Памяти Сергея Ткаченко

На прошедшей неделе, 6 августа, ушел из жизни Сергей Ткаченко, – одна из самых символических фигур постсоветской архитектуры и московского градостроительства.

Александр Змеул – автор, не чуждый истории московского градостроительства в его разных аспектах, после сообщения о смерти Сергея Ткаченко написал в своем профиле: «…он известен как автор когда-то казавшихся одиозными домов патриарх и яйцо <…> познакомившись и повзрослев, понял, что Сергей Борисович совсем другой. Замечательный человек, прекрасно знающий архитектуру, очень современный, неравнодушный, постоянно развивающийся». И мы попросили его написать несколько слов в память об архитекторе.  
 
zooming
Сергей Ткаченко, 1953–2023
Фотография: САР

Начало профессиональной биографии Ткаченко характерно для архитекторов его поколения. В 1976 году закончил МАРХИ, после чего работал в больших проектных институтах: в Моспроекте-1 у Якова Белопольского и Владимира Хавина, потом в Моспроекте-2 в мастерской №9 Игоря Анатольевича Покровского, поначалу в бригаде Андрея Ганешина, затем как ГАП. 
 
Но в ней был и момент, который он любил упомянуть – как в андроповское время он был уволен из Моспроекта-2 за чересчур расточительное решение гостиницы Постпредства Латвии с атриумом. Впрочем, это была скорее полуфронда: здание благополучно достроили под авторским надзором Сергея Ткаченко, который после увольнения из проектного института стал сотрудником заказчика.
 
Биография Ткаченко начиная с 1990-х, в общем-то, тоже во многом характерна для архитектора его поколения. Для человека с амбициями тогда существовало несколько вариантов: отправиться в свободное плавание, основав собственную мастерскую; стать функционером, работая чиновником и возглавляя мастерскую в проектном институте. Был и третий вариант, совмещавший два первых, его и выбрал Сергей Ткаченко.

Менялись номера в Моспроектах, за руководством мастерской №15 в Моспроекте-2 последовала работа на должности замдиректора в Моспроекте-4. Менялись и названия его собственных офисов, одну из последних компаний с присущей ему иронии Ткаченко назвал экспериментальным проектным институтом Моспроект-5. Как известно, советских проектных институтов было четыре.
 
Такого рода «дуализм» позволил Ткаченко стать одним из самых влиятельных персонажей в сфере архитектуры и градостроительства Москвы. Начиная с девяностых его фамилия всплывает, то тут, то там: он и проектирует, и руководит, и согласовывает, и сопровождает.
 
Впрочем, в силу специфики положения Ткаченко характер его участия в том или ином проекте определить удается не всегда. Среди его работ встречается госзаказ: к примеру, реконструкция здания Госплана под Госдуму, или новый пост №1 у могилы неизвестного солдата. А также важные московские темы: реконструкция Гостиного двора и башня-2000, первая постройка Сити. Новые жилые дома и офисные комплексы, «реставрация в режиме воссоздания», то есть строительство новоделов на месте исторических зданий. Кажется в его портфолио есть проекты любых масштабов и типологий.
Регенерация и реставрация Елисеевского магазина
© Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко

Значительная часть его построек была в русле того постмодернистского мейнстрима, что преобладал в Москве того времени. Чего стоит хотя бы «Кутафья башня» в роли завершения бизнес-центра на Павелецкой.
 
Комплекс административных зданий компании «ЭНКА». Реализация, 2003
© Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко

Но прославили Сергея Ткаченко, конечно, два здания: дом-яйцо и Патриарх. Они и сегодня, по прошествии почти двадцати лет, скажем так, впечатляют.
  • zooming
    Жилой дом с подземной автостоянкой «Патриарх»
    © Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко
  • zooming
    Жилой комплекс на улице Машкова, 1/11
    © Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко

Это были даже не столько постмодернистские здания, сколько художественные жесты. Они полностью выбивались из всего, что тогда строилось, не следовали никакой традиции, не пытались переосмыслить или просто механически копировать те или иные стили и приемы.

