Описание предоставлено архитекторами
Год назад в Воронеже открылась самая большая школа страны: в одну смену идет учебный процесс сразу в 110 классах. В основе архитектуры здания – новаторство как в сфере образования, так и в проектировании: принцип нелинейного расписания и уход от коридорной системы.
Строительство «мегашколы» долгое время сопровождалось публичным скепсисом. Определенная тендером вместимость вызывала споры: 2 860 воспитанников могут спровоцировать транспортный коллапс, километровые очереди в столовую, проблемы в организации учебного процесса. В то же время мегашкола должна была закрыть острую нехватку учебных мест в районе, решить вопрос переполненности классов и снять нагрузку с учителей соседних школ. К тому же, построить одно большое здание дешевле, чем два поменьше. Несмотря ни на что, школу удалось достроить в срок, и она стала архитектурной достопримечательностью города.
Всё началось с идеи построить в районе с плотно развивающейся жилой застройкой большой социальный узел. Рядом с мегашколой планировался спортивный кластер, детский сад на 600 мест, детская школа искусств с филиалом библиотеки, а также поликлиника на 1100 посещений в смену с подстанцией скорой помощи.
Поликлиника, также построенная по проекту ПИ «Гипрокоммундортранс», появилась в социальном кластере первой – за несколько месяцев до окончания строительства мегашколы. Сейчас идет проектирование «мегасадика» на 600 мест. Так что задуманный социальный кластер поэтапно воплощается.
Строительство учебного мегаобъекта стало возможным благодаря национальному проекту «Образование» и софинансированию из бюджетов области и города. Всего на его возведение потратили около 5 миллиардов рублей. Дополнительные трудности вызвали санкции – приходилось адаптировать и менять готовые архитектурные решения, импортные материалы на аналоги в ускоренном режиме.
От коловрата к станции «Мир»
Идейным вдохновителем и главным консультантом при создании образовательного центра стал «Институт развития образования» Воронежской области. На форму объекта повлияла радиальная планировка, символизирующая процесс знаний, открытий и широкого кругозора. Сначала это был древнеславянский символ солнца, но так как вместить начальную и старшую школу в один контур было бы невозможно, пришлось разделить потоки учеников на две обособленные части.Идея трансформировалась в космический объект: «орбитальную станцию» с двумя модулями, у каждого из которых есть центральное ядро (атриум) и множество отсеков с классами, пищеблоками, ячеистыми фасадами. Начальная школа вместила 1040 учеников, старшая – 1820 мест. Оба модуля располагают полным набором помещений, необходимых для самостоятельного функционирования.
Инновационные решения
Нестандартная вместимость школы продиктовала отказ от традиционного подхода к планировочным решениям. У школы нет аналогов в России, но и многих норм проектирования подобной величины объектов тоже нет, поэтому были разработаны СТУ по пожарной безопасности.На планировочные решения повлиял принцип нелинейного расписания и уход от коридорной системы. Пространства перетекают одно в другое, а зонирование осуществляется с помощью мебели и оборудования, но с соблюдением требований пожарной безопасности по ширине и длине путей эвакуации.
Так как в старшей школе за одну перемену необходимо накормить почти 1000 человек, предусмотрено несколько обеденных залов. Их рассредоточили не по горизонтали, а по вертикали один над другим – получился многоуровневый школьный ресторан с комфортной рассадкой детей за столиками. Школьники могут кратчайшим путем попасть в столовую на том этаже, где у них закончились уроки. Еда доставляется на лифте, пищевые отходы удаляются другим лифтом.
Перегородки, отделяющие обеденные залы друг от друга и соседних помещений, дают возможность присоединить обеденный зал к рекреации и создать пространство под новые задачи, например, коворкинг. Центральное ядро старшей школы спроектировано в виде атриума высотой в четыре этажа с большими трансформируемыми рекреациями.
Размещение гардероба верхней одежды учеников под трибунами амфитеатра позволило эффективно использовать это пространство. Гардероб заглублен на несколько ступеней, что делает его практически незаметным. А протяженная линия фронта помогает избежать столпотворения детей.