Памяти Сергея Ткаченко

На прошедшей неделе, 6 августа, ушел из жизни Сергей Ткаченко, – одна из самых символических фигур постсоветской архитектуры и московского градостроительства.

Александр Змеул – автор, не чуждый истории московского градостроительства в его разных аспектах, после сообщения о смерти Сергея Ткаченко написал в своем профиле: «…он известен как автор когда-то казавшихся одиозными домов патриарх и яйцо <…> познакомившись и повзрослев, понял, что Сергей Борисович совсем другой. Замечательный человек, прекрасно знающий архитектуру, очень современный, неравнодушный, постоянно развивающийся». И мы попросили его написать несколько слов в память об архитекторе.  
 
zooming
Сергей Ткаченко, 1953–2023
Фотография: САР

Начало профессиональной биографии Ткаченко характерно для архитекторов его поколения. В 1976 году закончил МАРХИ, после чего работал в больших проектных институтах: в Моспроекте-1 у Якова Белопольского и Владимира Хавина, потом в Моспроекте-2 в мастерской №9 Игоря Анатольевича Покровского, поначалу в бригаде Андрея Ганешина, затем как ГАП. 
 
Но в ней был и момент, который он любил упомянуть – как в андроповское время он был уволен из Моспроекта-2 за чересчур расточительное решение гостиницы Постпредства Латвии с атриумом. Впрочем, это была скорее полуфронда: здание благополучно достроили под авторским надзором Сергея Ткаченко, который после увольнения из проектного института стал сотрудником заказчика.
 
Биография Ткаченко начиная с 1990-х, в общем-то, тоже во многом характерна для архитектора его поколения. Для человека с амбициями тогда существовало несколько вариантов: отправиться в свободное плавание, основав собственную мастерскую; стать функционером, работая чиновником и возглавляя мастерскую в проектном институте. Был и третий вариант, совмещавший два первых, его и выбрал Сергей Ткаченко.

Менялись номера в Моспроектах, за руководством мастерской №15 в Моспроекте-2 последовала работа на должности замдиректора в Моспроекте-4. Менялись и названия его собственных офисов, одну из последних компаний с присущей ему иронии Ткаченко назвал экспериментальным проектным институтом Моспроект-5. Как известно, советских проектных институтов было четыре.
 
Такого рода «дуализм» позволил Ткаченко стать одним из самых влиятельных персонажей в сфере архитектуры и градостроительства Москвы. Начиная с девяностых его фамилия всплывает, то тут, то там: он и проектирует, и руководит, и согласовывает, и сопровождает.
 
Впрочем, в силу специфики положения Ткаченко характер его участия в том или ином проекте определить удается не всегда. Среди его работ встречается госзаказ: к примеру, реконструкция здания Госплана под Госдуму, или новый пост №1 у могилы неизвестного солдата. А также важные московские темы: реконструкция Гостиного двора и башня-2000, первая постройка Сити. Новые жилые дома и офисные комплексы, «реставрация в режиме воссоздания», то есть строительство новоделов на месте исторических зданий. Кажется в его портфолио есть проекты любых масштабов и типологий.
Регенерация и реставрация Елисеевского магазина
© Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко

Значительная часть его построек была в русле того постмодернистского мейнстрима, что преобладал в Москве того времени. Чего стоит хотя бы «Кутафья башня» в роли завершения бизнес-центра на Павелецкой.
 
Комплекс административных зданий компании «ЭНКА». Реализация, 2003
© Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко

Но прославили Сергея Ткаченко, конечно, два здания: дом-яйцо и Патриарх. Они и сегодня, по прошествии почти двадцати лет, скажем так, впечатляют.
  • zooming
    Жилой дом с подземной автостоянкой «Патриарх»
    © Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко
  • zooming
    Жилой комплекс на улице Машкова, 1/11
    © Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко

Это были даже не столько постмодернистские здания, сколько художественные жесты. Они полностью выбивались из всего, что тогда строилось, не следовали никакой традиции, не пытались переосмыслить или просто механически копировать те или иные стили и приемы.