Оба проекта связаны с именем Олега Дубровского (1963-2011), а также членов «Обледенения архитекторов»: Игоря Бурого, Ильи Вознесенского, Алексея Кононенко и Веры Самородовой.
 
Казалось бы, более противоположных людей, чем бунтарь Дубровский и вальяжно-барский Ткаченко, представить трудно. Но Ткаченко обладал уникальной способностью собирать вокруг себя самых разных людей. Это редкость – и коллеги, в том числе конкуренты и бывшие подчиненные, всегда вспоминали Ткаченко добрым словом: помогал, продвигал, поддерживал.
 
Сам Ткаченко, вспоминая Олега Дубровского, говорил: «Мы много говорили с ним о том, что должно отличать архитектуру конца миллениума. Остановились на том, что они должны быть обращены в будущее, и в то же время говорить «последнее прости» уходящему веку. Такими были и Дом-яйцо, и Патриарх, и остальные объекты. То, что мы называем современной архитектурой, не должно быть скучной подделкой под старину. Мы не шли по пути откровенно новой архитектуры, вписывая здание в историческую ткань. В то же время – не без иронии».
  • zooming
    Дом-Яйцо
    © Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко
  • zooming
    Жилой дом с подземной автостоянкой «Патриарх»
    © Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко

Патриарх и дом-яйцо оказались удивительно созвучны времени: многие здания той эпохи мы даже вспомним не всегда, как хорошие, так и плохие – а эти забыть невозможно.
 
В 2003 году Сергей Ткаченко стал директором Института генплана Москвы. Там его главной задачей было «приземлить» большие градостроительные идеи, в конечном счете превратив их в новый генплан. Ткаченко стал одним из главных лиц кампании по принятию генплана 2010 года, который стал предметом многочисленных слушаний и дискуссий. Спокойным, даже умиротворяющим голосом он часами мог убеждать любого собеседника в правильности и неотвратимости нового генплана.
 
В начале 2011 года со сменой власти в Москве Сергей Ткаченко ушел с поста директора Института генплана. Его заявление об уходе по собственному желанию подписал Александр Кузьмин, еще полтора года проработавший затем на должности главного архитектора Москвы. Эпоха Лужкова в архитектуре и градостроительстве Москвы заканчивалась с уходом ее главных лиц.
 
После отставки жизнь Сергея Ткаченко стала совсем другой, хотя были и проекты, и руководящая работа: так, непродолжительное время он был главным архитектором Калуги, – но все это уже было иного масштаба. Он активно занимался исследовательской и издательской деятельностью. В 2016 году защитил кандидатскую диссертацию «Творческие архитектурно-градостроительные конкурсы и их влияние на генеральные планы городов (на примере Москвы)», – научным руководителем был Илья Лежава.
 
Главным проектом Сергея Ткаченко десятых годов стал двухтомник «Один век московского градостроительства».
Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Эта книга – объемное исследование истории городского планирования столицы в советское и постсоветское время, и в то же время она – отдельный феномен. Она не просто представляет понимание города, объемную картину московского градостроительства, что вполне логично, когда за систематизацию берется человек, почти десять лет работавший директором Института генплана Москвы. Ткаченко предлагает собственную оригинальную периодизацию. В есть любопытный лейтмотив: по словам ее автора никто, включая архитекторов и градостроителей, не понимал, как трансформировать социалистический город в капиталистический. Опыта таких трансформаций, действительно, исторически не было. Ткаченко был одним из тех кто творил историю – иногда увлекаясь, иногда ошибаясь, иногда заблуждаясь.

