Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать и российскими, и европейскими архитектурными инструментами»

За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.

Архитектор:
Сергей Орешкин

Архи.ру:
Как написано на вашем сайте, предыдущая декада работы бюро, которая закончилась в 2020 году, прошла под девизом «чистая архитектура без потери индивидуальности и некоторой наивности». В каком направлении бюро движется сейчас, что изменилось?

Сергей Орешкин:
Фразу про «архитектурную наивность» требуется пояснить. Проектам, реализованным до 1917 года, которые сегодня мы воспринимаем как памятники архитектуры, хорошая наивность была свойственна. В эпоху модерна, например, появляется сказочный, книжный, отчасти детский декор, странные мотивы, не имеющие отношения к месту: что «Египетский дом» по проекту Михаила Сонгайло делает на Захарьевской улице в Петербурге? Но всем нравится – это близкий слой, его комфортно ощущать, а кроме того создается среда, которая рассказывает, какой вокруг мир, что еще может быть.

Хорошая наивность всегда ценилась в бюро «А.Лен». Мы хотели делать оригинальную архитектуру, которую люди запоминали бы и видели, что она «отрисована руками». 
Жилой дом на улице Чапаева, 2016
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / предоставлена «А.Лен»

Но работам бюро «А.Лен» декоративность не свойственна за редким исключением.

В XX-XXI веках появились другие инструменты. Сейчас мы скорее стремимся к тому, чтобы фасад не был одинаковым со всех сторон. Современная стилистика не добирает необходимого зрительного комфорта, а клиент хотел бы дифференцировать свой дом – на уровне секции, этажа. Но рынку, девелоперу, архитектору часто лень нарисовать каждый этаж индивидуально.

А мы это всегда делали. Например, дома «Малахит» и «Лазурит» на Крестовском острове спроектированы таким образом, что каждая квартира становится ячейкой, которая на фасаде имеет свой особенный рисунок.
Жилой дом на Константиновском проспекте, 2006
Фотография © Н.Я. Шапорина / предоставлена «А.Лен»

Что касается декоративности, у нас в бюро сформировалось три направления: параметрические сетки или принты на стекле (отель Mercure в Саранске и «Хоккейный город» СКА), работа с 3D-кладками (клубный дом «Точка отсчета», жилые комплексы «Принцип», «Лиговский 232» и “Astra Marine”) и классическое декорирование скульптурными рельефами (премиальный комплекс 17\33 на Петровском острове и рельефы комплекса «Лиговский 232»).

«Малахит» и «Лазурит» – это элитное жилье. Получается ли у вас так же дифференцировать жилые комплексы эконом- и комфорт-класса?

Мы в «А.Лен» всегда считали, что надо делать максимально комфортным любой класс жилья. А создание индивидуальной среды в квартирах неизбежно влияет и на фасад. 

Во-первых, внутри любого дома неизбежно появляется деление на классы, происходящее от расположения и размера квартиры: есть студии и квартиры большого формата, видовые, угловые, торцевые квартиры. Опираясь на исходные данные, мы добиваемся «осознанной случайности». Например, несколько этажей дом идет рядовыми окнами, а потом вдруг угловыми – потому что появился хороший визуальный сегмент, который заслуживает видового окна. 
Жилой комплекс «Город звезд», Ленинградская область
© Изображение предоставлено «А.Лен»

Во-вторых, мы стараемся проявить архитектурное уважение всем элементам дома, сделав это технологически правильно и удобно. Например, сейчас востребована гостиная с французским балконом – но это дорогой элемент, который уместно располагать только в комнатах большей площади: в маленькой квартире он будет неудобен. В угловых же квартирах грех не использовать эркер, который моментально переводит квартиру в статус полукоттеджа. Все эти элементы возможны в доме комфорт-класса. В разных сочетаниях они и дают ту самую «наивность» – рисованный, а не типовой этаж.
Дом на Львовской
© Изображение предоставлено «А.Лен»

Новые сочетания элементов на фасаде появляются постоянно, мы это специально мониторим, следим за тем, что происходит в мире и в России. Это как в музыке – вроде все спето, аккорды всем известны, но вдруг появляется человек, который сыграл их по-другому – как Цой или Агутин. И в живописи – краски и кисти те же, но художник взглянул по-другому на цвет, появилась узнаваемая вещь. К этой узнаваемости мы стремимся. 
Клубный дом «Точка отсчета»
Фотография © Иван Смелов / предоставлена «А.Лен»

В последнее время песни не веселые – то про самоизоляцию, то про изоляцию от западного мира. Как это сказывается на архитектуре?

