Одно из центральных мест выставки «Чего ты боишься?», которая откроется 22 мая в ЦСИ Винзавод и будет исследовать тему страха в искусстве, займет объект Даниила Пирогова – масштабная инсталляция, напоминающая колонну из земли.
Даниил получил образование и опыт работы в области архитектуры: закончил магистратуру ННГАСУ, участвовал в программе архитекторы.рф в партнерстве со Strelka Institute, работал в Bureau Plombir, с единомышленниками придумал проект arh.kvartirnik, направленный на создание сообщества молодых архитекторов в Нижнем Новгороде. А сейчас пишет диссертацию на тему быстровозводимой архитектуры.
Все это время архитектор создавал и художественные объекты: для фестивалей «Место» и «Артлуга», арт-резиденций в Выксе и Сысерти. О некоторых из них – наш материал.
Даня Пирогов, художник
В графике мой визуальный стиль образно и по технике отсылает к архитектурному эскизированию – я использую бумагу, картон и шариковую ручку, через кальку отпечатываю изображения.
Также мне близка работа с тотальной инсталляцией, когда я не просто фокусирую внимание на серии объектов, а полностью погружаюсь в атмосферу или среду.
Гнездо Косху
Фестиваль «Место», Нижний Новгород, 2022
«Места для художественных объектов я начал искать, еще когда работал архитектором. В Нижнем много заброшенных кварталов и не логичных с точки зрения архитектуры территорий, которые ломают голову», – рассказывает Даниил. Одним из таких мест стала крыша, которая лежала на земле посередине пустующего двора, где прежде стояли исторические здания. На нее художник установил «Гнездо Косху» – объект из проволоки, который сгнил и исчез так же, как и крыша, на которой он стоял, отразив состояние среды и отдельных территорий города. Всего «гнезд» четыре, три уже утрачены.
Башни для птиц
Фестиваль «АртЛуга»
Работа связана с темой памяти и возвращением птиц после зимовки. Сильное влияние на нее оказал Петер Цумтор, утверждавший, что «время – тоже инструмент, оно умеет менять архитектуру своим способом». Три башни из обожженного дерева, установленные в разных точках Артёмовских лугов в Нижегородской области, ограничивали территорию и подводили зрителя к месту, откуда открывался красивый вид на реку. Ежегодно друзья и знакомые художника присылали фотографии, наблюдая за тем, как башни преображаются.
Invertitur | Инверсия
Персональная выставка
Выставка объединяет работы, которые предлагают три способа осмысления одного архитектурного элемента – колонны. В работе «Катки» колонна с каннелюрами падает и раскалывается на несколько частей, которые превращаются в шестеренки. В «Шалаше» колонна перестает выполнять функцию непоколебимой опоры, на которой держатся перекрытия. Образно три сплетенные колонны отсылают к сэрге, якутским постройкам, которые обозначают, что у места есть хозяин. По традиции их нельзя разрушать, они сами должны прийти в негодность.
Незначительное
Архстояние, 2023
Для этого проекта художник снова выбрал работу со средой и маршрутом зрителя. Модули из местного валежника рассредоточены по территории леса, а центральную инсталляцию видно издалека, что позволяет говорить о формировании ансамбля, хотя зритель мог и не видеть всех его элементов. «Здесь на меня повлиял принцип комплексности, – рассказывает художник, – когда имеется среда, в которой идентичные элементы формируют маршрут, но и растворяются в пространстве».
Подъемные силы
Маркет WIN WIN
Объект состоит из множества модулей, которые создают ощущение единой массы. При кажущейся монументальности он все же уязвим и хрупок, так как сделан из проволоки и кальки. Художник вдохновлялся принципами быстровозводимой архитектуры и создания объектов из легких материалов.