Оба проекта связаны с именем Олега Дубровского (1963-2011), а также членов «Обледенения архитекторов»: Игоря Бурого, Ильи Вознесенского, Алексея Кононенко и Веры Самородовой.
 
Казалось бы, более противоположных людей, чем бунтарь Дубровский и вальяжно-барский Ткаченко, представить трудно. Но Ткаченко обладал уникальной способностью собирать вокруг себя самых разных людей. Это редкость – и коллеги, в том числе конкуренты и бывшие подчиненные, всегда вспоминали Ткаченко добрым словом: помогал, продвигал, поддерживал.
 
Сам Ткаченко, вспоминая Олега Дубровского, говорил: «Мы много говорили с ним о том, что должно отличать архитектуру конца миллениума. Остановились на том, что они должны быть обращены в будущее, и в то же время говорить «последнее прости» уходящему веку. Такими были и Дом-яйцо, и Патриарх, и остальные объекты. То, что мы называем современной архитектурой, не должно быть скучной подделкой под старину. Мы не шли по пути откровенно новой архитектуры, вписывая здание в историческую ткань. В то же время – не без иронии».
  • zooming
    Дом-Яйцо
    © Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко
  • zooming
    Жилой дом с подземной автостоянкой «Патриарх»
    © Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко

Патриарх и дом-яйцо оказались удивительно созвучны времени: многие здания той эпохи мы даже вспомним не всегда, как хорошие, так и плохие – а эти забыть невозможно.
 
В 2003 году Сергей Ткаченко стал директором Института генплана Москвы. Там его главной задачей было «приземлить» большие градостроительные идеи, в конечном счете превратив их в новый генплан. Ткаченко стал одним из главных лиц кампании по принятию генплана 2010 года, который стал предметом многочисленных слушаний и дискуссий. Спокойным, даже умиротворяющим голосом он часами мог убеждать любого собеседника в правильности и неотвратимости нового генплана.
 
В начале 2011 года со сменой власти в Москве Сергей Ткаченко ушел с поста директора Института генплана. Его заявление об уходе по собственному желанию подписал Александр Кузьмин, еще полтора года проработавший затем на должности главного архитектора Москвы. Эпоха Лужкова в архитектуре и градостроительстве Москвы заканчивалась с уходом ее главных лиц.
 
После отставки жизнь Сергея Ткаченко стала совсем другой, хотя были и проекты, и руководящая работа: так, непродолжительное время он был главным архитектором Калуги, – но все это уже было иного масштаба. Он активно занимался исследовательской и издательской деятельностью. В 2016 году защитил кандидатскую диссертацию «Творческие архитектурно-градостроительные конкурсы и их влияние на генеральные планы городов (на примере Москвы)», – научным руководителем был Илья Лежава.
 
Главным проектом Сергея Ткаченко десятых годов стал двухтомник «Один век московского градостроительства».
Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Эта книга – объемное исследование истории городского планирования столицы в советское и постсоветское время, и в то же время она – отдельный феномен. Она не просто представляет понимание города, объемную картину московского градостроительства, что вполне логично, когда за систематизацию берется человек, почти десять лет работавший директором Института генплана Москвы. Ткаченко предлагает собственную оригинальную периодизацию. В есть любопытный лейтмотив: по словам ее автора никто, включая архитекторов и градостроителей, не понимал, как трансформировать социалистический город в капиталистический. Опыта таких трансформаций, действительно, исторически не было. Ткаченко был одним из тех кто творил историю – иногда увлекаясь, иногда ошибаясь, иногда заблуждаясь.