Мы были интегрированы в мировую архитектуру почти 30 лет, впитывали и работали со многими западными архитекторами: с голландцами KCAP и Orange Architects проектировали Golden City и «Лиговский Сити», с Populous – Театр песни Аллы Пугачёвой. 
Жилой комплекс Golden City. 6 квартал. KCAP, ORANGE, Архитектурное бюро «А.Лен»
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / предоставлена «А.Лен»

Был период стеклянной архитектуры. Когда заводы научились делать большепролетные и гнутые стеклопакеты, автоматом появилось новое течение – бионическая архитектура. Потом мир натолкнулся на проблему – жить в таких проектах дорого. Если традиционный дом почти не нуждается в уходе, то стеклянный требует колоссального обслуживания. Зодчим не хватило глубины исследования того, как конструкция будет жить и эксплуатироваться. И если элемент «взбадривания» среды, как музей в Бильбао, вполне оправдан, то повсеместное насаждение объектов-аттракционов и архитектурных фокусов наносит огромный экономический ущерб. После кризисов 2008 и 2014 годов их поток резко сократился.

Россия не успела этим заразиться. Даже бизнес-центр Захи Хадид в Москве гораздо рациональнее, чем все остальное, что она делала в мире. Но мы сильно подучились, появилась европейская архитектура, особенно большой путь прошла Москва. Но то, что мы забрали у Европы, – это международный стиль, архитектура, которая не имеет ни национальных, ни стилевых корней. Это глобальная проблема – неопределимо, где здание находится. 

Значит ли это, что построенный в Екатеринбурге компаунд мог бы стоять и в Воронеже, и в Перми? 

Идентификация по регионам всегда есть. Стандартный раздел, с которого мы начинаем проектирование, – это исследование истории места. При этом бывает разная глубина. Образ жилого комплекса «Проспект Мира. Компаунд» сначала вообще рождался под впечатлением от местных горных образований. Но потом, по мере осознания среды вокруг места строительства и «столичности» Екатеринбурга, мы пришли к выводу, что здесь должен быть сложный брутальный объем, в какой-то мере созвучный современной интернациональной архитектуре.

Когда мы работаем на юге – глубина до греков, генуэзцев и Византии. И дух места всегда накладывает отпечаток: если изучил архивы – это на 100 процентов скажется на фасадах и ландшафте. Например, полухадидовская гостиница Mercure в Саранске построена в интерьерах и принтах с национальными мотивами. 
«Mercure Саранск Центр». Отель сети Accor
Фотография © Александр Шеметов / предоставлена «А.Лен»

Какие международные контакты вы сейчас выстраиваете? 

Раньше ездили в Европу, сегодня в Китай, Дубай. При этом с Китаем работаем давно: «Хоккейный город» СКА облицован местной белой терракотой, которую мы нашли в 2014 году, во время первой итерации разворота на восток. Рынок материалов сузился, но все равно остался широким, а ограничения привели к большей разборчивости. Основные материалы, которые мы используем, почти все российские: штукатурка, керамогранит, кирпич, дерево, металлическая просечная сетка.  
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / предоставлена «А.Лен»

В Ереване мы работаем с очень большим для Армении проектом площадью больше 300 000 м2. Работаем с удовольствием – культура близкая, а уровень опыта у нас на порядок выше, чем у любой армянской компании. Это похоже на то, как в Россию приходили бюро Нормана Фостера и Захи Хадид, которые работают уже поколениями, по 70-80 лет, и имеют гигантский бэкграунд. Нашим бюро, впрочем, в лучшем случае по 30 лет. 
Проект для Еревана
© Изображение предоставлено «А.Лен»