И как человек, долгое время погруженный в процесс планирования и принятия решений, второй том он превращает в полемическое высказывание о постсоветском периоде, строя его на противопоставлении лужковского и собянинского периода. Основной и единственной заслугой нынешней московской власти Ткаченко назвал реализацию идей, разработанных при Лужкове. Словом, опять, как в далекие восьмидесятые, проявил своеобразную полуфронду.
  • zooming
    1 / 7
    Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

13 Августа 2023

Похожие статьи
Памяти Алексея Розенберга
Сегодня в 13:00 в церкви Нерукотворного Образа в Клязьме состоится отпевание Алексея Розенберга. Вспоминаем его архитектуру. Она была свободной, разнообразной, тонкой и узнаваемой.
Памяти Марии Зубовой
Мария Зубова преподавала историю искусства и архитектуры нескольким поколениям студентов МАРХИ. Художник, иконописец, искусствовед, автор учебников, книги о графике Матисса, инициатор переиздания книг Василия Зубова по истории и теории архитектуры, реставрации и христианской философии.
Не-стирание. Памяти Николая Лызлова
Николай Лызлов умер три дня назад, 7 июня. Вспоминаем его архитектуру, старые и новые проекты, построенное и не построенное, принципы и метод, отношение к среде и контексту. Светлая память. Прощание завтра в ЦДА.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Памяти Анатолия Столярчука
Автор многих зданий современного Петербурга, преподаватель Академии художеств, Член Градостроительного совета и человек, всегда готовый поддержать.
Памяти Жана-Луи Коэна
Марина Хрусталева – о Жане-Луи Коэне (20.07.1949-7.08.2023), историке архитектуры авангарда, преподавателе, авторе многих изданий и выставочных проектов.
Умер Майкл Хопкинс
В возрасте 88 лет скончался Майкл Хопкинс, один из главных архитекторов хай-тека, расширивший свой репертуар за счет традиционных материалов и рифм с историей.
Памяти Александра Некрасова
Он известен как автор нескольких реализованных станций метро, многие – с заметной, яркой, запоминающейся архитектурой. Одним из последних проектов Некрасова стала станция Физтех.
Собиратель
Умер Игорь Киселев. Реставратор и автор многих книг – справочников по архитектурным деталям и элементам зданий, очень полезных и хорошо известных специалистам.
Умер Рафаэль Виньоли
Скончался американский архитектор Рафаэль Виньоли, автор лондонских и нью-йоркских небоскребов, токийского «Форума» и многих других построек по всему миру.
Умер Балкришна Доши
В возрасте 95 лет скончался индийский архитектор Балкришна Доши, лауреат Притцкеровской премии, сотрудник Ле Корбюзье и Луиса Кана.
Памяти Виктора Быкова
Ушел из жизни Виктор Филиппович Быков – яркий представитель Нижегородской архитектурной школы, лучшего ее периода. Заслуженный архитектор Российской Федерации, лауреат престижных международных конкурсов и премий Нижнего Новгорода. Талантливый и эмоциональный человек, остро откликавшийся на вызовы времени.
Памяти Сергея Эстрина
Три дня назад умер Сергей Эстрин – архитектор и художник, автор синагоги на Бронной и множества общественных и частных интерьеров, всегда ярких и эффектных, а также красивых тонких графических работ.
Памяти Феликса Новикова
Ушел из жизни Феликс Новиков, архитектор, автор Дворца пионеров на Ленинских горах и Зеленограда, историк архитектуры модернизма и увлеченный публицист.
Слово о друге
В память о Феликсе Новикове публикуем его эссе, посвященное Джиму Торосяну и написанное в 2019 году для книги, которую сейчас готовит в издательстве Tatlin архитектор Карен Бальян. С разрешения автора и издательства.
Умер Рикардо Бофилл
Безусловная звезда современной архитектуры, автор, сменивший несколько направлений и тем самым примиривший в своем творчестве постмодернизм, национальные мотивы, неоклассику и интернациональный стиль, умер в возрасте 82 лет от последствий ковида в больнице Барселоны.
Памяти Евгении Кириченко
Ушла из жизни Евгения Ивановна Кириченко, человек, открывший нам ценность русской архитектуры модерна и эклектики, увлеченный и продуктивный исследователь, умный и жизнерадостный собеседник. Светлая память.
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.