И как человек, долгое время погруженный в процесс планирования и принятия решений, второй том он превращает в полемическое высказывание о постсоветском периоде, строя его на противопоставлении лужковского и собянинского периода. Основной и единственной заслугой нынешней московской власти Ткаченко назвал реализацию идей, разработанных при Лужкове. Словом, опять, как в далекие восьмидесятые, проявил своеобразную полуфронду.
  • zooming
    1 / 7
    Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

13 Августа 2023

Похожие статьи
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Памяти Алексея Розенберга
Сегодня в 13:00 в церкви Нерукотворного Образа в Клязьме состоится отпевание Алексея Розенберга. Вспоминаем его архитектуру. Она была свободной, разнообразной, тонкой и узнаваемой.
Памяти Марии Зубовой
Мария Зубова преподавала историю искусства и архитектуры нескольким поколениям студентов МАРХИ. Художник, иконописец, искусствовед, автор учебников, книги о графике Матисса, инициатор переиздания книг Василия Зубова по истории и теории архитектуры, реставрации и христианской философии.
Не-стирание. Памяти Николая Лызлова
Николай Лызлов умер три дня назад, 7 июня. Вспоминаем его архитектуру, старые и новые проекты, построенное и не построенное, принципы и метод, отношение к среде и контексту. Светлая память. Прощание завтра в ЦДА.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Памяти Анатолия Столярчука
Автор многих зданий современного Петербурга, преподаватель Академии художеств, Член Градостроительного совета и человек, всегда готовый поддержать.
Памяти Жана-Луи Коэна
Марина Хрусталева – о Жане-Луи Коэне (20.07.1949-7.08.2023), историке архитектуры авангарда, преподавателе, авторе многих изданий и выставочных проектов.
Умер Майкл Хопкинс
В возрасте 88 лет скончался Майкл Хопкинс, один из главных архитекторов хай-тека, расширивший свой репертуар за счет традиционных материалов и рифм с историей.
Памяти Александра Некрасова
Он известен как автор нескольких реализованных станций метро, многие – с заметной, яркой, запоминающейся архитектурой. Одним из последних проектов Некрасова стала станция Физтех.
Собиратель
Умер Игорь Киселев. Реставратор и автор многих книг – справочников по архитектурным деталям и элементам зданий, очень полезных и хорошо известных специалистам.
Умер Рафаэль Виньоли
Скончался американский архитектор Рафаэль Виньоли, автор лондонских и нью-йоркских небоскребов, токийского «Форума» и многих других построек по всему миру.
Умер Балкришна Доши
В возрасте 95 лет скончался индийский архитектор Балкришна Доши, лауреат Притцкеровской премии, сотрудник Ле Корбюзье и Луиса Кана.
Памяти Виктора Быкова
Ушел из жизни Виктор Филиппович Быков – яркий представитель Нижегородской архитектурной школы, лучшего ее периода. Заслуженный архитектор Российской Федерации, лауреат престижных международных конкурсов и премий Нижнего Новгорода. Талантливый и эмоциональный человек, остро откликавшийся на вызовы времени.
Памяти Сергея Эстрина
Три дня назад умер Сергей Эстрин – архитектор и художник, автор синагоги на Бронной и множества общественных и частных интерьеров, всегда ярких и эффектных, а также красивых тонких графических работ.
Памяти Феликса Новикова
Ушел из жизни Феликс Новиков, архитектор, автор Дворца пионеров на Ленинских горах и Зеленограда, историк архитектуры модернизма и увлеченный публицист.
Слово о друге
В память о Феликсе Новикове публикуем его эссе, посвященное Джиму Торосяну и написанное в 2019 году для книги, которую сейчас готовит в издательстве Tatlin архитектор Карен Бальян. С разрешения автора и издательства.
Умер Рикардо Бофилл
Безусловная звезда современной архитектуры, автор, сменивший несколько направлений и тем самым примиривший в своем творчестве постмодернизм, национальные мотивы, неоклассику и интернациональный стиль, умер в возрасте 82 лет от последствий ковида в больнице Барселоны.
Памяти Евгении Кириченко
Ушла из жизни Евгения Ивановна Кириченко, человек, открывший нам ценность русской архитектуры модерна и эклектики, увлеченный и продуктивный исследователь, умный и жизнерадостный собеседник. Светлая память.
Технологии и материалы
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.