С рынка ушли 90 процентов зарубежных бюро, но спрос на европейскую методику проектирования сохранился. А мы относимся к тем немногим бюро, у которых есть опыт работы с западными компаниями: Populous, Engel & Zimmermann, KCAP, Orange Architects. Сейчас мы продолжаем работу с португальским бюро Saraiva+Associados, которое входит в топ-100 мира – участвовали с ними, например, в конкурсе «Новая Анапа». Наш опыт дает возможность оперировать и российскими, и европейскими  архитектурными инструментами.

Сейчас вы больше проектируете для родного Петербурга или для регионов?

Половина проектов – региональные, причем география широка: Владивосток, Хабаровск, Сочи, Анапа, Тверь, Тула, Москва, Екатеринбург, Тюмень.

Что касается Петербурга – это более близкий рынок. Сейчас мы работаем с лидерами в городе, основные клиенты – Setl Group и RBI. Они нас берегут и дают самую лакомую работу – концепции, мастер-планы и архитектуру. Мы сработались, есть разделение труда, отделы «А.Лен» и застройщиков где-то совпадают, что значительно упрощает процесс. Чем более специализированную работу делает бюро, тем выше эффективность. Компаниям, которые занимаются рабочим проектированием, нас не догнать.

При этом мы можем взять и камерный проект, если предложат знаковое место. Свежий пример – комплекс 17/33 на Петровском острове. Лучшее место за всю историю нашей работы: между мостом Бетанкура и Петровским стадионом, с двух сторон вода – Малая Нева и Петровский пруд, южный фронт. Суперэлитный проект, в нем мы обратились к «вязаной» фактуре фасада, архбетону, орнаментам из лилий. 
Премиальный комплекс 17/33
© Изображение предоставлено «А.Лен»
Премиальный комплекс 17/33
© Изображение предоставлено «А.Лен»

Чем сейчас занимается «Архитектурная лаборатория» «А.Лен»? (подробно об этом исследовательском подразделении бюро мы рассказывали здесь – прим.ред)

Запущенная в рамках лаборатории программа «Идеальные квартиры» позволила нам стать экспертами в жилье – она получила роспатент, на что обратили внимание девелоперы, особенно региональные. Но мы пока что охватили только процентов 30 всевозможных типологий квартир, так что работа продолжается. 

С «Идеальными квартирами» сопрягается программа «Идеальные урбан-блоки». Благодаря ей в последние годы к нам пришли очень крупные проекты – мастер-планы на 1 000 0000 м2 и более.

Сейчас мы готовим к запуску градостроительную программу по организации зеленого каркаса. Она целесообразна при застройке от 100 000 м2 и предусматривает соединение парковой, бульварной, спортивной, рекреационной и зеленой зон, разделение транспортных и пешеходных потоков. На этот каркас мы нанизываем социальную программу – школы, детские сады. Ландшафту и социальному наполнению сейчас уделяется колоссальное внимание.
Жилой комплекс «Сенат»
© Изображение предоставлено «А.Лен»

Вместе с российским производством продолжает развиваться кирпичная архитектура, в лаборатории мы исследуем возможности этого материала – например, для комплекса “Astra Marine” создали 30 типов кладки. Вязано-шершавые фасады, 3D-кладка воспринимаются дорого, а на самом деле это всего лишь работа мастера и архитектора. 
Жилой комплекс “Astra Marine”
© Изображение предоставлено «А.Лен»

В издательстве TATLIN скоро выходит ваша книга, интересная ее часть – скетчи, эскизы и рисунки. Успеваете ли рисовать сейчас?

В книге будет два раздела: самые интересные постройки бюро, а также моя личная графика. Я рисую как и всегда много, но сейчас чаще на электронных носителях – это очень удобно в поездках. А книге и предлагаю посвятить нашу следующую беседу!
Архитектор:
Сергей Орешкин

15 Марта 2024

Похожие статьи
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Сейчас на главной
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.