселенная материалов IND
Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Архитектурная свобода с композитными панелями...
На примере объектов, реализованных с применением технологий SIBALUX, показываем, как современные фасады выходят в третье измерение, используя 3D кассеты из алюминиевого и стального композита.
Wowhaus: Поликарбонат – это невидимый герой городских...
Руководители проектных групп архитектурного бюро Wowhaus Валерия Лифшиц и Татьяна Старченко рассуждают о пользе поликарбоната в оформлении современных городских пространств и в экспозиционном дизайне.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Магнитные поля в «проме»
Zaha Hadid Architects выиграли в Белграде конкурс на проект реконструкции бумажной фабрики 1920-х для размещения там Музея Николы Теслы.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.